Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рисков социальной дезадаптации подростков 6
1.1. Социальная дезадаптация как социальная проблема 6
1.2. Характеристика рисков социальной дезадаптации в
подростковом возрасте 13
1.3. Профилактическая работа по снижению рисков социальной
дезадаптации подростков 25
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике социальной
дезадаптации подростков в условиях общеобразовательного учреждения .... 34
2.1. Диагностика рисков социальной дезадаптации подростков 34
2.2. Программа профилактики рисков социальной дезадаптации
подростков 42
2.3. Анализ и интерпретация данных 47
Заключение 53
Список использованных источников
Повышенное количество детей и подростков, которые не могут адаптироваться к условиям жизни, требованиям, предъявляемым к ним самим, их окружению, ведет к повышению масштабов и углублению оснований появления социальной дезадаптации детей и подростков. Это проявляется в разбалансировке взаимоотношений личности с учителями, ровесниками, родителями, в школьной неуспеваемости, в появлении различных нарушений в поведении. Факторами социальной дезадаптации выступают как индивидуально-психологические особенности личности (неадекватная самооценка, агрессивность, тревожность и др.), так и внешние факторы: социальное неблагополучие в семье, низкий уровень педагогической компетентности родителей, отсутствие системной работы по профилактике дезадаптации в школе, негативное влияние со стороны сверстников с проявлениями девиантного поведения. Выявление рисков социальной дезадаптации особенно актуально у подростков, поскольку на сегодняшний момент можно говорить о том, что имеет место социально-психологическая и экономическая депривация среди подрастающего поколения, все больше наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением.
Проблема социальной дезадаптации и профилактика ее проявлений у подростков обозначена в теоретических исследованиях таких авторов как Т.В. Атаниязова, С.А. Беличева, Н.В. Гузяева, Л.М. Злобин, И.А. Коробейников, И.А. Милославова, П.А. Пономарев и др.
Проанализировав опыт психолого-педагогической и социальнопедагогической работы по профилактике социальной дезадаптации подростков в общеобразовательных учреждениях можно отметить, что акцент делается на коррекционной работе, когда социальная дезадаптация закрепляется в устойчивых формах нарушения поведения. При этом слабо разработаны программы диагностики проявлений социальной дезадаптации и комплексы мероприятий по первичной профилактике.
Актуальность исследования определяется важностью социальнопедагогической работы по профилактике рисков социальной дезадаптации подростков. Первичные проявления социальной дезадаптации отмечаются в школьной неуспеваемости, разовых нарушениях дисциплины, в отдельных проявлениях девиантного поведения (агрессивного поведения, употребления психоактивных веществ, правонарушений) и обусловлены недостаточно представленной системной работой по профилактике рисков социальной дезадаптации в условиях общеобразовательного учреждения.
Объект исследования: процесс профилактики социальной дезадаптации
Предмет исследования: условия профилактики рисков социальной дезадаптации подростков
Цель работы: определить результативность условий профилактики рисков социальной дезадаптации подростков в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследова
ния.
2. Разработать программу диагностики и провести исследование
рисков социальной дезадаптации подростков.
3. Разработать программу профилактики рисков социальной деза
даптации подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
4. Провести анализ и интерпретацию данных диагностики социальной дезадаптации подростков.
...
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что социальная дезадаптация представляет собой процесс потери социально значимых качеств, которые препятствуют успешному приспособлению индивидуума к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Опираясь на исследование Беличевой С.А, были выделены две стадии социальной дезадаптации: школьная и социальная дезадаптация. Школьная дезадаптация выражается в наличии низкого уровня успеваемости по учебным предметам, негативного отношения к учебной деятельности, негативного отношения к педагогическим воздействиям, наличие негативного (низкого) социометрического статуса в классе. Социальная дезадаптация предполагает проявления агрессивного поведения, проявления аддиктивного поведения (табакокурение, употребление алкоголя), совершение правонарушений.
Выделяются следующие подходы к профилактике рисков социальной дезадаптации. Во-первых, это социальное обучение подростков, та именно развитие навыков эффективного взаимодействия и конструктивного поведения посредством применения дискуссий, ролевых игр, социально - психологического тренинга. Во-вторых, включение подростков в социально значимую деятельность. Помогая другим, например, детям-сиротам, младшим школьникам или пожилым людям, взгляды подростков, отношение к учебе меняются в позитивную сторону, это сплачивает детский коллектив.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы г. Красноярска. В исследовании принятии участие 23 подростка, обучающихся в 7 классе. Нами была разработана программа диагностики и изучены риски школьной и социальной дезадаптации. Преимущественно у подростков были выявлены риски школьной дезадаптации: наличие низкой успеваемости в учебной деятельности, негативное отношение к учебной деятельности и низкий социометрический статус. Среди рисков социальной дезадаптации выражены проявления агрессивного поведения. Проявлений ад- диктивного поведения и совершений правонарушений выявлено не было.
Была разработана программа профилактики включающая проведение цикла классных часов и мероприятий на преодоление выявленных рисков социальной дезадаптации. Программа была направлена на: улучшение успеваемости, повышение посещаемости уроков и выполнения домашних заданий всеми учениками класса; улучшение микроклимата в классе; устранения проявлений агрессивного поведения среди учащихся; формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе. Использовались ролевые игры, занятия с элементами тренинга, беседа, дискуссия, практикум. Включение в социально значимые мероприятия, посредством подготовки поделок для детей-сирот, посещение детского дома с целью проведения игр для них и вручение подарков сделанных своими руками.
Сравнивая результаты группы подростков на этапах первичной и вторичной диагностики, мы наблюдаем снижение уровня состояния агрессии у подростков, улучшение успеваемости и посещаемости, изменение отношения к учебной деятельности и педагогическим воздействиям в положительную сторону, снизилось количество детей с низким социометрическим статусом, улучшился микроклимат в классе. У подростков сформировались навыки конструктивного поведения в конфликтах с преподавателями и одноклассниками, узнали, что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности; развилось умение прогнозировать последствия своих поступков, научились отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам.
Положительная динамика позволила сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Наше исследование не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, это один из возможных путей ее решения.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 536 с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 2015. - 216 с.
3. Атаниязова Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дезадаптации подростков из неблагополучных семей. - М., 2014. - 26 с.
4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 2013. 95 с.
5. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы. - 2005. - №1. - С.3-7
6. Беличева С.А., Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно - развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы. - 2000. - №2. - С. 69-74
7. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Екатеринбург, 2015. -
231 с.
8. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: Учебное пособие СПб. : Питер, 2012.-332 с.
9. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. // Вестн. психосоциал. и кор- рекционо-реабилитац. работы. - 2015. №1. - С.3
10. Божович Л.И., Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж, 2012. - 516 с.
11. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - СПб, Союз, 2014. - 322 с.
12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2016. - 481 с.
13. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастнопсихологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2012. - 569 с.
14. Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. — Волгоград: Издательство ВолГУ,2014. — 144 с.
15. Волков Б.С. Психология подростка.- 3-е изд., исправ. и доп. - М., 2015. - 471 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2013. - 356 с.
... всего 56 источников