СВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
взаимоотношения подростков со сверстниками 5
1.2. Анализ индивидуально-психологических особенностей младших подростков 14
1.3. Связь индивидуально-психологических особенностей и
социометрического статуса младших подростков 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация и методы исследовательской работы 26
2.2. Результаты исследования и их анализ 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по взаимодействию с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
взаимоотношения подростков со сверстниками 5
1.2. Анализ индивидуально-психологических особенностей младших подростков 14
1.3. Связь индивидуально-психологических особенностей и
социометрического статуса младших подростков 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация и методы исследовательской работы 26
2.2. Результаты исследования и их анализ 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по взаимодействию с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Много внимания уделяется проблематике взаимоотношения младших подростков, несмотря на то, что данный вопрос изучается на протяжении многих лет, все же имеет свою актуальность и в настоящее время. Формирование личности происходит в обществе средством социализации. Под термином социализация подразумевается процесс интеграции индивида в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Стоит обратить внимание на то, что подростковый возраст является одним из сложных периодов в жизни человека. На данном этапе ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками, для подростка становится значимым их одобрение и поддержка. Для подростка важно быть признанным в классе, занимать высокий социометрический статус, но не у каждого это получается в силу своих индивидуально-психологических особенностей. Тем самым отсутствие удовлетворенности одной из важнейших потребностей в этом возрасте, а именно потребности в общении, может привести к формированию отрицательных черт личности и особенностей поведения.
Ученый А.П. Краковский одной из возрастных особенностей младшего подростка отмечает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе. Понимание того, как особенности личности младшего подростка влияют на его социальный статус в классе, является очень важным. Формирование личности обучающегося может зависеть от того, какое место в структуре межличностных взаимоотношений он в классе занимает.
Изучением особенностей подросткового возраста занимались такие психологи как Л.И. Божович, И.В Дубровина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, М.М. Кравцова, И.Ю. Кулагина, А.М. Прихожан, Д. Б. Эльконин и др.
Изучением положения субъекта в системе межличностных отношений в малой социальной группе занимались такие авторы как М.Р. Битянова и Я.Л. Морено
Цель: изучить связь индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Объект: социометрический статус младших подростков.
Предмет: связь индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует связь между социометрическим статусом и такими индивидуально-психологическими особенностями младших подростков, как экстраверсия, нейротизм и уровень принятия других.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены задачи.
1. Изучить теоретические подходы к возрастным особенностям взаимоотношений младших подростков со сверстниками .
2. Изучить индивидуально-психологические особенности младших подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для организации исследования.
4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования.
5. Разработать рекомендации педагогам по результатам исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение положений, синтез;
- эмпирические: личностный опросник Айзенка (детский вариант), методика диагностики принятия других (по шкале В. Фея), методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия);
- методы обработки полученных результатов: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось на базе одной из МБОУ СОШ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 22 обучающихся одного класса в возрасте 14-15 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, приложений.
Стоит обратить внимание на то, что подростковый возраст является одним из сложных периодов в жизни человека. На данном этапе ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками, для подростка становится значимым их одобрение и поддержка. Для подростка важно быть признанным в классе, занимать высокий социометрический статус, но не у каждого это получается в силу своих индивидуально-психологических особенностей. Тем самым отсутствие удовлетворенности одной из важнейших потребностей в этом возрасте, а именно потребности в общении, может привести к формированию отрицательных черт личности и особенностей поведения.
Ученый А.П. Краковский одной из возрастных особенностей младшего подростка отмечает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе. Понимание того, как особенности личности младшего подростка влияют на его социальный статус в классе, является очень важным. Формирование личности обучающегося может зависеть от того, какое место в структуре межличностных взаимоотношений он в классе занимает.
Изучением особенностей подросткового возраста занимались такие психологи как Л.И. Божович, И.В Дубровина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, М.М. Кравцова, И.Ю. Кулагина, А.М. Прихожан, Д. Б. Эльконин и др.
Изучением положения субъекта в системе межличностных отношений в малой социальной группе занимались такие авторы как М.Р. Битянова и Я.Л. Морено
Цель: изучить связь индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Объект: социометрический статус младших подростков.
Предмет: связь индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует связь между социометрическим статусом и такими индивидуально-психологическими особенностями младших подростков, как экстраверсия, нейротизм и уровень принятия других.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены задачи.
1. Изучить теоретические подходы к возрастным особенностям взаимоотношений младших подростков со сверстниками .
2. Изучить индивидуально-психологические особенности младших подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для организации исследования.
4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования.
5. Разработать рекомендации педагогам по результатам исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение положений, синтез;
- эмпирические: личностный опросник Айзенка (детский вариант), методика диагностики принятия других (по шкале В. Фея), методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия);
- методы обработки полученных результатов: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось на базе одной из МБОУ СОШ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 22 обучающихся одного класса в возрасте 14-15 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, приложений.
Целью данной исследовательской работы было изучение связи индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд задач. На основании анализа теоретических источников было выявлено, что для младшего подростка сверстники являются важным источником информации, которую могут предоставить ему только они и никто иной, также в ходе межличностного взаимодействия позволяют освоить новую форму взаимоотношений, которая помогает лучше понять себя и окружающих.
Подростковый возраст является самым трудный и сложным из всех детских возрастов, он представляет собой период становления личности.
В школьной среде подросток начинает свое становление через общение, он строит свое социальное пространство посредством принятия и понимания других детей. Особенностью подросткового возраста является стремление занимать высокий социальный статус в коллективе класса и быь принятым сверстниками, но это удается не каждому подростку, как из-за индивидуально-психологических особенностей самих подростков, так и из-за особенностей самой группы.
