Введение 3
Глава 1.Теоретические основы аккультурации и адаптации школьников-
мигрантов 6
1.1. Аккультурация как предмет исследования в отечественной и зарубежной
литературе 6
1.2. Современные модели аккультурации школьников - мигрантов 16
1.3. Коммуникативное образовательное пространство как фактор
аккультурации детей - мигрантов 25
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Особенности аккультурации школьников-мигрантов в Красноярском крае 32
2.1. Аккультурация школьников- мигрантов на базе средней
общеобразовательной школы 32
2.2.Основные проблемы аккультурации школьников-мигрантов в
коммуникативном образовательном пространстве 42
2.3. Программа для успешной аккультурации школьников-
мигрантов 51
Выводы по Главе 2 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение А
Приложение Б
Российские школы часто бывают не готовы к систематической работе с детьми из семей, имеющих миграционную историю.
Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах России и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети - мигранты стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что особенности процесса аккультурации школьников - мигрантов становится все более важной и значимой проблемой, так как колоссальный рост миграции - одна из важнейших тенденций качественных социальных перемен в современном мире. Мигранты из дальнего зарубежья ежегодно прибывают в Россию.
С точки зрения психологии аккультурация школьников - мигрантов требует особого внимания и необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, а также формирование толерантного сознания.
Необходимо отметить, что большинство исследований уделяют внимание аккультурации школьников - мигрантов младшего возраста ,в связи с этим данное обстоятельство позволило нам выделить группу детей- мигрантов в средней школе как наиболее актуальных для изучения процесса аккультурации в школе.
Цель исследования: выявить актуальные проблемы аккультурации школьников- мигрантов и разработать программу для успешной адаптации школьников - мигрантов к новой культурной среде.
Объект исследования: аккультурация как процесс взаимодействия и влияния различных культур.
Предмет исследования: аккультурация школьников - мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве средней российской школы.
В соответствии с поставленной целью ,объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования :
1. На основе изучения научной литературы проанализировать основные теории и модели аккультурации школьников - мигрантов ;
2. Выявить проблемы в адаптации школьников - мигрантов к другой культуре ;
3. Разработать программу для успешной адаптации к новой культуре школьников - мигрантов.
Теоретическую базу исследования составляют работы Дж. Берри, Е.Ю.Захарченко, А.Я.Макарова , К.Оберга , В.И.Петрищева, Л.Тьерри.
Методы исследования:
• общетеоретические - анализ методологические и теоретической литературы по проблеме исследования систематизация имеющихся материалов
• эмпирические - анкетирования, наблюдение
• статистические - анализ полученных результатов по итогам
проведенного исследования
База исследования: исследования проводилось на базе
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 47 города Красноярска. В исследовании приняли участие 72 школьника-мигранта 5-9 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в целях решения проблем аккультурации школьников - мигрантов , создания и проведения уроков в школе , внедрения данной программы для улучшения аккультурации школьников- мигрантов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на уроках и мероприятиях в 5-9 классах МБОУ СШ № 47 г. Красноярска с
использованием педагогической программы для улучшения адаптации школьников- мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве.
В первой главе мы рассматривали теоретические основы аккультурации и адаптации , основные теории и модели аккультурации. На основе данного изученного материала можно выделить следующие положения:
• важнейшим результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды.
• адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах : психологическом и социокультурном
• Психологическая адаптация представляет собой достижение
психологической удовлетворенности в рамках новой культуры.
- Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе.
• детская психика очень уязвима и детям- мигрантам необходима поддержка взрослых не только для физического выживания в образовательном пространстве ,но и для психического и социального благополучия.
Во второй главе мы составляли общую картину аккультурации школьников- мигрантов , выделяли основные проблемы в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов ,а также разрабатывали программу по улучшению аккультурации школьников- мигрантов.
В следствии проделанной работы ,можно сделать следующие выводы:
• большинство школьников- мигрантов не имеют возможности и желания общаться на русском языке как можно чаще
• они не посещают дополнительные кружки и к сожалению в основном находятся дома в условиях родной культуры , что плохо влияет на успешную аккультурацию
- школа является основным инструментом в процессе адаптации к новой культуре и оказывает положительное влияние на школьника - мигранта при правильном психологическом и педагогическом подходах
В образовательном пространстве дети часто сталкиваются с проблемами разного характера , но когда речь заходит о проблемах школьников- мигрантов ,то здесь необходимо более подробно все изучить и разобрать.
Основные проблемы ^выявленные на сегодняшний день в процессе аккультурации школьников- мигрантов :
1.Отсутсвие дружбы со сверстниками
2.Отсутствие возможности говорить на русском языке в домашних условиях
3. Наличие языкового барьера
4. Нежелание участвовать в школьных мероприятиях
5. Отсутствие какого- либо досуга
В связи с проблемами в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов, мы предлагаем возможные решения данных проблем:
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству
2. Плодотворная работа с родителями детей- мигрантов
3. Создание комфортной атмосферы для учебного процесса
4. Формирование позитивного представления о внеклассных мероприятиях в школе.
Итак, на основе изучения научной литературы мы рассмотрели основные теории и модели аккультурации школьников - мигрантов ; выявили проблемы в адаптации школьников - мигрантов к другой культуре ,а также предложили возможные варианты решения данных проблем; составили программу для улучшения адаптации к новой культуре школьников - мигрантов.
Все мероприятия прошли успешно и продуктивно в соответствии с нашей целью создания благоприятной среды в коммуникативном
образовательном пространстве для школьников -мигрантов с целью
улучшения процесса адаптации к новой культуре.
Школьники -мигранты узнали много нового о культуре общения и страны, а также в каждом классе образовался дружеский и сплоченный коллектив. Дети- мигранты перестали испытывать сложности в общении и на последнем мероприятии "Спорт и здоровье " чувствовали себя комфортно и активно учувствовали в конкурсах и эстафетах.
В целом следует отметить , что внедрение программы , созданной на основе теоретической базы и в следствии проведенного анкетирования , прошло успешно и принесло продуктивные и положительные результаты.
1. Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Профилактика школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2012 г. С. 25-28
2. Артемьева Н.В. К проблеме адаптации детей мигрантов к образовательной среде // Вестник АГТУ. 1998. № 1. C. 220-221.
3. Бурковская Т.В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: Автореф. дис. канд. пед. наук.2003. С. 27.
4. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. - М., 2012. С.30
5. Выступец Н.П. Использование креативного потенциала семьи школы для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы социализации в обществе // Сборник статей V Международной научнопрактической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2012 г. С. 44.
6. Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе. М.,2013. С. 54.
7. Гаврилушкина О. А., Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / Гаврилушкина О. // Ребенок в детском саду. 2003 № 2. С. 12-16.
9. Горячев Ю.А. Интеграция мигрантов средствами образования : опыт Москвы /Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А., Савченко А.М. М. : Этносфера, 2008. С. 58-59.
10. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.С.40.
11. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5.С.71.
12.Зинченко Л.Н. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. 2001. № 22. С. 19. 13.Засыпкин В.И., Г.Е.Зборовский, Е.А.Щуклина Актуальные проблемы обучения детей - мигрантов // Вестник СГПУ.2012.№2.С.23.
14.Евтух Б.В. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала.1990. С. 170-172.
15.Захарченко Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика.2002.№ 9.С. 47-53....58