ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СТРАХОВ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1Родительское отношение: понятие, виды, факторы, показатели 7
1.2 Детские страхи: понятие, виды, функции, факторы, показатели....10
1.3 Особенности социальной ситуации развития часто болеющих детей
дошкольного возраста 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СТРАХОВ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Описание испытуемых и обоснование методик исследования 28
2.2 Результаты констатирующего исследования особенностей типов
родительского отношения, страхов и их взаимосвязей 41
2.3 Рекомендации родителям часто болеющих детей старшего
дошкольного возраста по формированию оптимального типа родительского отношения к ним 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
В современном мире в условиях социальной нестабильности ребенок сталкивается с множеством неблагоприятных факторов, которые могут не только затормозить реализацию потенциальных возможностей личности, но и обернуть процесс ее развития вспять. Специалистами был обнаружен рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью. Возникновение различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем взаимосвязано с рядом неблагоприятных событий, которые произошли в детском возрасте. Психика ребенка характеризуется высокой восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.
Часто болеющие дети - это дети, которые равно болеют как дома, так и в саду. Самыми распространенными заболеваниями таких детей являются ОРВИ с осложнениями и формированием хронической патологии - отитов, гайморитов, аденоидитов, тонзиллитов. В зависимости от возраста и региона к часто болеющим детям можно отнести от 15 до 60% детей. Наибольшее число ЧБД выявляется среди детей 2-6 лет. Для часто болеющих детей характерна особая социальная ситуация развития в том числе - неэффективное родительское отношение, которое может способствовать тому, что у детей наблюдаются страхи. Кроме того, у данной категории детей зачастую нарушена и структура семьи, что связано с психологической отстраненностью отца. [46]
В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт - семья. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие и становление психики. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с родственниками, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. [46] На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции. Психологическое благополучие ребенка, его отношение к себе и людям во многом определяются отношением к ребенку родителей. Родительское отношение представляет собой целый комплекс чувств, установок, поведенческих реакций, связанных с восприятием и воспитанием ребенка. [6]
По мнению А.И. Захарова, страх - это интенсивно выраженная эмоция, которой присущ защитный характер, она сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. Также, А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей 1-3 лет часто наблюдаются ночные страхи, на 2-ом году жизни проявляются страхи неожиданных звуков, одиночества, боли и медицинских работников. В 3-5 лет в большинстве случаев дети испытывают страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет преобладает страх смерти. Став старше, в возрасте от 7 до 11 лет дети начинают в большей степени бояться «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [21]. Каждой возрастной категории детей присущи определенные виды страхов. В нашей работе мы рассматриваем страхи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования проблемы заключается в том, что с возрастом у детей происходит изменение мотивов поведения, отношения к окружающему миру, взрослым и сверстникам. От того, смогут ли родители и педагоги отследить эти перемены, понять изменения, которые происходят с ребенком, и в результате этого изменить свое отношение, будет зависеть положительный эмоциональный контакт, который станет основой нервнопсихического здоровья ребенка. [35]
Проведенный анализ литературы не позволил найти информацию о взаимосвязях родительского отношения и страхами детей дошкольного возраста, поэтому целью исследования стало выявление особенностей взаимосвязей родительского отношения и страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературных данных по проблеме формирования страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
2. Осуществить теоретический анализ литературных данных по проблеме родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать исследовательскую программу.
4. Изучить особенности страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, особенности родительского отношения к ним и выявить взаимосвязь между количеством страхов часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста и особенностями родительского отношения.
5. Разработать рекомендации, направленные на снижение страхов у часто болеющих детей.
Предмет исследования: особенности взаимосвязей родительского отношения и страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста и родительское отношение к детям старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
1. Большое количество страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста обусловлено особой социальной ситуацией развития ребенка и типом родительского отношения;
2. Количество страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в целом больше, чем количество страхов у здоровых детей и зависит от состава семьи и типа родительского отношения;
3. Факторами, способствующими появлению большого количества страхов у
часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, является неэффективный тип родительского отношения;
4. Разработанная нами коррекционная программа, нацеленная на редукцию количества страхов часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и формирование эффективных детско-родительских взаимоотношений поможет сформировать положительное отношение детей ко взрослым, оптимизировать детско-родительские отношения, улучшить соматический статус детей.
