ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного
возраста. Представления о себе как компонент самосознания 6
1.2. Взаимодействие с родителями как часть воспитательно-образовательного
процесса в ДОО 13
1.3. Досуговая деятельность как средство развития детей старшего
дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Анализ результатов 34
2.3. Развитие представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста в
процессе взаимодействия с родителями и досуговой деятельности 47
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В настоящее время представление о себе у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей характеристикой личности, которая оказывает влияние на успешное психическое и личностное развитие детей.
На данном возрастном периоде - старший дошкольный возраст. Процесс развития самосознания является неотъемлемой частью становления и развития личности дошкольника.
На современном этапе актуализируется проблема развития представлений детей о себе в дошкольном возрасте. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) утверждает, что центральной проблемой является формирование личности, так как целевым этапом завершения дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО, является сформированность личностных качеств у дошкольников. А также ФГОС ДО определяет необходимость развития личности ребенка в соответствии с приоритетами национальной политики, учитывающей запросы семьи. Где одним из принципов дошкольного образования, является сотрудничество Организации с семьями воспитанников [51].
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать самого себя, свои потребности и мотивы в мире человеческих отношений, в связи с чем необходимо создавать благоприятные условия для воспитания элементов самосознания, в частности самооценки, которая является одним из компонентов самосознания.
Взаимодействие педагога с родителями и детьми в процессе досуговой деятельности, является связующим звеном развития представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому очень важно изучать данную проблему, так как формирование самосознания и дальнейшее его развитие играет ключевую роль в становлении личности ребенка дошкольника, и будет способствовать дальнейшему развитию личности на следующих возрастных этапах.
Цель: способствовать развитию представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями.
Объект исследования: представления о себе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
2. Рассмотреть взаимодействие с родителями как часть воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации посредством досуговой деятельности;
3. Провести опытно-экспериментальное исследование по развитию представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Гипотеза: предполагается, что взаимодействие детей и родителей в процессе досуговой деятельности через такие формы как: праздник, развлечения, выставка творческих работ родителей и детей, способствует развитию представлений о себе детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация
психолого-педагогической и методической литературы.
Эмпирические:
1. Беседа «Расскажи о себе» (М.И. Щетинина);
2. Тест «Какой Я?» (диагностика самооценки детей).
Базой исследования явилось МБДОУ №247 г. Красноярск, старшая группа «Бабочки», в исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованной литературы.
Проанализировав и изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста, в процессе взаимодействия с родителями через досуговую деятельность можно сделать выводы.
Представления детей о себе является одним из компонентов самосознания. В структуре самосознания авторы выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В представленной работе, мы рассматривали представления детей о себе, с точки зрения когнитивного компонента самосознания, который включает в себя: представления о себе, сравнении себя с другими людьми, сопоставлении своих качеств с личными идеалами или результатами деятельности других.
Проведенное нами исследование позволило выявить направление, позволяющее развивать представления о себе детей старшего дошкольного возраста. В качестве данного направления как средство развития представлений о себе детей старшего дошкольного возраста выступает досуговая деятельность в разнообразных ее видах реализации, а также с включением родителей в данный вид досуга. Досуговая деятельность была представлена такими видами как развлечения, праздники, выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе нами были поставлены следующие задачи:
1) Выявить начальный уровень развития представлений о себе детей старшего дошкольного возраста;
2) Подобрать содержание досуговой деятельности, направленной на развитие представлений о себе детей старшего дошкольного возраста;
3) Выявить эффективность подобранного содержания,
направленного на развитие представлений о себе детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные нами задачи мы решали с помощью диагностических методик: «Какой Я?», беседа «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина).
На констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие результаты, которые свидетельствую о низком уровне развития представлений о себе детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента нами был реализован план досуговых мероприятий различной тематики, с детьми экспериментальной группы в количестве 10 детей. В контрольном эксперименте мы вновь изучили уровень развития представлений о себе детей старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего этапа исследования. В связи с чем, увидели положительную динамику развития.
Нами было замечено, что у детей экспериментальной группы произошли существенные изменения в уровне развития представлений о себе:
• количество детей с низким уровнем развития представлений о себе уменьшилось с 70% до 0%;
• количество детей со средним уровнем развития представлений о себе увеличился с 20% до 80%;
• количество детей с высоким уровнем развития представлений о себе увеличился с 10% до 20%.
С детьми контрольной группы формирующий этап эксперимента не проводился, но, тем не менее, данная группа показала следующие результаты развития представлений о себе:
• количество детей с низким уровнем развития представлений о себе уменьшилось с 50% до 30%;
• количество детей со средним уровнем развития представлений о себе увеличился с 40% до 60%;
- количество детей с высоким уровнем развития представлений о себе не изменился и составил 10%.
В связи с тем, что с одной из групп не проводилось развивающей работы в рамках исследования, мы делаем вывод о том, что улучшения в уровне развития представлений о себе может быть связан с тем, что дети растут, соответственно развиваются согласно возрастным нормам.
Тем не менее, экспериментальная группа показала, развивающий потенциал досуговой деятельности совместно с взаимодействием родителей в развитии представлений о себе детей старшего дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы отметить, что цель исследования была достигнута, задачи решены, поставленная гипотеза о том, что взаимодействие детей и родителей в процессе досуговой деятельности через такие формы как: праздник, развлечения, выставка творческих работ родителей и детей, способствуют развитию представлений о себе детей старшего дошкольного возраста - подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Абукарова Д.Ю. Проблема развития представлений о самом себе у детей старшего дошкольного возраста // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021502 (дата обращения: 06.03.2022).
2. Андреева В.В., Белозерова О.Н. Когнитивно-аффективное
отношение к себе детей старшего дошкольного возраста // Вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2018. №11-1 (39) [Электронный ресурс]. URL:
https://ukonf.com/doc/cn.2018.11.01 .pdf (дата обращения: 06.03.2022).
3. Антипичева В.С., Неверова Я.Э. Условия эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. 2018. №.5(65). С. 149.
4. Антонова Е.В. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. №.5. С. 16-18.
5. Антонова Н.Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании // Образование и наука. 2018. №.2. С. 147-161.
6. Багинская Е.С. Готовность родителей к взаимодействию с
педагогами ДОУ в целях эффективного развития ребенка // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-roditeley-k-vzaimodeystviyu-s- pedagogami-dou-v-tselyah-effektivnogo-razvitiya-rebenka (дата обращения: 22.05.2022).
7. Байрамова Ш.А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка // Наука и технологии: актуальные вопросы и достижения. 2020. С. 21-24.
8. Баязитова М.С. Психологические особенности развития образа
«Я» у детей дошкольного возраста // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. №. 24. [Электронный ресурс]. URL: http: //novaum.ru/wp-
content/uploads/2020/05/Выпуск-24.pdf (дата обращения: 1.04.2022).
9. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационнометодические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №.67-4. С. 44-47.
10. Бубчикова Н.В. К вопросу изучения самосознания детей старшего дошкольного возраста // Вопросы современной науки: новые достижения. 2018. С. 307-310.
11. Васильева В.Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2018. №19(205). С. 366-367.
12. Васюта А.С. Организация детского досуга в дошкольной образовательной организации // Актуальные вопросы науки и образования. 2021. С. 128-130.
13. Венчикова Ю.А., Шевченко И.А. Повышение эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО // Актуальные вопросы образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 61-64.
14. Владимировна С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус. 2020. С.46-49.
15. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. №.2(23). С. 217-220....56