Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация учащихся пятых классов в основной школе

Работа №155213

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки адаптации учащихся пятых классов
в основной школе 3
1.1. Адаптация учащихся пятых классов в основной школе как
психолого-педагогическая проблема 3
1.2. Психолого-педагогические особенности младших подростков в
контексте их адаптации в основной школе 18
1.3. Организационно-педагогические условия реализации процесса
адаптации пятиклассников в основной школе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа реализации процесса
адаптации учащихся пятых классов в МАОУ СШ №19 51
2.1. Исследование уровня адаптация учащихся 5 «Б» класса МАОУ СШ
№19 51
2.2. Педагогическое обеспечение реализации процесса адаптация
учащихся 5 «Б» класса МАОУ СШ №19 59
2.3. Анализ результатов итоговой диагностики процесса адаптации
учащихся 5 «Б» класса МАОУ СШ №19 64
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 1 77
Приложение 2 105

Актуальность исследования. Изменения, происходящие практически во всех сферах жизнедеятельности современной России, сопровождаются серьезным переосмыслением социальной роли и функции многих социальных институтов нашего государства, в том числе и системы среднего образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2025 года и Проектом нового ФГОС ОО выпускник основной средней школы в XXI веке должен быть способен к коммуникации со взрослым и детским социумом, принимать и уважать социальные, культурные и религиозные различия, уметь работать в разновозрастной команде, адаптироваться к современным условиям жизни. Однако наблюдается разрыв между истинным положением дел с реализацией процесса адаптации учащихся в образовательном пространстве основной средней школы и ожиданиями общества и государства.
Сам термин «адаптация» подразумевает состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней
средой, способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. Обнаружение в 2020 году новой коронавирусной инфекции (COVID-19), объявление режима самоизоляции и незапланированный переход педагогов всего мира на дистанционные образовательные программы показали, насколько важен адаптационный процесс для всех участников образовательного процесса в условиях меняющейся ситуации. Переход учащихся из начальной в основную школу традиционно считается наиболее педагогически сложной школьной проблемой, а период адаптации к новым требованиям одним из самых трудных периодов школьного обучения и связан как с положительными, так и с отрицательными эффектами в отношении образования и социально­эмоционального развития ребенка. По мере того как школьники адаптируются к новым условиям обучения, они также испытывают изменения в социальной компетентности, учебной среде и потребностях в обучении. Из-за пандемии COVID-19 трудности для обучающихся, переходящих из начальной школы на следующую ступень образования, их родителей и педагогов были вызваны как отсутствием технологических ресурсов, таких как ноутбуки или сотовые телефоны, или неумением использовать их в образовательной практике, так и отсутствием навыков саморегулируемого обучения (СРО).
Указанные тенденции повышают потребность в содействии учащимся в формировании умений активно преодолевать жизненные трудности. Реализация данного запроса возможна при совершенствовании условий реализации воспитательного процесса, который охватывал бы все стороны жизни пятиклассников, ускоряя их адаптацию к новой социокультурной и образовательной среде основной школы.
Степени изученности темы: Проблема адаптации рассматривалась в трудах А.Н. Вазина, А.П. Сорокина, С.И. Степановой, Г.В. Стрельникова, которые выделили этапы адаптационного процесса. Г.А. Балл изучал психологическую адаптацию, Т.М. Растова исследовала адаптацию личности в коллективе, И.К. Кряжева - критерии адаптации. Проблема адаптации к школе рассматривается и в педагогической науке. Педагоги в своих исследованиях в основном изучают вопросы адаптивной организации образования. Некоторые авторы, например, М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к физической и учебной нагрузке обучающихся начальной школы. Е.А. Осипова занималась изучением проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации обучающихся в средней школе. В научных исследованиях вышеупомянутых авторов разработаны определения адаптации, рассмотрены виды, выявлена ее сущность.
Анализ научной литературы показывает, что проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю достаточно полно исследованы, однако вопросы педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся в образовательной среде основной средней школы не получили должного развития. Таким образом существуют противоречия между:
• ожиданием общества и государства на подготовку учащихся, готовых активных, деятельных и результативно адаптироваться к новому окружению и изменениям внешней среды, и слабо выраженной ориентацией системы среднего образования на удовлетворение данного запроса;
• ресурсом системы среднего образования, потенциально достаточным для удовлетворения запроса эффективной адаптации учащихся к новой образовательной среде основной средней школы, и слабой разработанностью педагогических условий реализации этого процесса;
• объективно существующей потребностью в реализации педагогических условий эффективной адаптации учащихся к новой образовательной среде основной средней школы, и отсутствием их описания в научно-методической литературе.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования реализация каких педагогических условий будет
способствовать эффективной адаптации учащихся к новой образовательной среде основной средней школы.
В соответствии с означенной проблемой определена тема исследования: «Адаптация учащихся пятых классов в основной школе».
Объект исследования - образовательный процесс в основной средней школе.
Предмет исследования - педагогические условия эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
Цель исследования - выявить, обобщить и экспериментально проверить педагогические условия эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать рабочую гипотезу: процесс адаптации учащихся пятых классов в
образовательной среде основной средней школы будет эффективным, если:
- на теоретическом уровне: проанализированы и конкретизированы понятие и сущность процесса адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы и рассмотрен потенциал её образовательной среда в обеспечении реализации данного процесса; выявлены психолого-педагогические особенностей учащихся пятых классов, существенные в контексте их эффективной адаптации в образовательной среде основной средней школы; определены и обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
- на практическом уровне: организована и проведена экспериментальная работа по проверке и оценке эффективности выявленных педагогических условий адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде МАОУ СШ №19; проведен анализ результатов итоговой диагностики данного процесса.
Исходя из цели и гипотезы, были определены
следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущность процесса адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
2. Выявить и проанализировать психолого-педагогические особенностей учащихся пятых классов, существенные в контексте их эффективной адаптации в образовательной среде основной средней школы.
3. Определить и обосновать педагогические условия, необходимые для эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
4. Разработать и апробировать тренинг и систему классных часов, научно-методические рекомендации для родителей и педагогов, эффективность использования адаптационного тренинга эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде МАОУ СШ №19....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно­методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.
В начале учебного года у пятиклассников была выявлена повышенная школьная тревожность, уровень общей тревожности был отмечен у 76% пятиклассников. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и преобладание отрицательных чувств. В мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 76% школьников.
После реализации научно-методических рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности с 76% до 30%, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.
В результате выполнения исследований (первичного и контрольного), формирующего эксперимента и сравнительного анализа результатов гипотеза подтвердилась.
Разработанная и реализованная на практике коррекционная программа была направлена на создание условий для успешной адаптации пятиклассников к учебным и жизненным ситуациям
Программа имела целью развитие средств самопознания тревожных детей, повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений и развитие уверенности в собственных силах. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого ребенка в большей или в меньшей степени, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является новым для педагогики и эффективным методом, не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.
Практика показала необходимость дифференцированного подхода к этой проблеме, то есть осуществление индивидуального подхода или работу с группой детей, чтобы избежать школьной дезадаптации.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект- Пресс, 2003.-357с.
3. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000.-456с.
4. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-378с.
8. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.-396с.
9. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000.­479с.
11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
- Ростов - на - Дону, 2003.-368с.
12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007.-358с.
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. - 174с.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.
15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвящение, 2000 -179с....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