Аккультурация школьников - мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве общеобразовательной российской школы
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы аккультурации и адаптации школьников-
мигрантов 6
1.1. Аккультурация как предмет исследования в отечественной и зарубежной
литературе 6
1.2. Современные модели аккультурации школьников - мигрантов 16
1.3. Коммуникативное образовательное пространство как фактор
аккультурации детей - мигрантов 25
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Особенности аккультурации школьников-мигрантов в Красноярском крае 32
2.1. Аккультурация школьников- мигрантов на базе средней
общеобразовательной школы 32
2.2.Основные проблемы аккультурации школьников-мигрантов в
коммуникативном образовательном пространстве 42
2.3. Программа для успешной аккультурации школьников-
мигрантов 51
Выводы по Главе 2 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение А
Приложение Б
Глава 1.Теоретические основы аккультурации и адаптации школьников-
мигрантов 6
1.1. Аккультурация как предмет исследования в отечественной и зарубежной
литературе 6
1.2. Современные модели аккультурации школьников - мигрантов 16
1.3. Коммуникативное образовательное пространство как фактор
аккультурации детей - мигрантов 25
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Особенности аккультурации школьников-мигрантов в Красноярском крае 32
2.1. Аккультурация школьников- мигрантов на базе средней
общеобразовательной школы 32
2.2.Основные проблемы аккультурации школьников-мигрантов в
коммуникативном образовательном пространстве 42
2.3. Программа для успешной аккультурации школьников-
мигрантов 51
Выводы по Главе 2 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение А
Приложение Б
Российские школы часто бывают не готовы к систематической работе с детьми из семей, имеющих миграционную историю.
Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах России и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети - мигранты стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что особенности процесса аккультурации школьников - мигрантов становится все более важной и значимой проблемой, так как колоссальный рост миграции - одна из важнейших тенденций качественных социальных перемен в современном мире. Мигранты из дальнего зарубежья ежегодно прибывают в Россию.
С точки зрения психологии аккультурация школьников - мигрантов требует особого внимания и необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, а также формирование толерантного сознания.
Необходимо отметить, что большинство исследований уделяют внимание аккультурации школьников - мигрантов младшего возраста ,в связи с этим данное обстоятельство позволило нам выделить группу детей- мигрантов в средней школе как наиболее актуальных для изучения процесса аккультурации в школе.
Цель исследования: выявить актуальные проблемы аккультурации школьников- мигрантов и разработать программу для успешной адаптации школьников - мигрантов к новой культурной среде.
Объект исследования: аккультурация как процесс взаимодействия и влияния различных культур.
Предмет исследования: аккультурация школьников - мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве средней российской школы.
В соответствии с поставленной целью ,объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования :
1. На основе изучения научной литературы проанализировать основные теории и модели аккультурации школьников - мигрантов ;
2. Выявить проблемы в адаптации школьников - мигрантов к другой культуре ;
3. Разработать программу для успешной адаптации к новой культуре школьников - мигрантов.
Теоретическую базу исследования составляют работы Дж. Берри, Е.Ю.Захарченко, А.Я.Макарова , К.Оберга , В.И.Петрищева, Л.Тьерри.
Методы исследования:
• общетеоретические - анализ методологические и теоретической литературы по проблеме исследования систематизация имеющихся материалов
• эмпирические - анкетирования, наблюдение
• статистические - анализ полученных результатов по итогам
проведенного исследования
База исследования: исследования проводилось на базе
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 47 города Красноярска. В исследовании приняли участие 72 школьника-мигранта 5-9 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в целях решения проблем аккультурации школьников - мигрантов , создания и проведения уроков в школе , внедрения данной программы для улучшения аккультурации школьников- мигрантов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на уроках и мероприятиях в 5-9 классах МБОУ СШ № 47 г. Красноярска с
использованием педагогической программы для улучшения адаптации школьников- мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве.
Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах России и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети - мигранты стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что особенности процесса аккультурации школьников - мигрантов становится все более важной и значимой проблемой, так как колоссальный рост миграции - одна из важнейших тенденций качественных социальных перемен в современном мире. Мигранты из дальнего зарубежья ежегодно прибывают в Россию.
С точки зрения психологии аккультурация школьников - мигрантов требует особого внимания и необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, а также формирование толерантного сознания.
Необходимо отметить, что большинство исследований уделяют внимание аккультурации школьников - мигрантов младшего возраста ,в связи с этим данное обстоятельство позволило нам выделить группу детей- мигрантов в средней школе как наиболее актуальных для изучения процесса аккультурации в школе.
Цель исследования: выявить актуальные проблемы аккультурации школьников- мигрантов и разработать программу для успешной адаптации школьников - мигрантов к новой культурной среде.
Объект исследования: аккультурация как процесс взаимодействия и влияния различных культур.
Предмет исследования: аккультурация школьников - мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве средней российской школы.
В соответствии с поставленной целью ,объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования :
1. На основе изучения научной литературы проанализировать основные теории и модели аккультурации школьников - мигрантов ;
2. Выявить проблемы в адаптации школьников - мигрантов к другой культуре ;
3. Разработать программу для успешной адаптации к новой культуре школьников - мигрантов.
Теоретическую базу исследования составляют работы Дж. Берри, Е.Ю.Захарченко, А.Я.Макарова , К.Оберга , В.И.Петрищева, Л.Тьерри.
Методы исследования:
• общетеоретические - анализ методологические и теоретической литературы по проблеме исследования систематизация имеющихся материалов
• эмпирические - анкетирования, наблюдение
• статистические - анализ полученных результатов по итогам
проведенного исследования
База исследования: исследования проводилось на базе
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 47 города Красноярска. В исследовании приняли участие 72 школьника-мигранта 5-9 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в целях решения проблем аккультурации школьников - мигрантов , создания и проведения уроков в школе , внедрения данной программы для улучшения аккультурации школьников- мигрантов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на уроках и мероприятиях в 5-9 классах МБОУ СШ № 47 г. Красноярска с
использованием педагогической программы для улучшения адаптации школьников- мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве.
В первой главе мы рассматривали теоретические основы аккультурации и адаптации , основные теории и модели аккультурации. На основе данного изученного материала можно выделить следующие положения:
• важнейшим результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды.
• адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах : психологическом и социокультурном
• Психологическая адаптация представляет собой достижение
психологической удовлетворенности в рамках новой культуры.
- Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе.
• детская психика очень уязвима и детям- мигрантам необходима поддержка взрослых не только для физического выживания в образовательном пространстве ,но и для психического и социального благополучия.
Во второй главе мы составляли общую картину аккультурации школьников- мигрантов , выделяли основные проблемы в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов ,а также разрабатывали программу по улучшению аккультурации школьников- мигрантов.
В следствии проделанной работы ,можно сделать следующие выводы:
• большинство школьников- мигрантов не имеют возможности и желания общаться на русском языке как можно чаще
• они не посещают дополнительные кружки и к сожалению в основном находятся дома в условиях родной культуры , что плохо влияет на успешную аккультурацию
- школа является основным инструментом в процессе адаптации к новой культуре и оказывает положительное влияние на школьника - мигранта при правильном психологическом и педагогическом подходах
В образовательном пространстве дети часто сталкиваются с проблемами разного характера , но когда речь заходит о проблемах школьников- мигрантов ,то здесь необходимо более подробно все изучить и разобрать.
Основные проблемы ^выявленные на сегодняшний день в процессе аккультурации школьников- мигрантов :
1.Отсутсвие дружбы со сверстниками
2.Отсутствие возможности говорить на русском языке в домашних условиях
3. Наличие языкового барьера
4. Нежелание участвовать в школьных мероприятиях
5. Отсутствие какого- либо досуга
В связи с проблемами в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов, мы предлагаем возможные решения данных проблем:
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству
2. Плодотворная работа с родителями детей- мигрантов
3. Создание комфортной атмосферы для учебного процесса
4. Формирование позитивного представления о внеклассных мероприятиях в школе.
