Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки адаптации учащихся пятых классов
в основной школе 3
1.1. Адаптация учащихся пятых классов в основной школе как
психолого-педагогическая проблема 3
1.2. Психолого-педагогические особенности младших подростков в
контексте их адаптации в основной школе 18
1.3. Организационно-педагогические условия реализации процесса
адаптации пятиклассников в основной школе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа реализации процесса
адаптации учащихся пятых классов в МАОУ СШ №19 51
2.1. Исследование уровня адаптация учащихся 5 «Б» класса МАОУ СШ
№19 51
2.2. Педагогическое обеспечение реализации процесса адаптация
учащихся 5 «Б» класса МАОУ СШ №19 59
2.3. Анализ результатов итоговой диагностики процесса адаптации
учащихся 5 «Б» класса МАОУ СШ №19 64
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 1 77
Приложение 2 105
Актуальность исследования. Изменения, происходящие практически во всех сферах жизнедеятельности современной России, сопровождаются серьезным переосмыслением социальной роли и функции многих социальных институтов нашего государства, в том числе и системы среднего образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2025 года и Проектом нового ФГОС ОО выпускник основной средней школы в XXI веке должен быть способен к коммуникации со взрослым и детским социумом, принимать и уважать социальные, культурные и религиозные различия, уметь работать в разновозрастной команде, адаптироваться к современным условиям жизни. Однако наблюдается разрыв между истинным положением дел с реализацией процесса адаптации учащихся в образовательном пространстве основной средней школы и ожиданиями общества и государства.
Сам термин «адаптация» подразумевает состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней
средой, способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. Обнаружение в 2020 году новой коронавирусной инфекции (COVID-19), объявление режима самоизоляции и незапланированный переход педагогов всего мира на дистанционные образовательные программы показали, насколько важен адаптационный процесс для всех участников образовательного процесса в условиях меняющейся ситуации. Переход учащихся из начальной в основную школу традиционно считается наиболее педагогически сложной школьной проблемой, а период адаптации к новым требованиям одним из самых трудных периодов школьного обучения и связан как с положительными, так и с отрицательными эффектами в отношении образования и социальноэмоционального развития ребенка. По мере того как школьники адаптируются к новым условиям обучения, они также испытывают изменения в социальной компетентности, учебной среде и потребностях в обучении. Из-за пандемии COVID-19 трудности для обучающихся, переходящих из начальной школы на следующую ступень образования, их родителей и педагогов были вызваны как отсутствием технологических ресурсов, таких как ноутбуки или сотовые телефоны, или неумением использовать их в образовательной практике, так и отсутствием навыков саморегулируемого обучения (СРО).
Указанные тенденции повышают потребность в содействии учащимся в формировании умений активно преодолевать жизненные трудности. Реализация данного запроса возможна при совершенствовании условий реализации воспитательного процесса, который охватывал бы все стороны жизни пятиклассников, ускоряя их адаптацию к новой социокультурной и образовательной среде основной школы.
Степени изученности темы: Проблема адаптации рассматривалась в трудах А.Н. Вазина, А.П. Сорокина, С.И. Степановой, Г.В. Стрельникова, которые выделили этапы адаптационного процесса. Г.А. Балл изучал психологическую адаптацию, Т.М. Растова исследовала адаптацию личности в коллективе, И.К. Кряжева - критерии адаптации. Проблема адаптации к школе рассматривается и в педагогической науке. Педагоги в своих исследованиях в основном изучают вопросы адаптивной организации образования. Некоторые авторы, например, М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к физической и учебной нагрузке обучающихся начальной школы. Е.А. Осипова занималась изучением проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации обучающихся в средней школе. В научных исследованиях вышеупомянутых авторов разработаны определения адаптации, рассмотрены виды, выявлена ее сущность.
Анализ научной литературы показывает, что проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю достаточно полно исследованы, однако вопросы педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся в образовательной среде основной средней школы не получили должного развития. Таким образом существуют противоречия между:
• ожиданием общества и государства на подготовку учащихся, готовых активных, деятельных и результативно адаптироваться к новому окружению и изменениям внешней среды, и слабо выраженной ориентацией системы среднего образования на удовлетворение данного запроса;
• ресурсом системы среднего образования, потенциально достаточным для удовлетворения запроса эффективной адаптации учащихся к новой образовательной среде основной средней школы, и слабой разработанностью педагогических условий реализации этого процесса;
• объективно существующей потребностью в реализации педагогических условий эффективной адаптации учащихся к новой образовательной среде основной средней школы, и отсутствием их описания в научно-методической литературе.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования реализация каких педагогических условий будет
способствовать эффективной адаптации учащихся к новой образовательной среде основной средней школы.
В соответствии с означенной проблемой определена тема исследования: «Адаптация учащихся пятых классов в основной школе».
Объект исследования - образовательный процесс в основной средней школе.
Предмет исследования - педагогические условия эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
Цель исследования - выявить, обобщить и экспериментально проверить педагогические условия эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать рабочую гипотезу: процесс адаптации учащихся пятых классов в
образовательной среде основной средней школы будет эффективным, если:
- на теоретическом уровне: проанализированы и конкретизированы понятие и сущность процесса адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы и рассмотрен потенциал её образовательной среда в обеспечении реализации данного процесса; выявлены психолого-педагогические особенностей учащихся пятых классов, существенные в контексте их эффективной адаптации в образовательной среде основной средней школы; определены и обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
- на практическом уровне: организована и проведена экспериментальная работа по проверке и оценке эффективности выявленных педагогических условий адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде МАОУ СШ №19; проведен анализ результатов итоговой диагностики данного процесса.
Исходя из цели и гипотезы, были определены
следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущность процесса адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
2. Выявить и проанализировать психолого-педагогические особенностей учащихся пятых классов, существенные в контексте их эффективной адаптации в образовательной среде основной средней школы.
3. Определить и обосновать педагогические условия, необходимые для эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде основной средней школы.
4. Разработать и апробировать тренинг и систему классных часов, научно-методические рекомендации для родителей и педагогов, эффективность использования адаптационного тренинга эффективной адаптации учащихся пятых классов в образовательной среде МАОУ СШ №19....
Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научнометодических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.
В начале учебного года у пятиклассников была выявлена повышенная школьная тревожность, уровень общей тревожности был отмечен у 76% пятиклассников. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и преобладание отрицательных чувств. В мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 76% школьников.
После реализации научно-методических рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности с 76% до 30%, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.
В результате выполнения исследований (первичного и контрольного), формирующего эксперимента и сравнительного анализа результатов гипотеза подтвердилась.
Разработанная и реализованная на практике коррекционная программа была направлена на создание условий для успешной адаптации пятиклассников к учебным и жизненным ситуациям
Программа имела целью развитие средств самопознания тревожных детей, повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений и развитие уверенности в собственных силах. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого ребенка в большей или в меньшей степени, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является новым для педагогики и эффективным методом, не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.
Практика показала необходимость дифференцированного подхода к этой проблеме, то есть осуществление индивидуального подхода или работу с группой детей, чтобы избежать школьной дезадаптации.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект- Пресс, 2003.-357с.
3. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000.-456с.
4. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-378с.
8. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.-396с.
9. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000.479с.
11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
- Ростов - на - Дону, 2003.-368с.
12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007.-358с.
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. - 174с.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.
15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвящение, 2000 -179с....49