Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №155196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
взаимоотношения подростков со сверстниками 5
1.2. Анализ индивидуально-психологических особенностей младших подростков 14
1.3. Связь индивидуально-психологических особенностей и
социометрического статуса младших подростков 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация и методы исследовательской работы 26
2.2. Результаты исследования и их анализ 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по взаимодействию с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Много внимания уделяется проблематике взаимоотношения младших подростков, несмотря на то, что данный вопрос изучается на протяжении многих лет, все же имеет свою актуальность и в настоящее время. Формирование личности происходит в обществе средством социализации. Под термином социализация подразумевается процесс интеграции индивида в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Стоит обратить внимание на то, что подростковый возраст является одним из сложных периодов в жизни человека. На данном этапе ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками, для подростка становится значимым их одобрение и поддержка. Для подростка важно быть признанным в классе, занимать высокий социометрический статус, но не у каждого это получается в силу своих индивидуально-психологических особенностей. Тем самым отсутствие удовлетворенности одной из важнейших потребностей в этом возрасте, а именно потребности в общении, может привести к формированию отрицательных черт личности и особенностей поведения.
Ученый А.П. Краковский одной из возрастных особенностей младшего подростка отмечает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе. Понимание того, как особенности личности младшего подростка влияют на его социальный статус в классе, является очень важным. Формирование личности обучающегося может зависеть от того, какое место в структуре межличностных взаимоотношений он в классе занимает.
Изучением особенностей подросткового возраста занимались такие психологи как Л.И. Божович, И.В Дубровина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, М.М. Кравцова, И.Ю. Кулагина, А.М. Прихожан, Д. Б. Эльконин и др.
Изучением положения субъекта в системе межличностных отношений в малой социальной группе занимались такие авторы как М.Р. Битянова и Я.Л. Морено
Цель: изучить связь индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Объект: социометрический статус младших подростков.
Предмет: связь индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует связь между социометрическим статусом и такими индивидуально-психологическими особенностями младших подростков, как экстраверсия, нейротизм и уровень принятия других.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены задачи.
1. Изучить теоретические подходы к возрастным особенностям взаимоотношений младших подростков со сверстниками .
2. Изучить индивидуально-психологические особенности младших подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для организации исследования.
4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования.
5. Разработать рекомендации педагогам по результатам исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение положений, синтез;
- эмпирические: личностный опросник Айзенка (детский вариант), методика диагностики принятия других (по шкале В. Фея), методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия);
- методы обработки полученных результатов: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось на базе одной из МБОУ СОШ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 22 обучающихся одного класса в возрасте 14-15 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной исследовательской работы было изучение связи индивидуально-психологических особенностей и социометрического статуса младших подростков.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд задач. На основании анализа теоретических источников было выявлено, что для младшего подростка сверстники являются важным источником информации, которую могут предоставить ему только они и никто иной, также в ходе межличностного взаимодействия позволяют освоить новую форму взаимоотношений, которая помогает лучше понять себя и окружающих.
Подростковый возраст является самым трудный и сложным из всех детских возрастов, он представляет собой период становления личности.
В школьной среде подросток начинает свое становление через общение, он строит свое социальное пространство посредством принятия и понимания других детей. Особенностью подросткового возраста является стремление занимать высокий социальный статус в коллективе класса и быь принятым сверстниками, но это удается не каждому подростку, как из-за индивидуально-психологических особенностей самих подростков, так и из-за особенностей самой группы.
Исходя из теоретического анализа исследования, для изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся младшего подросткового возраста были использованы следующие методики: опросник «Диагностика принятия других» (по шкале В. Фея) направленный на выявление уровня принятия других, методика «Личностный опросник Айзенка» (детский вариант), для определения типа личности подростков, уровня нейротизма и искренности. Для определения положения каждого обучающегося в группе была использована методика «Социометрия» Дж. Морено.
Диагностический срез показал, что в классе присутствует неоднородный социометрический статус обучающихся. Были исследованы разные сферы взаимодействия обучающихся - личные взаимоотношения, учеба, отдых. Социометрия показала, что в группе респондентов преобладают «предпочитаемые», при этом в совокупности значительное количество процентов было выявлено по статусам «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные». Личностный опросник Айзенка (детский вариант) позволил сделать выводы о том, что наибольшее количество обучающихся класса имеют склонность к экстровертированному типу личности, и также большая часть респондентов имеют повышенный уровень нейротизма - это может быть связано с особенностями данного возраста. Стоит выделить, что, исследуя шкалу «искренность», было выявлено ровное процентное распределение обучающихся тех, кто был «искренен» и тех, кто был «искренен не до конца».
Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями и социометрическим статусом младших подростков. Исследовав разные сферы взаимодействия обучающихся, можно сделать вывод, что одни и те же подростки характеризуются разными связями, а именно, чем выше у подростков уровень принятия других, тем чаще они эмоционально возбудимы, и тем чаще они выбирают своих одноклассников для совместного отдыха или решения учебных задач. Также стоит подчеркнуть, что обучающиеся, склонные к экстровертированному типу личности наиболее часто получают отрицательные выборы от одноклассников в каждой сфере, это может быть связано с особенностями экстравертов - прямолинейностью, вспыльчивостью, агрессивностью. Также стоит отметить, что, чем чаще обучающиеся выбирают одноклассников по одному из критериев, тем чаще эти выборы являются взаимными.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследовательской работы были достигнуты. В ходе данного исследования, гипотеза о том, что существует связь между социометрическим статусом и такими индивидуально-психологическими особенностями младших подростков, как экстраверсия, нейротизм и уровень принятия других была доказана.



1. Артюхова А.Е., Бобченко Т.Г. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2017. №5. С. 228-229
2. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999. 20 с.
3. Безрукавный О.С. Особенности коммуникативной компетентности учащихся младшего подросткового возраста // Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. (г. Ярославль, 13 февраля-25 апреля 2017 г.). Ярославль: ЯГПУ, 2017. С. 31-33.
4. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике // М. Битянова. М.: Чистые пруды, 2005. 32 с.
5. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно - коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2016. № 6. С. 49-57.
6. Гитман А.В., Мусаелян К.А. Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 81-85.
7. Грашина О.В., Полякова В.В. Формирование у младших подростков «образа я» в процессе внеурочной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-1. С. 6-11.
8. Долганов Д.Н. Структура системы межличностных отношений // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №1. С. 41
9. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
10. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1999. 453 с
11. Ефремова О.И. Психология развития: учеб. пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 193 с.
12. Жадан Я.Э., Гончарова Е.В. Диагностика дружеских взаимоотношений старших дошкольников // Научное сообщество студентов: материалы VI международной студенческой научно-практической конференции (г. Чебоксары, 31 декабря 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 269-275.
13. Зиборова Е.И., Костина И.Б., Машнева И.А. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте // Материалы XIII международной научно-практической конференции (North Charleston, USA, 30-31 октября 2017 г.) North Charleston: CreateSpace, 2017. С. 64-67.
14. Зимина М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1354-1357.
15. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
16. Исраилова Х.З., Шатаева Д.А., Киндарова З.Б. Процесс социализации подростка // Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов "наука и молодежь" (г. Грозный, 29-30 ноября 2018 г.). Грозный: ЧГУ, 2018. С. 612-618.
17. Капитанец Е.Г., Девятова К.М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.7. С. 61-65.
18. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Айрис Пресс, 2005. 240 с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
20. Коротаева А.И. Модели межличностных взаимоотношений младших
школьников // Дошкольное и начальное образование: расширение
образовательной среды: материалы международной конференции
педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. (г. Ярославль, 01-03 марта 2017 г.). Ярославль: ЯГПУ, 2017. С. 121-126.
21. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005. 111 с
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
23. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: курс лекций. Ростов н/Д.: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
24. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 13. С. 91-94.
25. Кутеева Е.Н. Психобиографическое исследование пространственно - временных характеристик межличностных отношений подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №4. С. 90-101.
26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009. 256 с.
27. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.
28. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. 280 с.
29. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
30. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Л, Романова. М.: Изд-во МГУ, 2000. С.352-360.
31. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: 1996. 374 с.
32. Позняков В.П. Концепция психологических отношений человека: пространственный и временной аспекты // Знание. Понимание. Умение. 2015. №3. С. 228-238.
33. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.
34. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПБ.: Питер, 2012. 816 с.
35. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
36. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. С. 490
37. Чернов Д.Н. Изменение социометрического статуса младших подростков в процессе обучения // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. №1. С. 63-69.
38. Четверткова А.В. Качества личности современного подростка психологический портрет // Человек в мире культуры. 2016. №2. С. 87-92.
39. Шелехов И.Л., Федчишина Е.С. Внутриличностный конфликт и одиночество // Вестник ТГПУ. 2013. № 6. 64-170 с.
40. Юнг К.Г. Психологическе типы. Спб.: Азбука, 2001. 538 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