ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 7
1.1. Подходы к пониманию коммуникативной компетентности в
психологической литературе 7
1.2. Социально-психологическая характеристика детей-сирот 14
1.3. Особенности развития коммуникативной компетентности детей-сирот 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 29
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности детей-сирот 29
2.1. Реализация программы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Кризис в нашей стране отразился не только на материальном, но и на нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка. В связи с этим наблюдается нарастание таких негативных явлений, как рост социального сиротства и дезадаптации, девиантного поведения среди детей и подростков. По данным Госкомстата РФ (2020), на 2019 год в России насчитывалось более 740 тыс. детей, лишенных родительского попечения, из которых почти 90% - социальные сироты.
Специфические условия проживания в воспитательных учреждениях не способствуют развитию навыков взаимодействия, умения наладить устойчивые межличностные отношения с окружающими, формированию гибких поведенческих стратегий, что в дальнейшем препятствует успешной социально-психологической адаптации.
Коммуникативная среда очень важна для полноценной социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей. Умение общаться, строить отношения с различными людьми и в различных ситуациях является одним из показателей успешности ребенка-сироты. Понимая, какие проблемы сегодня стоят перед подрастающим поколением в целом, мы должны найти те способы, которые помогли бы молодому человеку найти свое место в этой жизни, сформироваться как личность, здоровая в своем физическом, психическом и духовном развитии, как гражданин своей страны.
Эффективность процесса по формированию у детей-сирот «коммуникативных компетенций», зависит не только от окружающих его людей, но и во многом от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Психологическим особенностям развития детей-сирот посвящены работы И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, И.А. Фурманова и др.
Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Е.Е. Чепурных,
Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Изучению понятия «коммуникативная компетентность», её развития посвящено большое количество научных работ, среди них работы отечественных авторов - Г.С. Васильев, Е.В. Залюбовская, Ю.Н. Емельянов, А.Г Ковалев, Л.И. Новикова Л.А. Петровская,
Т.Ю. Савельева и другие.
Многочисленные периодические издания рассматривают проблематику детей-сирот, в их числе «Социальная работа», «Психологический журнал», «Отечественный журнал социальной работы», «СОЦИС», «Семья в России» и другие. Но проблемы социальной интеграции такой категории детей и отдельные условия, а именно формирование коммуникативной
компетентности, остаются недостаточно изученными.
Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью выявления и анализа современного состояния данной проблемы, что позволит обобщить и использовать результаты исследования в практической работе по развитию коммуникативной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ проблемы межличностных отношений подростков-сирот выявил противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетентности и недостаточными условиями для развития коммуникативных умений. Таким образом, есть все основания утверждать, что существующая педагогическая практика и состояние науки показывают не разработанность теоретических основ построения системы педагогических условий, активизирующих процесс коммуникативной компетенции у детей-сирот, что понимается нами как проблема исследования.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей-сирот.
Предмет исследования: программа мероприятий по развитию
коммуникативной компетенции детей-сирот.
Цель исследования: разработать и реализовать программу мероприятий по развитию коммуникативной компетентности детей-сирот.
В соответствии с целью нами решались следующие задачи.
1. Изучить теоретические основы проблемы коммуникативной компетентности детей-сирот в психолого-педагогической литературе.
2. Эмпирически исследовать коммуникативную компетентность детей- сирот.
3. Разработать и реализовать программу мероприятий по развитию коммуникативной компетентности детей-сирот.
Гипотеза: результативному формированию коммуникативной
компетентности детей-сирот способствует программа, направленная на развитие следующих коммуникативных навыков:
• контроль поведения;
• владение различными способами взаимодействия;
• осознаванием своих эмоций и мотивов поведения;
• пониманием чувств других людей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• идеи JI.C. Выготского о возрастном развитии как о целостном, внутренне детерминированном процессе;
• положение A.B. Запорожца о качественном своеобразии и ценности каждого периода детства;
• деятельностный подход А.Н. Леонтьева к анализу психики и положение о ведущем типе деятельности, в котором возникают и развиваются другие виды деятельности, осуществляется развитие психических функций;
• положения Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман,
В.В. Давыдова, Б.Г. Мещерякова, Д.И. Фельдштейна о социальной ситуации развития, новообразованиях и ведущем типе деятельности в подростковом возрасте;
• положение Л.И. Божович о стремлении подростка к самостоятельности, независимости, более «взрослой» позиции в жизни;
- положения о сущности депривационного воспитания и его негативного влияния на формирование личности (Й. Лангмейер, 3. Матейчек И.В. Дубровина, А.Г Рузская, Л.М. Шипицына, A.M. Прихожан,
H.H. Толстых).
Для проверки решения исследовательских задач в работе применялись следующие группы методов.
1. Теоретические: анализ, обобщение, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Методы эмпирического исследования: опрос, тестирование.
Методики исследования: методика «Коммуникативная компетентность» (Тест Л. Михельсона, в модификации Ю.З. Гильбуха), «Опросник коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко).
