ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ВОСПИТАННИКОВ ДТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 7
1.1. Исследование проблемы адаптации к образовательному учреждению в
психологии и педагогике 7
1.2. Социально-психологические особенности воспитанников интернатного
учреждения младшего подросткового возраста 16
1.3. Способы и приемы адаптации воспитанников детских домов в
общеобразовательном учреждении к новым социальным условиям 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ К НОВЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования адаптации 42
2.3. Методические рекомендации по повышению адаптации воспитанников
детского дома младшего подросткового возраста 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Проблема социального сиротства является одной из острейших, массовых и социально опасных в России. Проблеме воспитания ребенка без семьи придается особое значение. Ребенок, воспитывающийся в детском доме или других типах интернатных заведений, имеет определенные особенности в психической и эмоционально личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, детерминированными различными факторами, в частности, невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми. Ребенок сирота требует, прежде всего, специфических методов организации воспитательного процесса.
Исследования проблем воспитанников детдомов можно подразделить на четыре группы. Во-первых, появился ряд работ, посвященных комплексному анализу конкретного опыта отдельного детского дома (труды Г.Ананьевой, А.Андреевой, Н.Анохиной, Н.Карташовой, Е.Макаровой, Е .Переведенцевой, О.Понятовской).
Во-вторых, активно изучаются проблемы психологической адаптации воспитанников детских домов. Среди зарубежных психологов проблемы развития личности ребенка в условиях учреждения закрытого типа, возможности преодоления последствий материнской депривации и госпитализма изучали А.Адлер, А.Фрейд, Дж.Боулби, М.Айнсворз, Р.А.Шпиц, Я.Корчак, Э.Пиклер, Й.Лангмейер, З.Матейчик3.
Таким образом, обозначается явное противоречие. С одной стороны, все возрастающее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находясь в интернатном учреждении и выходя из него, испытывает трудности в адаптации к жизни в обществе, нередко попадая в категорию асоциальных граждан и, тем самым, обостряя социальную напряженность в стране. С другой стороны, применяемые в настоящее время формы и методы работы по решению проблем адаптации воспитанников детских домов, по мнению ряда ученых, зачастую оказываются малоэффективными.
В настоящее время в России активно обсуждаются проблемы социальной адаптации детей-сирот, в том числе и тех, которые на данный момент не устроены на воспитание в семьи. Федеральная программа «Россия без сирот» предусматривает целый ряд мер, направленных на содействие социальной адаптации сирот, воспитывающихся в детских домах. Одной из таких мер является включение воспитанников детских домов в образовательный процесс массовых школ, предполагающее создание смешанных по составу классов, в которых они обучаются совместно со своими ровесниками, воспитывающимися в семьях. Подобная форма организации образовательного процесса сегодня получила распространение в различных регионах России, причем наиболее распространенной является практика создания смешанных по составу классов в средней школе.
Уже год в России идет реформа сиротских заведений. Одно из запланированных изменений — переход к обучению сирот не в интернатах, а в общеобразовательных школах. В отдельных регионах детдомовцы уже ходят в школы вместе с домашними детьми, теперь так будет везде. «В 2016 году практически повсеместно в обычные общеобразовательные школы пойдут учиться воспитанники детских домов. Это очень важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания», — за несколько дней до начала нового учебного года заявила вице-премьер Ольга Голодец. Она подчеркнула: необходимо, чтобы «ребята, которые проживают по тем или иным причинам в детских домах, максимально чувствовали себя социализированными» [22].
Цель исследования - изучить особенности адаптации воспитанников детских домов младшего подросткового возраста в общеобразовательной школе к новым социальным условиям.
Объект исследования - процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.
Предмет исследования - особенности адаптации воспитанников детских домов младшего подросткового возраста в общеобразовательной школе к новым социальным условиям.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что адаптации воспитанников детских домов младшего подросткового возраста в общеобразовательной школе к новым социальным условиям будет менее успешной по показателям социального статуса, эмоционального состояния, учебной мотивации, эмоционального отношения к школе, к учению, включению в деятельность социума (класса).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие адаптации к образовательному учреждению в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить и изучить психологические особенности воспитанников детского дома.
