Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

Работа №155202

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обучение по предмету ОБЖ в системе школьного образования, как фактор формирования личности учащихся 9
1.1 Направления развития личности старшего школьника 9
1.2. Целевые ориентиры на подготовку к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути 11
Глава 2. Организации учебно-познавательной деятельности школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 13
2.1. Методы активизации развития познавательного интереса школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности 14
Глава 3. Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ в школе через применение методики проблемного обучения 24
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список используемых источников 42

Актуальность: Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Состояние высокого уровня психологической нагрузки сопутствует жизнедеятельности подавляющего большинства людей современного типа развития цивилизации. К сожалению, свой значительный вклад вносят в состояние нестабильности современного мира и глобальные проблемы: войны и региональные конфликты, экологические бедствия и природные катастрофы, политические и экономические потрясения, терроризм.
Безопасность - объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблема обеспечения безопасности жизни человека была, есть и будет всегда. Многовековой опыт показывает, что любая деятельность человека, необходимая и полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей. Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей. Ведь сегодня сообщения о войне, о взрывах жилых домов, автомашин, о крушениях самолетов, о захватах заложников, о наводнениях и лесных пожарах стали обыденными и привычными. Такая информация заставляет человека постоянно ощущать возможность опасности не только в общественных местах или в дороге, но и находясь дома.
Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Посредством образования можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Предмет ОБЖ в школе - это не только познавательная, образовательная дисциплина; это прежде всего, необходимое условие повышения качества и производительности всех видов жизнедеятельности старших школьников, в том числе и производственной.
Рабочая программа основного общего образования по ОБЖ включает в себя перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Настоящая программа содержит материал, способствующий повышению общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Программа соответствует ФГОС основного общего образовании, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства;
• ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
• ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний:
• о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений:
• оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья;
• безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
• оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Рабочая программа по ОБЖ направлена на подготовку обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Тему нашего исследования - «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» - определила высокая практическая значимость учебного материала по курсу «ОБЖ», а методика проблемного обучения будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся к учебному предмету в целом, и особенно к учебному материалу о здоровом образе жизни, правилах оказания первой медицинской помощи в частности. При этом познавательный интерес школьников будет оказывать влияние на уровень формирования и развития межпредметных (интегрированных) понятий.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, вполне обосновано считать выбранную нами тему актуальной.
Цель исследования: изучить теоретически, обосновать и практически применить методику проблемного обучения для активизация познавательной деятельности у обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемное обучение развивает творческую самостоятельность учащихся, включает их в поисковую, исследовательскую деятельность, формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества преподавателей и учащихся, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности. Оно соответствует социальному заказу, природе развивающего научного знания и практически - преобразовательной направленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения.
Исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности. Исследовательская деятельность - форма организации межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания. Данная форма является созвучной особенностям подросткового возраста и подростковой субкультуре, организационно способствуя разрешению ряда задач в развитии личности подростка и вхождения его в пространство культуры.
Кроме того исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:
1. Решение практических, общественно-значимых задач;
2. Самореализация личности;
3. Гуманность по отношению к окружающему миру;
4. Знание проблем в стране и мире;
5. Сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;
6. Умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;
7. Навыки общения в коллективе.
Значение проблемного обучения и исследовательского метода как одного из вариантов этой технологии трудно переоценить.
Этот метод позволяет стимулировать познавательную активность, формировать мировоззренческие, ценностные установки, способствуют воспитанию толерантности у учащихся, развивает рефлексию.
Имея в своем педагогическом багаже методы проблемного обучения , преподаватель ОБЖ может способствовать формированию творческой, активной личности, достойного гражданина обновленной, демократической России.
Проведенные на уроках ОБЖ наблюдения показали, что привлечение внимания к изученному материалу достигается путём новизны содержания материала и организации различной деятельности учащихся на уроках. Новизна материалов всегда вызывает отклик чувств и эмоций учащихся. Целесообразно на уроке сочетать новый и пройденный материал, давая возможность общения учащихся с учителем и с одноклассником. В процессе общения происходит познание своих умственных возможностей, которое является сильным побудителем познавательного интереса. Отвечая на вопросы частично-поискового и проблемного характера, учащиеся получают основные знания и используют дополнительные источники. Проблемные вопросы активизируют внимание учащихся, способствует сознательному освоению учебного материала, и формируют умения и навыки работать самостоятельно. Кроме этого, проблемные вопросы может решать сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс учеников к логическом мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний.
Результаты исследования дали нам основание полагать, что активная мыслительная работа осуществляется в разнообразной деятельности учащихся, способна удовлетворить их потребности и раскрыть индивидуальные склонности, что в целом способствует актитвизации познавательного интереса.
Организация учебного процесса в проблемном исследовании осуществлялась с применением разнообразных методов, методических приёмов и форм обучения, которые были направлены на активизацию профессиональной деятельности учащихся. Наблюдения на уроках ОБЖ показали, что обучение для учащихся становиться более привлекательным только тогда, когда они включаются в разнообразную деятельность. Разнообразные методы преподавания уроков позволяют учащимся раскрыть свои умственные возможности и повысить интерес к предмету.
Таким образом, мы можем утверждать, что источником познавательного интереса является активная, познавательная деятельность, которая, будучи педагогически верно организованной, приносит школьникам радость, удовлетворение от мыслительной деятельности и чувство собственного достоинства, что оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся. Кроме того, изучение дополнительной научной литературы, различные интересные факты, связь теории с жизнью развивают и углубляют знания школьников, помогают им чувствовать себя активными участниками в учебно-воспитательном процессе, что способствует раскрытию умственных способностей учащихся и развивает познавательный интерес к учебному предмету.


1. Байбородова Л. В., Индюков Ю. В., Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Байбородова Л. В., Чернявская А. П., Воспитание в сельской школе — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
3. Векслер С. И., Современные требования к уроку: пособие для учителя — М.: Просвещение, 1985.
4. Газман О. С., Харитонова Н. Е., В школу с игрой: кн. для учителя — М.: Просвещение, 1991.
5. Гин А. А., Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2002.
6. Гурвич Е. М., Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций //в сб.: Развитие исследовательской деятельности учащихся /под ред. Н. Г. Алексеева, М. В. Гущина, А.В. Леонтовича, А. С. Савичева - М., 2001.
7. Дьяченко В. К., Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991.
8. Загвязинский В. И., Теория обучения. Современная интерпретация. - М., 2001.
9. Зверева Н. М., Практическая дидактика для учителя. - М., 2001.
10. Зимняя И. А., Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Логос, 2001.
11. Карякина Л. Д., Организация исследовательской работы в творческом объединении «Экологи» //в сб.: Развитие исследовательской деятельности учащихся //под ред. Алексеева Н. Г., Гущина М. В., Леонтовича А. В., Савичева А.С.- М., 2001.
12. Казаренков В. И., Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие — М.: Педагогика, 1998.
13. Крючек Н.А., Кузнецов М. И., Латчук В.Н, Петров С. В., Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях / под ред. зам. министра МЧС России Г. Н. Кириллова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
14. Ксензова Г. Ю., Перспективные школьные технологии: учебно­методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
15. Кузнецов М. И., Латчук В. Н, Мишин Б. И., Личная безопасность школьника: Памятка. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