Исходя из теоретического анализа исследования, для изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся младшего подросткового возраста были использованы следующие методики: опросник «Диагностика принятия других» (по шкале В. Фея) направленный на выявление уровня принятия других, методика «Личностный опросник Айзенка» (детский вариант), для определения типа личности подростков, уровня нейротизма и искренности. Для определения положения каждого обучающегося в группе была использована методика «Социометрия» Дж. Морено.
Диагностический срез показал, что в классе присутствует неоднородный социометрический статус обучающихся. Были исследованы разные сферы взаимодействия обучающихся - личные взаимоотношения, учеба, отдых. Социометрия показала, что в группе респондентов преобладают «предпочитаемые», при этом в совокупности значительное количество процентов было выявлено по статусам «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные». Личностный опросник Айзенка (детский вариант) позволил сделать выводы о том, что наибольшее количество обучающихся класса имеют склонность к экстровертированному типу личности, и также большая часть респондентов имеют повышенный уровень нейротизма - это может быть связано с особенностями данного возраста. Стоит выделить, что, исследуя шкалу «искренность», было выявлено ровное процентное распределение обучающихся тех, кто был «искренен» и тех, кто был «искренен не до конца».
Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями и социометрическим статусом младших подростков. Исследовав разные сферы взаимодействия обучающихся, можно сделать вывод, что одни и те же подростки характеризуются разными связями, а именно, чем выше у подростков уровень принятия других, тем чаще они эмоционально возбудимы, и тем чаще они выбирают своих одноклассников для совместного отдыха или решения учебных задач. Также стоит подчеркнуть, что обучающиеся, склонные к экстровертированному типу личности наиболее часто получают отрицательные выборы от одноклассников в каждой сфере, это может быть связано с особенностями экстравертов - прямолинейностью, вспыльчивостью, агрессивностью. Также стоит отметить, что, чем чаще обучающиеся выбирают одноклассников по одному из критериев, тем чаще эти выборы являются взаимными.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследовательской работы были достигнуты. В ходе данного исследования, гипотеза о том, что существует связь между социометрическим статусом и такими индивидуально-психологическими особенностями младших подростков, как экстраверсия, нейротизм и уровень принятия других была доказана.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд задач. На основании анализа теоретических источников было выявлено, что для младшего подростка сверстники являются важным источником информации, которую могут предоставить ему только они и никто иной, также в ходе межличностного взаимодействия позволяют освоить новую форму взаимоотношений, которая помогает лучше понять себя и окружающих.
Подростковый возраст является самым трудный и сложным из всех детских возрастов, он представляет собой период становления личности.
В школьной среде подросток начинает свое становление через общение, он строит свое социальное пространство посредством принятия и понимания других детей. Особенностью подросткового возраста является стремление занимать высокий социальный статус в коллективе класса и быь принятым сверстниками, но это удается не каждому подростку, как из-за индивидуально-психологических особенностей самих подростков, так и из-за особенностей самой группы.
Исходя из теоретического анализа исследования, для изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся младшего подросткового возраста были использованы следующие методики: опросник «Диагностика принятия других» (по шкале В. Фея) направленный на выявление уровня принятия других, методика «Личностный опросник Айзенка» (детский вариант), для определения типа личности подростков, уровня нейротизма и искренности. Для определения положения каждого обучающегося в группе была использована методика «Социометрия» Дж. Морено.
Диагностический срез показал, что в классе присутствует неоднородный социометрический статус обучающихся. Были исследованы разные сферы взаимодействия обучающихся - личные взаимоотношения, учеба, отдых. Социометрия показала, что в группе респондентов преобладают «предпочитаемые», при этом в совокупности значительное количество процентов было выявлено по статусам «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные». Личностный опросник Айзенка (детский вариант) позволил сделать выводы о том, что наибольшее количество обучающихся класса имеют склонность к экстровертированному типу личности, и также большая часть респондентов имеют повышенный уровень нейротизма - это может быть связано с особенностями данного возраста. Стоит выделить, что, исследуя шкалу «искренность», было выявлено ровное процентное распределение обучающихся тех, кто был «искренен» и тех, кто был «искренен не до конца».
Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями и социометрическим статусом младших подростков. Исследовав разные сферы взаимодействия обучающихся, можно сделать вывод, что одни и те же подростки характеризуются разными связями, а именно, чем выше у подростков уровень принятия других, тем чаще они эмоционально возбудимы, и тем чаще они выбирают своих одноклассников для совместного отдыха или решения учебных задач. Также стоит подчеркнуть, что обучающиеся, склонные к экстровертированному типу личности наиболее часто получают отрицательные выборы от одноклассников в каждой сфере, это может быть связано с особенностями экстравертов - прямолинейностью, вспыльчивостью, агрессивностью. Также стоит отметить, что, чем чаще обучающиеся выбирают одноклассников по одному из критериев, тем чаще эти выборы являются взаимными.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследовательской работы были достигнуты. В ходе данного исследования, гипотеза о том, что существует связь между социометрическим статусом и такими индивидуально-психологическими особенностями младших подростков, как экстраверсия, нейротизм и уровень принятия других была доказана.
Подобные работы
- Адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет (Педагогика, психология)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое время студентов с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - ЛИДЕРСКИЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУСЫ ШКОЛЬНИКОВ,
ИМЕЮЩИХ СИБЛИНГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017