Итак, на основе изучения научной литературы мы рассмотрели основные теории и модели аккультурации школьников - мигрантов ; выявили проблемы в адаптации школьников - мигрантов к другой культуре ,а также предложили возможные варианты решения данных проблем; составили программу для улучшения адаптации к новой культуре школьников - мигрантов.
Все мероприятия прошли успешно и продуктивно в соответствии с нашей целью создания благоприятной среды в коммуникативном
образовательном пространстве для школьников -мигрантов с целью
улучшения процесса адаптации к новой культуре.
Школьники -мигранты узнали много нового о культуре общения и страны, а также в каждом классе образовался дружеский и сплоченный коллектив. Дети- мигранты перестали испытывать сложности в общении и на последнем мероприятии "Спорт и здоровье " чувствовали себя комфортно и активно учувствовали в конкурсах и эстафетах.
В целом следует отметить , что внедрение программы , созданной на основе теоретической базы и в следствии проведенного анкетирования , прошло успешно и принесло продуктивные и положительные результаты.
• важнейшим результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды.
• адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах : психологическом и социокультурном
• Психологическая адаптация представляет собой достижение
психологической удовлетворенности в рамках новой культуры.
- Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе.
• детская психика очень уязвима и детям- мигрантам необходима поддержка взрослых не только для физического выживания в образовательном пространстве ,но и для психического и социального благополучия.
Во второй главе мы составляли общую картину аккультурации школьников- мигрантов , выделяли основные проблемы в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов ,а также разрабатывали программу по улучшению аккультурации школьников- мигрантов.
В следствии проделанной работы ,можно сделать следующие выводы:
• большинство школьников- мигрантов не имеют возможности и желания общаться на русском языке как можно чаще
• они не посещают дополнительные кружки и к сожалению в основном находятся дома в условиях родной культуры , что плохо влияет на успешную аккультурацию
- школа является основным инструментом в процессе адаптации к новой культуре и оказывает положительное влияние на школьника - мигранта при правильном психологическом и педагогическом подходах
В образовательном пространстве дети часто сталкиваются с проблемами разного характера , но когда речь заходит о проблемах школьников- мигрантов ,то здесь необходимо более подробно все изучить и разобрать.
Основные проблемы ^выявленные на сегодняшний день в процессе аккультурации школьников- мигрантов :
1.Отсутсвие дружбы со сверстниками
2.Отсутствие возможности говорить на русском языке в домашних условиях
3. Наличие языкового барьера
4. Нежелание участвовать в школьных мероприятиях
5. Отсутствие какого- либо досуга
В связи с проблемами в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов, мы предлагаем возможные решения данных проблем:
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству
2. Плодотворная работа с родителями детей- мигрантов
3. Создание комфортной атмосферы для учебного процесса
4. Формирование позитивного представления о внеклассных мероприятиях в школе.
Итак, на основе изучения научной литературы мы рассмотрели основные теории и модели аккультурации школьников - мигрантов ; выявили проблемы в адаптации школьников - мигрантов к другой культуре ,а также предложили возможные варианты решения данных проблем; составили программу для улучшения адаптации к новой культуре школьников - мигрантов.
Все мероприятия прошли успешно и продуктивно в соответствии с нашей целью создания благоприятной среды в коммуникативном
образовательном пространстве для школьников -мигрантов с целью
улучшения процесса адаптации к новой культуре.
Школьники -мигранты узнали много нового о культуре общения и страны, а также в каждом классе образовался дружеский и сплоченный коллектив. Дети- мигранты перестали испытывать сложности в общении и на последнем мероприятии "Спорт и здоровье " чувствовали себя комфортно и активно учувствовали в конкурсах и эстафетах.
В целом следует отметить , что внедрение программы , созданной на основе теоретической базы и в следствии проведенного анкетирования , прошло успешно и принесло продуктивные и положительные результаты.
Подобные работы
- АККУЛЬТУРАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ-МИГРАНТОВ В
КОММУНИКАТИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017





