Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ СТРАХОВ С УРОВНЕМ ТОНИЧЕСКОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №155195

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ТОНИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Обзор исследований детских страхов в работах отечественных и зарубежных
авторов 6
1.2 Психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста. ..15
1.3 Пространственные представления и тоническая организация детей младшего школьного возраста 23
1.3.1 Формирование и развитие пространственных представлений детей
младшего школьного возраста 24
1.3.2 Формирование и развитие тонической регуляции детей младшего
школьного возраста 29
Вывод по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ТОНИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1 Методическая подготовка исследования 36
2.2 Анализ результатов исследования страхов, пространственной ориентации и
тонической регуляции 43
2.3 Анализ результатов взаимосвязи страхов с несформированностью
пространственных представлений и тонической регуляции 49
2.4 Анализ результатов коррекционной работы по формированию
пространственных представлений и тонической регуляции у младших школьников с наличием страхов 53
Вывод по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования.
Одна из наиболее частых проблем, с которыми родители обращаются к психологу - это детские страхи. «Ребенок боится оставаться один», «с трудом засыпает и боится темноты», «ребенку сняться страшные сны, среди ночи просыпается», «боится ходить один» и т.д. Психологи объясняют это тем, что младший школьный возраст - это период адаптации, когда ребенок сталкивается с новой школьной обстановкой, возрастающим уровнем требований, новыми правилами, с возлагаемой ответственности. Симптоматика состояния ребенка напоминает общее перевозбуждение нервной системы, связанное с новыми социальными требованиями, увеличением нагрузки.
Страх - это абсолютно нормальная человеческая эмоция, если это реакция на ситуацию опасности, неожиданности, внезапности. В таких случаях страх переживается и со временем проходит. К тому же в детском возрасте достаточно способов компенсации: воображение, фантазии о собственных «сверхспособностях», возможность обратиться к близким взрослым и получить поддержку, перевести тревогу в физическую активность. Но если ребенок застревает в этом состоянии, не может это пережить, то можно предположить, что страх имеет не только эмоционально-образную основу, но и психофизиологическую.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит причиной неблагополучия ребенка. (А.И. Захаров).
В практике школы работа с детскими страхами существует только на эмоционально-образном уровне, но это не всегда эффективно, случается, что страхи и тревожность возвращаются. На наш взгляд, для повышения эффективности необходимо учитывать психофизиологические основания детских страхов и включать в коррекцию работу на уровне телесного самочувствования (тонической организации и мышечных зажимов) и пространственного самовосприятия.
Методологическая основа исследования: явилась теория Н.А. Бернштейна о построении движений. Положение Л. С. Выготского о том, что главные новообразования психики и личности ребенка первоначально складываются и формируются в совместной жизнедеятельности со взрослым, при его ведущей роли и непосредственном участии. И положения А. Р. Лурии о поэтапном формировании высших психических функций и основных принципах психического развития в онтогенезе.
Цель исследования: Выявить связь страхов с уровнем тонической и пространственной организации у младших школьников.
Объект исследования: Страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Связь страхов с уровнем тонической и пространственной организации у младших школьников.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что страхи младших школьников имеют не только эмоционально-психологические, но и психофизиологические основания: телесная тоническая организация и пространственные ориентация. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста будет более эффективной, если она будет осуществляться не только на эмоционально-психологическом уровне, но и на психофизиологическом.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить современное состояние проблемы взаимосвязи пространственной ориентации и тонической регуляции с возникновением страхов у детей младшего школьного возраста.
2) Подобрать диагностические методики для определения нарушений пространственных представлений, недостаточности тонической регуляции и наличия страхов у детей младшего школьного возраста.
3) Провести практическое изучение взаимосвязи пространственных представлений, тонической регуляции и возникновения страхов у детей младшего школьного возраста.
4) Выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между пространственными представлениями, тонической регуляцией и наличием страхов у детей в младшем школьном возрасте.
5) Подобрать коррекционные занятия для развития пространственных представлений и тонической регуляции для детей с наличием страхов в рамках формирующего эксперимента.
6) После коррекционных занятий провести повторную диагностику по выявлению страхов для определения степени изменений показателей.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
• Теоретические (проблемно-ориентированный анализ; понятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы);
• Эмпирические:
- методы диагностики пространственных представлений;
- методы диагностики тонической организации;
- методы диагностики страхов.
• Математические (Метод ранговой корреляции Спирмена).
• Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления страхов у детей младшего школьного возраста. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме страхов и их связи с уровнем тонической и пространственной организации у учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности проявления страхов и их связи с уровнем тонической и пространственной организации у учащихся младшего школьного возраста, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура работы: представлена введением, двумя главами теоретического и эмпирического исследования, заключением, списком использованной литературы и приложением