3. Провести анализ причины и проблемы адаптации воспитанников детских домов к новым социальным условиям в образовательном учреждении.
4. Эмпирическим путем выявить особенности адаптации воспитанников детских домов младшего подросткового возраста в общеобразовательной школе к новым социальным условиям.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по организации адаптации воспитанников детских домов младшего подросткового возраста в общеобразовательной школе к новым социальным условиям.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические: метод социометрии, анкетирование.
База исследования. В исследовании принимали участие 8 детей- воспитанников детского дома с. Фарково, возраст детей - 11-12 лет, и 12 детей, воспитывающихся в семье обучающихся в 5-м классе в общеобразовательной школе с. Фарково.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В нашей работе адаптация к образовательному учреждению понимается как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. Подросток из детского дома в школе должен адаптироваться к новой своей социальной роли, а также к особенностям усвоения знаний в условиях урока.
Младший подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой - в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния.
Дети-сироты, оказывающиеся в институтах социализации, отличаются от детей из благополучных семей, прежде всего, социальной некомпетентностью (отсутствием знаний норм, правил), нарушениями адаптации к социуму, растерянностью в незнакомой среде
При переходе из младшего школьного возраста в подростковый у детей-сирот повышается переживание социального стресса, снижается страх при проверке знаний, возникают новые трудности в самовыражении В средней школе у детей из детского дома появляются трудности: плохое поведение, невнимательность на уроках, грубость.
При обучении в общеобразовательной школе у ребенка из детского дома возникают как общевозрастные (формирование учебной самооценки, установление близких отношений), так и специфические психологические трудности.
Проведенное собственное эмпирическое исследование адаптации воспитанников детского дома младшего подросткового возраста позволило выявить преобладающий уровень и характеристики адаптации.
Воспитанники детского дома младшего подросткового возраста в большинстве имеют средний уровень адаптации в общеобразовательном учреждении к новым социальным условиям. Воспитанник детского дома имеет благоприятный социометрический статус в классе и входит в референтную группу, продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; возможна сниженная мотивация и познавательная активность. Включается в деятельность и школьную жизнь по желанию педагога: иногда проявляет интерес к внеучебной жизни; выполняет внеурочные поручения только по просьбе педагога.
1. Адаптация / Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. -С.7
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1998. С. 35-37.
3. Аникеев М.В., Любимцева Ю.С. Дети-сироты в школе:
особенности их социализации и обучения в инклюзивной образовательной среде. - [Электрон. ресурс]. -URL: / firo.ru/wp-
content/uploads/2014/04/Anikeev_Lubimceva.doc (дата обращения: 12.03.2016).
4. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 1999. - 20 с.
5. Бахвалова Е.В., Микляева А.В. Положение подростков - воспитанников детского дома в школьном классе в условиях массовой школы // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Свивт, 2016.- С. 132-144.
6. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М.Безруких. - М.:Эксмо,2009. - 464 с.
7. Белякова Н.В. Педагогические факторы риска школьной дезадаптации. Психолого-педагогические системы и технологии: материалы первой научно-практической студенческой конференции. - Омск, 1998 - С.3134.
8. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога// Психические состояния. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов - СПб., 2000. — С. 175-181.
9. Благинин А.А., Мамайчук И.И., Истомина И.П., Черевкова Т.Н. Психолого-педагогические характеристики личности учащихся с различным уровнем школьной адаптации // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина.
• 2011. - Т. 5. - Вып. 4. -С. 52-62.
10. Благинин А.А., Смирнова М.И., Истомина И.П., Лисин А.В. Ранние признаки нарушения школьной адаптации: кол. моногр. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2010. - 115 с.
11. Волохатова В., Трушина М., Болмосова Ю. Мир, которому я нужен. Социальная адаптация детей-сирот // Управление школой. - 2007. - № 13.
12. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995.
• С. 8-11.
13. Гезалов А. С. Учить сирот учиться [Электронный ресурс] http://www.uspeshnye-siroty.ru/vyipusknikam/ucheba/uchit-sirot-uchitsya.html
14. Григорьева М.В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2008. -Т. 8. - № 2. - С. 76-81.
15. Гуткина Н.И. Группы и классы развития// Психол. Наука и образование. 1996-№6.-С 71-85....52