Теоретическая значимость: привнесены новые сведения об особенностях взаимосвязей детских страхов и типов родительского отношения.
Практическая значимость: полученные результаты позволят рекомендовать практическим работникам организовать оптимальное сопровождение семей, имеющих часто болеющего ребенка, для уменьшения числа переживаемых им страхов.
По результатам исследования было опубликовано 2 статьи:
1. Страхи детей старшего дошкольного возраста как причина болезней;
2. Роль родителей в борьбе с детскими страхами.
В завершение следует отметить, что данная проблема актуальна в наше время, поскольку сейчас большое внимание уделяется поиску причин детских страхов, а взаимосвязи страхов детей, в особенности, часто болеющих, с психологическим климатом в семье и отношением родителей к своему ребенку исследованы недостаточно.
Нами были проведены исследования по опроснику А.И. Захарова и тесту родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина. Для этого было отобраны 30 детей старшего дошкольного возраста, 15 из которых были определены как здоровые, а 15 - как часто болеющие в связи с количеством обострений болезней в год, а также их родители.
Методика А.И. Захарова позволила выявить, что количество страхов у часто болеющих детей превышает количество страхов у здоровых детей в среднем на 2. У здоровых детей в меньшей степени выражен страх «мамы, папы», что, вероятнее, связано с гармоничными и доброжелательными отношениями в семье. Часто болеющие дети, в свою очередь, испытывают страх «заболеть, заразиться», он наблюдается у 73,3 % детей данной категории.
В результате опроса родителей по методике А.Я. Варга и В.В. Столина выяснилось, что в семьях, имеющих детей, подверженных частым обострениям болезней, преобладающими являются такие типы родительского отношения как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Родители здоровых детей отдают предпочтение таким позициям как «социально-желательный образ», «симбиоз с ребенком» и «инфантилизация ребенка».
Полученные нами в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что высокое количество страхов у часто болеющих детей, в сравнении со здоровыми, связано с неблагоприятной обстановкой в окружающей среде ребенка, в которой он развивается и функционирует.
При проведении корреляционного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что родительское отношение напрямую связано с наличием и числом страхов у ребенка, которая была подтверждена в ходе исследования.
В результате мы получили сведения о том, что между типами родительского отношения как «социально-желательный образ», «симбиоз с ребенком» и количеством детских страхов у здоровых детей старшего дошкольного возраста существует обратная достоверная связь, т.е. чем более выражены данные типы родительского отношения, тем меньшее количество страхов испытывает ребенок. Между типами родительского отношения «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация ребенка» и количеством страхов у здоровых детей существует прямая достоверная связь, что говорит нам о том, что чем более выражены данные типы родительского отношения, тем большее количество страхов испытывает ребенок.
В свою очередь, у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста была обнаружена обратная достоверная связь между такими типами родительского отношения как «социально-желательный образ», «инфантилизация ребенка» и количеством детских страхов, т.е. чем более выражены данные типы родительского отношения, тем меньшее количество страхов испытывает ребенок. Между такими типами родительского отношения как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз с ребенком» и количеством страхов у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста существует прямая достоверная связь, что говорит о том, что чем более выражены данные типы родительского отношения, тем большее количество страхов испытывает ребенок.
От типа отношения родителей к ребенку зависит его благополучное или неблагополучное развитие, количество страхов, а также здоровье. Это значит, что для редукции большого количества страхов родителям часто болеющих детей старшего дошкольного возраста следует обратить внимание на тип своего отношения к ребенку, а также принять меры по его изменению.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2011. - 224 с.
2. Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея! / Н. Барташева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - С. 66-68.
3. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Р.Ф. Беляускайте. - М.: АПН СССР, 1987. - 125 с.
4. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: АСТ, 2008. - 75 с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика,
2000. - С. 67-69.
6. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии / Г.В. Бурменская. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 264с.
7. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М., 2001. - С. 93-95.
8. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе. Семья в психологической консультации / А.Я. Варга. - М., 1998. - 152 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 128с.
10. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 124-126.
11. Волков, Б.С. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академ. Проспект, 2014. - 224с.
12. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н.Г. Вологдина. - М.: «Феникс», 2006. - 106 с.
13. Выготский, Л.С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т.4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2001. - С. 340-367.
14. Выготский, Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т.4 / - М.: Педагогика, 2001. - С. 240-242.
15. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 2000. - 176 с....60