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы, все поставленные нами задачи были решены. Был проведен анализ литературы на тему пространственных представлений, тонической регуляции и страхов. Подобраны диагностические методики для определения нарушений пространственных представлений, недостаточности тонической регуляции и наличия страхов у детей младшего школьного возраста. Проведено исследование взаимосвязи страхов и пространственных представлений, тонической организации в младшем школьном возрасте, и проанализированы его результаты.
Цель была достигнута, взаимосвязь нарушений пространственных представлений, тонической регуляции и страхов является статистически значимой, их показатели положительно связаны между собой.
Так же нами были подобраны и проведены в рамках формирующего эксперимента коррекционные упражнения на развитие пространственных представлений и тонической регуляции. В результате повторной диагностики страхов выяснилось, что показатели экспериментальной группы, в которой помимо основной коррекции проводились занятия по формированию пространственных представлений и тонической регуляции, значительно лучше показателей контрольной группы.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что страхи младших школьников имеют не только эмоционально-психологические, но и психофизиологические основания: телесная тоническая организация и пространственные представления. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста будет более эффективной, если она будет осуществляться не только на эмоционально-психологическом уровне, но и на психофизиологическом.
Исследуемая нами проблема является достаточно обширной и актуальной на сегодняшний день. В дальнейшем возможны новые исследования и открытия в рамках темы взаимосвязи страхов с нарушениями пространственных представлений и тонической регуляции детей младшего школьного возраста.


1. Архипов Б.А., Максимова Е.В. Изменения телесной чувствительности в процессе коррекции уровня тонической регуляции. Тезисы доклада на IV Международном конгрессе «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Киров, 22-24 сентября 2009.
2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М. : Теривинф, 2007. 237 с.
3. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
4. Бернштейн Н. А. О построении движений. М. : Медгиз, 1947. 256 с.
5. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. СПб. : Речь, 2005. 293 с.
6. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся//Начальная школа. 1994. №11. С. 24-30.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. : Просвещение, 1998. 248 с.
8. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М. : ПЕРСЭ, 2003. 144 с.
9. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 306 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Говорова Р.К., Дьяченко О.М. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание, 1975. №9. С. 55-58.
13. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: метод. пособие. М. : Советский спорт, 2006. 144 с.
14. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2003. №1. С. 20-27.
15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Речь, 2005. 315с.
16. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. СПб. : КАРО, 2006. 207с.
17. Зубкова А.С., Зубанова С.Г. Книга для родителей. Детские страхи. Ярославль. : Академия развития, 2007. 178с.
18. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2006. 229с.
19. Карварский Б.Д. Медицинская психология. М. : Медицина, 1982. 271 с.
20. Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог. 2000. № 25. С. 68-76.
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М. : Академия, 2008. 624 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. М. : Академия, 2006. 384 с.
23. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. М. : Диалог-МИФИ, 2008. 288 c.
24. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. №3. С. 67-79.
25. Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван : Армянское государственное издательство, 1962. 352 с.
26. Меликян З.А., Ахутина Т.В. Состояния зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития // Школа здоровья. 2002. №1. С. 13-19.
27. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. М. : Институт практической психологии, 1998. 448 с.
28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М. : Академия», 1999. 456 с.
29. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М. : Алетейа, 2000. 624 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. : Тривола, 1995. 360 с.
31. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. М. : Генезис, 2005. 319 с.
32. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб. : Речь, 2007. 311 с.
33. Тхостов А. Психология телесности. М. : Смысл, 2002. 398 с.
34. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М. : Педагогика, 1993. 318 с.
35. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М. : 1989. 250 с.
36. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 421 с.
37. Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. М. : Теревинф, 2006. 72 с.
38. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. СПб. : Речь, 2007. 178с.
39. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М. : ЭКСМО-Пресс, 2007. 463с.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
41. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Психология мотивации. Воронеж. : МОДЭК, 1998. 395с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