Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫЧИСЛИ ТЕЛЬНОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРА ГУРЕ

Работа №155201

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1Сущность понятия «вычислительный навык» 6
1.2 Возрастные особенности учащихся начальной школы и их влияние на
процесс формирования вычислительного навыка 14
1.3 Методические особенности организации деятельности учащихся в
процессе формирования вычислительного навыка 23
Выводы по I главе 36
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Методика проведения констатирующего исследования уровня
вычислительного навыка младших школьников 38
2.2. Результаты исследования актуального состояния сформированности
вычислительного навыка младших школьников 42
Выводы по II главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 58

Одной из задач начального курса математики современные педагогики называют формирование вычислительного навыка. Этот раздел школьной математики всегда определялся как приоритетный при формировании математических знаний младших школьников. В настоящее время система образования должна формировать такие новые качества личности выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность, что особенно относится и к умению выпускника начальной школы быстро и правильно считать.
Цели формирования вычислительных умений в современной начальной школе - это не только требуемый ФГОС НОО уровень владения учащимися вычислительными умениями. Это также личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты: понимание мира и себя в мире, уважение иного мнения, владение начатками алгоритмического мышления и алгоритмической культуры и др. Метапредметные результаты: умения ставить учебные и познавательные цели своей учебной деятельности, выбирать и конструировать учебные действия, направленные на достижение учебных целей (регулятивные универсальные учебные действия - УУД), умения находить личностные основания овладения вычислительными алгоритмами (личностные УУД), устанавливать закономерности, исследуя числовые выражения, таблиц сложения/вычитания и умножения/деления, числовые ряды, умения ставить вопросы, (познавательные УУД), умения сотрудничать с участниками учебного процесса для овладения вычислительными умениями (коммуникативные УУД) и др.
Вычислять точно и быстро, подчас на ходу, - это основной залог успешного обучения в средней школе. Не умея вычислять, нельзя добиться успеха как в повседневной жизни, так и во время обучения. Уметь быстро, точно, правильно выполнять вычисления необходимо уже в начальной школе как для продолжающейся работы с числами, так и для дальнейшего обучения. В связи с этим, формирование у учащихся прочных вычислительных навыков по прежнему является серьезной педагогической проблемой.
Учащиеся не всегда способны активно использовать знания, умения, навыки в практической деятельности, адекватно воспринимать учебные задачи, уметь быстро находить пути их решения, преодолевать учебные проблемы, поставленные перед ними учителем. Очевидно, что фундамент развития вычислительных умений и навыков должен закладываться в курсе математики начальной школы. Формирование вычислительных навыков является приоритетной задачей начального математического образования. Именно в 1-2 классах закладываются основы обучения математике. Если не научить детей считать в этот период, в дальнейшем они будут постоянно испытывать различные трудности при выполнении вычислений.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е. С Дубинчук, А. А. Столяра, С. С. Минаевой, Н. Л. Стефановой, Я. Ф. Чекмарева, М. А. Бантовой, М. И. Моро, Н. Б. Истоминой, С. Е. Царевой и др. Исследования большинства из них посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М. А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М. И. Моро, С. В. Степанова и др.), применению средств ТСО (В. И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Т. И. Фадейчева).
Цель исследования: разработать диагностическую программу исследования и провести констатирующий срез.
Объект исследования: процесс формирования вычислительного навыка у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности вычислительного навыка.
Гипотеза исследования: у учащихся в начальном курсе математики, сформируется вычислительный навык, характеризующийся:
• правильностью находить результат арифметического действия над числами;
• осознанностью выбора операции и нахождения порядка их выполнения.
• автоматизмом находить результат арифметического действия над числами за отведенное время.
Задачи, необходимые решить в процессе изучения темы, следующие:
• описать уровни состояния объекта, в соответствии с выбранными критериями;
• подобрать методики, позволяющие выявить уровни состояния объекта;
• скомпоновать диагностическую программу исследования;
• провести констатирующий срез;
• занести в таблицу результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование вычислительного навыка - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительный навык необходим при изучении арифметических действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочного навыка вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.
Полученные результаты исследования, которые проводились на базе школы МБОУ Ярцевская СОШ № 12 с. Ярцево позволили нам выявить уровень сформированности вычислительного навыка младших школьников и определить поиск нового подхода к организации деятельности учащихся в процессе обучения. В процессе проведения исследования был определен актуальный уровень сформированности вычислительного навыка младших школьников, в частности были исследованы такие критерии как: правильность осознанность, автоматизм.
В процессе работы нами было охарактеризовано понятии
«вычислительный навык» и выделены этапы его формирования (подготовка к введению нового приема, ознакомление с вычислительным приемом,
закрепление знаний приема и выработка вычислительного навыка). Так же нами были выбраны и рассмотрены типы заданий, направленные на формирование вычислительного навыка (задания, на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100 с разложением числа на сумму разных слагаемых). Нами было отмечено, что использование выбранных типов заданий на уроках математики возбуждает у детей интерес к предмету, стимулирует их к активной деятельности и позволяет более прочно сформировать вычислительный навык.
В ходе проведенной мною констатирующего эксперимента по изучению уровня сформированности вычислительного навыка у учащихся 3 класса, выяснилось, что вычислительный навык в классе сформирован на среднем уровне, а так же, что большинство детей способны объяснить логику выполнения той или иной операции и обосновать свой выбор вычислительного приема. Однако многие дети довольно часто допускают ошибки при вычислении в приемах на сложение и вычитание с переходом через разряд.
Основываясь на результатах, полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента, мною была разработана система заданий, способствующих совершенствованию вычислительного навыка, а так же направленных на увеличение количества сформированного вычислительного приема. Эти задания включались в уроки математики на различных этапах их проведения.
Так же нами была скомпонована диагностическая программа исследования актуального состояния сформированности вычислительного навыка у младших школьников и были выявлены результаты каждого критерия по уровням.
Это подтверждает наши предположения о том, что развитие вычислительного навыка у учащихся младшей школы актуальная проблема современного образования. В связи с этим считаем целесообразным разработать программу включающую комплекс заданий, направленных на совершенствование и развитие необходимого вычислительного навыка, и включить в учебный процесс учащихся 3 класса. Это позволит в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и применять навык в жизненных ситуациях.
Таким образом, задачи, поставленные в данной курсовой работе, были выполнены, тем самым цель работы была достигнута.


