Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Изучение проблемы социализации личности в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2. Сущность и функции семьи как институт социализации
формирование личности 17
1.3. Психолого-педагогические особенности социализации старшего
школьника 25
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 35
2.1. Изучение и анализ характера семейного воспитания в процессе
социализации старшего школьника 35
2.2. Практические рекомендации для классного руководителя 44
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена теме: «Семья как фактор социализации личности старшего школьника».
Актуальность настоящего исследования обуславливается неразработанностью многих вопросов, связанных с проблемами роли семьи в процессе социализации личности старшего школьника.
Современное социально-экономическое положение России, серьезные перемены в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения.
В Российской Федерации сегодня происходят существенные изменения условий социализации человека: усиливается процесс его включения в социальные отношения, происходит усложнение критериев социальной зрелости, идет переориентация институтов социализации, качественно меняется соотношение всех видов и форм воспитательного влияния. Все это непосредственным образом влияет на формирование личности.
В процессе социального взаимодействия школьник приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.
Наиболее сложной оказывается социализация подростков, в силу перестройки многих процессов в их организме и психике. Но именно этот возрастной период считается и самым ответственным, потому как здесь реально происходит социальное созревание человека, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
В настоящее время все более активно подчеркивается огромное значение и роль семьи в процессе социализации человека, так как именно 3 семья, в первую очередь, оказывает огромное влияние на индивида, формирует в нем полноценную и гармоничную социальную личность. Семья как фактор социализации личности старшего школьника имеет огромный потенциал.
Также следует отметить, что проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и в то же время новы и сложны для познания.
Для исследования проблемы социализации большое значение имеют труды зарубежных и отечественных ученых, таких как Э. Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Г. Мид, А.Инкельс, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Б. 3. Вульфов, О. С. Газман, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, С. Т. Шацкий, М.И, Шилова и др., в работах которых раскрываются различные аспекты социализации, цели, задачи, методы, пути и средства воспитания необходимых качеств личности.
Большое внимание проблеме социализации школьников уделялось в трудах Г. Крайга, B.C. Мухиной, Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконина и др.
В то же время при всей многогранности исследований, посвященных изучению процесса социализации школьников, еще остается ряд неразработанных вопросов, требующих более детального и глубокого рассмотрения, касающихся роли именно семьи в процессе социализации старших школьников. Данный факт обусловил и проблему нашего исследования.
Объект исследования: процесс социализация старших школьников.
Предмет исследования: особенности семейного воспитания в социализации старшего школьника.
Цель исследования: теоретически рассмотреть процесс социализации старшего школьника в семье и определить эффективные семейного воспитания в социализации личности
Для достижения поставленной цели нами был поставлен ряд определенных задач:
1. Изучить современные подходы к проблеме социализации личности в отечественной и зарубежной науке.
2. Рассмотреть сущность и функции семьи как институт социализации личности.
3. Определить специфику социализации старшего школьника
4. Провести эмпирическое исследование характера семейного воспитания и его влияния на социализацию старшего школьника.
5. На основе полученных данных разработать практические рекомендации для классного руководителя.
Теоретическую базу исследования составляют работы ученых из разных областей науки: психологии, педагогики, социологии, физиологии, философии, культурологии и др., таких как Шилова М.И., Мудрик А.В., Овчарова Р.В., Проскурин В.Н., Волков Ю.Г., Черняк Е. М., Голод С.М. и т.д.
Базой эмпирического исследования является МБОУ школа № 91 в г. Красноярск. Выборка испытуемых составила 20 школьников, в возрасте 15¬18 лет.
Методами исследования являются:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по теме исследования, метод классификации, метод обобщения и систематизации;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, анализ полученных данных и их обработка, интерпретационные и статистические методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования
определяется следующими положениями :
- в исследовании обобщается и интерпретируется содержание отечественных и зарубежных исследований по проблеме социализации современного школьника;
- исследование дает возможность углубить знания о роли семьи как института социализации школьника;
- на основании экспериментального изучения изучены и проанализированы особенности характера семейного воспитания в процессе социализации старшего школьника.
Результаты данного исследования, предоставляют собой достоверные данные для их применения в практике образовательных учреждениях разного типа и как ресурс в материалах учебных программ для студентов и слушателей курсов повышения классификации по психолого-педагогическому направлению.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Настоящее исследование направлено на изучение роли семьи как фактора социализации личности старшего школьника.
Была поставлена следующая цель - теоретически рассмотреть процесс социализации старшего школьника в семье и определить эффективные методы и формы семейного воспитания в социализации личности старшеклассника.
Для достижения цели был поставлен ряд определенных задач: изучить современные подходы к проблеме социализации личности в отечественной и зарубежной науке, рассмотреть сущность и функции семьи как институт социализации личности, определить специфику социализации старшего школьника, провести эмпирическое исследование характера семейного воспитания и его влияния на социализацию старшего школьника, на основе полученных данных разработать практические рекомендации для классного руководителя.
Подводя итоги, можно заключить, что заявленная цель достигнута, поставленные задачи реализованы.
