ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие «саморегуляция» 6
1.2. Социально-психологическая характеристика подростков 13
1.3. Развитие саморегуляции подростков 17
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие саморегуляции
подростков 27
2.2. Реализация программы 32
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Человек является в значительной степени саморегулирующейся системой, поскольку имеет в наличии как физиологические, так и психологические механизмы приспособления к постоянно меняющимся условиям своей жизнедеятельности и окружающей среды, привлечения сил и опыта, самоуправления, регулирования своей активности.
Современные познания о саморегуляции личности образовались при помощи синтеза научных идей из физиологии, кибернетики и психологии. Большинство ученых склонны считать, что основные регуляторные функции - это осознание цели, анализ имеющихся условий, последовательность действий, оценка результатов и соответственная коррекция.
В качестве субъекта саморегуляции выступает непосредственно сам человек, а объектами уже выступают его психические события, осуществляемая им деятельность, а также его поведение.
Актуальность исследования. Для детей очень важно развивать саморегуляцию, поскольку от нее зависит способность переживать разочарование, снижение агрессии, выражение радости и других эмоций. Повышенный уровень саморегуляции впоследствии окажет важное влияние на весь жизненный путь человека за счет удовлетворения от жизнедеятельности, улучшения социального поведения, повышения качества жизни. В следствие этого формирование саморегуляции подростков является актуальным на современном этапе.
Саморегуляция и ее развитие находится в фокусе внимания специалистов психологии, педагогики, физиологии и др. Среди российских авторов выделяются следующие: П.К. Анохин, Е.Ю. Волчегорская,
Л.С. Выготский, Ю.П. Зинченко, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова,
С.Л. Рубинштейн и др. В работах данных ученых рассматриваются и исследуются проблемы формирования и развития саморегуляции у подростков, обосновывается сущность, природа, роль сознательной активности и саморегуляции.
Цель исследования - развитие саморегуляции подростков посредством апробации развивающей программы.
Объект исследования - саморегуляция.
Предмет исследования - развитие саморегуляции подростков.
Под гипотезой исследования мы предполагаем, что у подростков недостаточно развиты такие показатели саморегуляции, как самостоятельность и ответственность. Развивающая программа позволит повысить навыки саморегуляции подростков.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия «саморегуляция».
2. Рассмотреть социально-психологические характеристики подростков.
3. Исследовать особенности саморегуляции подростков.
4. Реализовать развивающую программу саморегуляции подростков.
5. Оценить результаты проведения программы развития саморегуляции подростков.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ и синтез литературы по теме работы;
• эмпирические методы: тестирование, опросный метод,
• методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Методики:
• Методика «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.
• Методика диагностики индивидуального профиля саморегуляции поведения у детей младшей и средней школы «ССПМД - оценочные шкалы» В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко - «ССПД-М1» для обучающихся 9-16 лет.
База исследования: работа проводилась в одной из образовательных организаций г. Красноярска.
Выборку исследования составили 52 обучающихся подросткового возраста ^ класса. Возраст респондентов 12-13 лет.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что саморегуляция формирует и поддерживает осознание подростками ситуации собственного личностного развития. Однако, в условиях внедрения цифровой образовательной среды, интерактивных технологий обучения, огромного потока информации, дети испытывают психофизическую нагрузку, что всецело оказывает на них психологическое давление.
Для нашего исследования наиболее подходящим определением саморегуляции является определение, которое дает О.А. Конопкин, по мнению которого саморегуляция - это системно-организованный процесс такой психической активности личности, которая активизирует, создает и координирует разные способы и формы произвольной активности, результатом которой становится достижение поставленных целей.
Сходной точки зрения придерживается В.И. Моросанова, которая отмечает, что развитие саморегуляции не происходит при отсутствии личностного роста и саморазвития.
Именно несформированность саморегуляции приводит к повышенной психоэмоциональной возбудимости, неусидчивости, импульсивности, неуравновешенности, рассеянности внимания, нарушению поведению, неуспеваемости, школьной дезадаптации. Особо остро это проявляется при переходе от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.
Нами было проведено исследование на базе одного из образовательных учреждений г. Красноярска, направленное на диагностику уровня саморегуляции подростков. С этой целью были использованы следующие методики: «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и
Е.В. Эйдмана и методика диагностики индивидуального профиля саморегуляции поведения у детей младшей и средней школы «ССПМД - оценочные шкалы» В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко - «ССПД-М1».
Выборка исследования представлена 52 обучающимся VII класса в возрасте 12-13 лет.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что у подростков недостаточно развиты такие показатели саморегуляции, как самостоятельность и ответственность. На основе данных результатов нами была апробирована программа развития саморегуляции подростков, разработанная Е.В. Литошенко.
На формирующем этапе нами была апробирована программа развития саморегуляции подростков.
Программа включает в себя 2 раздела, направленных на развитие эмоционально-волевой, межличностной и познавательной сфер, а также реализацию возрастных задач развития подростка. Разделы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
На контрольном этапе исследования было выявлено, что после апробации программы развития саморегуляции подростков, респонденты преимущественно показывают средний уровень развития навыков саморегуляции.
Обучающиеся показали реальные результаты по повышению уровня развития саморегуляции, была дана позитивная обратная связь от обучающихся и педагогов по поводу проведения мероприятий, включенных в программу, педагоги отмечают повышение успешности в обучении после реализации программы развития саморегуляции подростков.
С помощью развивающей программы у обучающихся были повышены такие показатели саморегуляции, как самостоятельность и ответственность, что подтверждает гипотезу исследования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 04.04.2023).
2. Алимова А.Р., Печенкина Т.И., Петров Е.В., Филимонова Е.А. Влияние саморегуляции на развитие когнитивного и волевого потенциалов личности: Монография. Тамбов, 2020. 88 с.
3. Болотова А.К. Пурецкий М.М.Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 64-74.
4. Булуева Ш.И., Цамаева А.А. Предпосылки и условия развития саморегуляции на этапе младшего подросткового возраста // Актуальные проблемы чеченской и общей филологии: Международная научная конференция (Грозный, 28 ноября 2020 г.). Грозный: Чеченский государственный университет, 2020. С. 241-248.
5. Бухаленкова Д.А., Сухих В.Л., Якупова В.А. Развитие
саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2021. № 1 (103). С. 8-16.
6. Бызова В.М., Ловягина А.Е., Перикова Е.И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 2. С. 25-42.
7. Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н., Сухих В.Л. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью игры: анализ современных исследований // Вопросы психологии. 2021. № 2. С. 120-134.
8. Волкова М.Г. Особенности формирования эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей. Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2016. С. 243256.
9. Волчегорская Е.Ю., Гольцева Ю.В., Руссу Н.Н. Родительская позиция как фактор развития когнитивных компонентов саморегуляции ребенка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 2 (168). С. 243-256.
10. Габдулвалиева, Л. И. Факторы развития личностной саморегуляции у детей подросткового возраста // Российская наука: тенденции и возможности: сборник научных статей. М.: изд-во "Перо", 2020. Т. Ч.4 С. 4248.
11. Гущина Ю.А. Разработка модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности // Концепт. 2022. № 5. С. 130-145.
12. Зинченко Ю.П., Моросанова В.И. Психология саморегуляции: Эволюция подходов и вызовы времени. СПб.: Нестор-История. 2020. 472 с.
13. Зобков А.В. Развитие эффективной саморегуляции учебной деятельности обучающихся // Развитие человека в современном мире. 2017. № 2. С. 8-15.
14. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М.: ЛЕНАНД, 2018. 320 с....35