1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 1977. - 248 с.
2. Бантова М. А. Система вычислительных навыков // Начальная школа. 2003. № 10. С. 51-55.
3. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа - 1993 - №11 - с. 38 - 43.
4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М.: 1981. - 142 с.
5. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений / под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М: МГУ, 1968. - 135 с.
6. Ефимов В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 61-65.
7. Куличкова О. П. Формирование вычислительных навыков в процессе игры / О. П. Куличкова, К. Уланова // Начальная школа. - 2007. - №
8. - С. 31-33.
8. Кремнева С.Ю. Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И.Моро и др. ФГОС. - М.: Просвещение, 2018. - с.64
9. Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. - В.: Панорама, 2006.- с. 176.
10. Малахова И.В. Формирование вычислительных навыков на уроках математики / И.В. Малахова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - №3 (16). - С. 13-14.
11. Малахова И.В. Формирование вычислительных навыков на уроках математики // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - № 3(16). - с 13-14.
12. Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК М.И. Моро и др.
"Школа России". ФГОС. М.: Вако, 2015. -80с.
13. Математика. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС: Моро М.М., Волкова С.И., Бантова М.А., и др. - М.: Просвещение, 2018. - 112с.
14. Математика. Итоговое тестирование за курс начальной школы в формате экзамена. - М.: Академия Развития, Харвест, 2011. - 516 с.
15. Математика. Курс начальной школы в таблицах. - М.: Букмастер, Кузьма, 2013. - 112 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