В первой главе мы изучили теоретический материал по теме исследования, тем самым, можно сделать вывод, что в рамках современных отечественных и зарубежных исследований проблема семьи как фактора социализации личности ребенка актуальна.
Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, под которым понимается результат и механизм приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. Были рассмотрены основные вопросы социализации современного школьника: этапы, виды, агенты, формы, стадии.
Подводя итоги, следует отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.
Процесс социализации, формирования и развития, становления как личности старшеклассников происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов, таких как семья, школа, сверстники и т.д. В процессе развития личности ребенка доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней.
Семейная социализация является процессом приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Однако, следует подчеркнуть, что возникают трудности социализации старшеклассников в семье из-за того, что по мере их созревания их взгляды и понимания общественных событий меняются и часто не совпадают с родительскими. При привычных для ранней юности быстрых личностных изменениях вероятность различий во взглядах старшеклассников и родителей резко возрастает по сравнению с предыдущими периодами развития.
Мы провели эмпирическое исследование с целью изучения роли семье в процессе социализации старших школьников.
Выборка испытуемых составила 20 старшеклассников (15-16 лет).
В ходе эксперимента мы использовали 3 методики:
JМетодика «Изучения уровня социализированности личности обучающегося» (М.И. Рожков). Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
JОпросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации подростка. Цель: изучение роли семьи в социализации подростка наряду с другими социальными институтами.
JОпросник социализации для подростков «Моя семья».
Цель: изучение мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.
Полученные данные по первой методике говорят о том, что большинство опрошенных испытуемых имеют средний уровень социальной зрелости, то есть они находят в пределах возрастной нормы.
Вторая методика позволила сделать вывод, что современный подросток в целом имеет эмоционально-позитивное отношение к своей семье.
Анализ результатов по третьей методике свидетельствует о преобладании хороших взаимоотношений в семьях старших школьников, родители стараются воспитывать самостоятельность, инициативность, активность в своих детей, в семьях присутствует взаимопомощь.
Как показало проведенное исследование, семья для старших остается важным аспектом их жизни, однако, значение семьи уже перестает быть для старшеклассников первостепенным. В семьях сохраняются теплые, близкие, доверительные отношения. Однако, семья уходит у старших школьников на второй план, все большую заинтересованность дети проявляют к определению будущей профессии, к общению со сверстниками.
На основе эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации для классного руководителя работы с семьей, методы и формы взаимодействия.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб.пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений . - М., 2003. - 544с.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд- во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), —1996.
3. Весна Е.Б. Социализации и индивидуализация. Закономерности и механизмы. М, 1997.
4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. Сборник трудов. - М.: Смысл; Эксмо, 2005.
6. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление.- М., 1998.
7. Голод С.М. Семья и брак. Историко-социологический анализ. С-Пб., 1999.
8. Голод С.М. Семья и брак: историко-социологический анализ./ С.М.Голод. - М.: Инфра-М, 2005.
9. Голофаст В. Б. Функции семьи//Семья и личность. М, 1974.
10. Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2000.
11. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Краткий курс лекций для вузов.- Москва, 2006.
12. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и
подростков: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2003.
13. Кадиева М.Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -Махачкала, 2013. - № 2. - С.57-61.
14. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения, 2007. №5.
15. Крылов А.А. Психология. 2-е изд. - М.: Проспект, 2005.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования.- М. : Изд-во УРАО, 1999.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизне нный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
18. Магомедалиева А. Социализация подростка в современном обществе // Студенческий научный форум 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5573.pdf.
19. Марунич Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями //Воспитание школьников. - 2002. - №5. - С.56-57.
20. Милехин А.В. Проблема социализации старших школьников в
условиях современного образования - Психологическая наука и образование psyedu.ru- 2011. - № 3.
21. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. М., 2006.
22. Никитаева М.В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников // Современные научные исследования и инновации, 2011.
- № 6 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3066. ои
23. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов.-М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
24.Осянин А.Н. Анализ процесса адаптации и социализации личности: (теоретический аспект) // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социологические науки, 2006. - № 1. - С. 335-341.
25. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
26. Проскурин В.Н. Семья основа социализации личности //Ярославский педагогический вестник, 1995. - № 2(3). - С .42-50.
27. Сапожкова Е.С. Роль семьи в социализации подростка // [Электронный
ресурс] -: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-
2/ 125-rol-semi-v- sotsializatsii-podro stka.
28. Сорокопудова В.С., Головнева Е.В. Роль семьи в социализации личности ребенка // Студенческий научный форум 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/743/6526.
29. Социология семьи: учебное пособие / Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян. - Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012.
30. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.
31. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве- времени детства. М, 1997.
32. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.—432с.
33. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994. - 256 с.
34.Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.
35. Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений: учеб.пособие для вузов. - М., 1992.-312с.
36. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе : учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям] / М. И. Шилова ; М- во образования Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Краснояр. гос. пед. ун-т. - 2-е издание, переработанное и дополненное.
- Красноярск : КГПУ, 2002. - 214 с.
37. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. - №2.