Введение 5
Глава 1. Теоретические основы, отражающие проблематику исследования: методы и методология; работы исследователей, близкие к теме представляемой дипломной работы 7
1.1 Терминология 7
1.1.1 Атрибут в китайской лингвистической традиции 11
1.2 Значения атрибутов действующих лиц по Проппу В. Я 14
1.3 Атрибутика китайской мифологии 17
1.4 Атрибутика английских сказок 19
1.5 Методы и принципы анализа сказочных персонажей 21
1.6 Методика обучения иностранным языкам на материале сказок по Жуковскому В.А. и Кедрову Б.М 26
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практическое применение методов исследования атрибутики персонажей зарубежных сказок, представленное в рамках элективных курсов 29
2.1 Методика обучения построению монологической речи обучающихся старших классов 29
2.2 Методика анализа атрибутики персонажей зарубежных сказок 31
2.2.1 Семантико-логический метод 31
2.2.2 Количественный метод 35
2.2.3 Метод компонентного анализа 37
2.3 Программа элективного курса «Отражение атрибутики персонажей британских сказок» 40
2.4 Программа элективного курса «Образы и атрибуты сказочных персонажей китайской мифологии» 46
2.5 Словарь атрибутов сказочных персонажей 52
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью уточнения, в рамках лингвистики текста, широкого филологического понятия "атрибутика персонажей" и разработки основ теории и методики ее исследования. Особое внимание современное языкознание уделяет художественному тексту в целом и функционированию имен собственных в художественных произведениях, в частности.
Объект - китайские и английские сказки.
Предметом является атрибутика сказочных персонажей.
Цель дипломной работы - выработать методику анализа атрибутики персонажей зарубежных сказок; составить словарь атрибутов (первостепенных признаков сказочных персонажей); разработать элективный курс по данной теме для обогащения культурного опыта школьников и повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Задачи:
1. Анализ работ, посвящённых данной тематике.
2. Отбор материала исследования.
3. Исследование материала с использованием следующих методов:
• Семантико-логический метод
• Количественный метод
• Метод компонентного анализа
4. Разработка элективного курса на основе использованных методов.
5. Составить словарь атрибутов сказочных персонажей.
Новизна работы состоит в самостоятельной обработке и представлении материала исследования.
Предметом исследования является атрибутика персонажей. Один из пяти элементов или "составных частей" волшебной сказки.
Теоретическое значение работы состоит в освещении основ теории атрибутики персонажей.
Практическая ценность работы определяется ее следующими результатами и намеченными перспективами:
- составлен словарь атрибутов сказочных персонажей;
- выявлены лингвокультурные аспекты сказочных персонажей;
- разработаны программы элективных курсов «образы и атрибуты сказочных персонажей китайской мифологии», «анализ атрибутики персонажей британских сказок» на основе методов обучения иностранным языкам по сказкам зарубежных авторов.
Объектом данной дипломной работы являются мифы и сказки Китая и Англии. Предметом исследования стала атрибутика персонажей этих сказок.
В первой главе представлен анализ работ, посвящённых тематике дипломной работы, написанный на основе книге о морфологии сказок, автором которой является Пропп. Далее была разработана методика анализа образов сказочных персонажей выведенная после изучения написанной им литературы. Кроме того, в этой главе были рассмотрены мифологические сказания Китая, а также сказки Англии из сборника—English Fairy Tales collected by Joseph Jacobs”, которые впоследствии составили содержательную основу элективных курсов для старших школьников образовательных учреждений с лингвистическим уклоном. Таким образом, в первой главе решены две основные задачи данной работы: проведён анализ работ, посвящённых данной тематике и сделан отбор материала исследования.
На основе материала исследования была разработана методика обучения и методика анализа атрибутивных характеристик персонажей. В следующей части второй главы представлены разработки моделей двух элективных курсов, вписывающихся в рамки проведения на основе образовательных учреждений имеющих классы с лингвистическим уклоном. Нами был сделан вывод о том, что сказки являются отражением культуры народа, что позволяет углубить и расширить знание и понимание картины мира, жизневосприятия и ценностей страны изучаемого языка.
Совершенно очевидно, что все цели дипломной работы успешно достигнуты: разработаны две программы по двум языкам и составлен словарь атрибутов, в дополнение ко второму элективному курсу.
1. Топоров, В. Н. Мифы народов мира [Текст]: Энциклопедия / В. Н. Топоров - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2010. - 671 с. - Библиогр.: с. 96-100.
2. Кукарина, М. А. Словарь китайской мифологии [Текст]: Словарь / М. А. Кукарина - М. : Центрполиграф, 2011. - 200 с. - Библиогр.: с. 210-213.
3. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки [Текст]: Монография / В. Я. Пропп - М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.
4. Крук, И. И. Восточнославянские сказки о животных: Образы, композиция [Текст]: Диссертация / И. И. Крук - Минск : Институт искусствоведения этнографии и фольклора, 1985. - 2018 с.
5. Роднянская, И. Б. Образ художественный [Текст] / И. Б. Роднянская, В. В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия. - М. : Сов. Энцикл., 1970. - с. 103-104.
6. Поспелов, Г. Н. Происхождение искусства и его видов [Текст] / Г. Н. Поспелов, Е. Г. Руднева // Введение в литературоведение, изд. 3-е, испр. и доп. - М., 1988. - с. 186.
7. Кравцова, М. Е. История культуры Китая [Текст] / М. Е. Кравцова - СПб. : Издательство «Лань», 1999. - 416 с. - Библиогр.: с. 98-103.
8. Чистов, К В. О некоторых вопросах общей теории фольклористики [Текст]: // Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор. - Л., 1986. - 212 с.
9. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. [Текст] / В. П. Беспалько - М.: Изд-во Педагогика, 1995. - 98 с.
10. Толстой, Н. И. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике: язык и народная культура [Текст] / Н.И. Толстой - М. : Издательство "Индрик", 1995. - 512 с.
11. Путилов, Б. И. Введение [Текст]: / Б. И. Путилов, Г. Штробах. // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. - с.351.
12. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст]: Монография / Е. М. Мелетинский - М. : Издательство «Мир», «Академический Проект», 2012. - 336 с.
13. Голыгина, К. И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.) [Текст] / К. И. Голыгина - М., 1995. - 314 с.
14. Дианова, Т. Б. Этническая самоидентификация в фольклоре региона: тема и фактор формирования жанровой системы [Текст] / Дианова Т. Б., Козлова И. В. // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов научно-практической конференции. Вып. II. М., 1997. - 464 с. - Библиогр.: с. 94-103.
15. Соколов, К Б. Сказочный архетип как признак субкультурной картины мира [Текст] / Сост. Хренов Н. А., Колотаев В. А. // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. научных трудов. Вып. 8: Традиционные формы досуга: История и современность. М., 1998. - Библиогр.: с.73
16. Франц, М. Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке [Текст] / Пер. с англ. Р. Березовской, К. Бутырина; науч. ред. В. В. Зеленского. СПб., 1998. - Библиогр.: с. 91