База эмпирического исследования: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа» г. Красноярска.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы в практике работы с детьми-сиротами-педагогами, педагогом- психологом, социальным работником.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Приступая к данному исследованию, была обозначена цель, заключающаяся в разработке и реализации программы мероприятий по развитию коммуникативной компетентности детей-сирот. Данная цель предполагала анализ, как теоретических источников по психологической и педагогической литературе, также разработку и реализацию мероприятий, направленных на коррекцию агрессивности современных подростков.
Теоретический анализ показал, что проблема коммуникативной компетентности не нова в психологии, имеет актуальность и сегодня, так как проблемы с умением устанавливать контакты, межличностное вызывают определенные сложности у детей. При этом, дети-сироты, количество которых неуклонно растет, испытывают больше сложностей в сфере коммуникаций.
Проблемы коммуникативной компетентности нашли отражение в зарубежной, так и отечественной психологии. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли работы исследования М. Аргайл, Р. Белл, Ю. Хабермас, Дж. Уаймен, А.А. Бодалев, В.И. Жукова, О.В. Михайлова и других авторов.
Анализ определений понятия «коммуникативная компетентность», представленный в работах отечественных и зарубежных авторов, позволил отметить, что в психологической науке нет общепринятого определения понятия «коммуникативная компетентность». В наиболее общем смысле, коммуникативную компетентность можно характеризовать как совокупность определенных умений, знаний и навыков человека, необходимых для установления эффективных коммуникаций с окружающими людьми.
В структуру коммуникативной компетентности, входит четыре основных компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный,
эмоциональный и поведенческий.
Исследование социально-психологических особенностей детей, воспитывающихся в условиях детского дома, позволил отметить, что дети- сироты отличаются от обычных детей, воспитывающихся в кругу семьи. Как правило, такие дети лишены родительской любви, внимания к своей персоне и ласки, поэтому они имеют нарушения в психическом развитии, мотивационной сфере, а также склонны к девиантному поведению.
Пребывание в условиях детского дома оказывает влияние также и на коммуникативную компетентность. Дети-сироты не умеют устанавливать хорошие отношения со сверстниками, а также взрослыми людьми. Они часто замкнуты, негативные эмоции держат в себе, в связи с чем, могут проявлять вспышки агрессии к окружающим. Поэтому психологу необходимо проводить организовывать и проводить специальную работу с данной категорией детей, разрабатывать программы мероприятий, направленные на коррекцию коммуникативной компетентности.
Разработанная программа мероприятий, была направлена на развитие коммуникативной компетентности детей-сирот. Данная программа включала четыре основных этапов: подготовительный, констатирующий, основной и заключительный.
Эмпирическое исследование коммуникативной показал, что подростки- сироты, воспитывающиеся в детском доме (в среднем 60 %) придерживаются зависимой (пассивной позиции).
Результаты обследования коммуникативной толерантности показали преобладание у подростков-сирот, принимавших участие в обследовании среднего уровня толерантности в различных ситуациях в среднем у 60 % подростков.
На основном этапе была реализована Программа занятий «Азбука общения». Данная программа состояла из четырех этапов и включала различные тренинги и занятия.
Повторное обследование подростков-сирот по, которое позволили выявить положительную динамику. Зависимая компетентность подростков сократилась на 15 %, агрессивная на 10 %, а компетентная выросла на 15 %.
Увеличилось на 10 % число подростков-сирот со средним уровнем
коммуникативной толерантности, также на 10 % увеличилось количество подростков, имеющих высокий и низкий уровни толерантности. Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что результативному формированию коммуникативной компетентности детей- сирот способствует программа, направленная на развитие следующих коммуникативных навыков: контроль поведения; владение различными способами взаимодействия; осознаванием своих эмоций и мотивов поведения; пониманием чувств других людей - нашла свое подтверждение.
Результаты исследования могут быть рекомендованы для работы педагогов-психологов по вопросам изучения и коррекции коммуникативной компетентности детей-сирот.
1. Абросова Л.М. Практическое пособие приемного родителя. СПб.: СПб ОО «Врачи детям», 2014.128 с.
2. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей // Социально-гуманитарные знания. 2016 № 6. С.85-89.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1991. 56 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений. М.: Аспект Пресс, 2014. 291 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2016. 528 с.
6. Асоев Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей. Автореф. дис. канд.пед. наук М.: 2017. 18 с.
7. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное
определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». № 1. 2014. 99 с.
8. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции), как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч. метод. сборник. М., 2017. С. 89-95
9. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск 4. М.: ТОО «СИМС», 1995. 64 с.
10. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» - 2015. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 08.06.2020)
11. Беспалова Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя. 2019. № 1. С. 96-98.
12. Близнецова О.И. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста // Вестник Нижневартовского Государственного гуманитарного Университета. 2017. № 2. С. 25-27.
13. Борзов П. Услуги для семей и детей группы риска п социальному устройству // Инновационные услуги в профилактике социального сиротства. Опыт Приморского края. М., С. 6-13.
14. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 2016. 166 с.
15. Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субьективации жизненных целей: автореф. дис. канд. психол. Наук. Самара, 2008. 95 с....55