Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ

Работа №155179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2. Особенности развития произвольного внимания в старшем
дошкольном возрасте 11
1.3. Роль игр с правилами в развитии произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Характеристика экспериментальной группы и методик исследования 23
2.2. Результаты психологической диагностики произвольного внимания
детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Проблема внимания остается одной из важных проблем психологии, несмотря на то, что исследования по ее изучению ведутся достаточно давно. До сих пор природа и сущность феномена внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке (П.Я. Гальперин, И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.). От решения данной проблемы зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели часто наблюдают у детей недостаточное развитие произвольного внимания. Так как дети старшего дошкольного возраста - это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Кроме того, развитие внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений ребенка, связанных с формированием у него волевых качеств. К концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания связанного с сознательно поставленной целью. При плохо развитом внимании ребенку сложно сконцентрироваться на одном деле, при выполнении любой работы он будет выполнять ее не до конца или с большим количеством ошибок. Ребенку будет трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Поэтому так важно развивать произвольное внимание у детей именно в старшем дошкольном возрасте [12].
Цель исследования: выявить возможности игр с правилами в формировании произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать эффективность использования игр с правилами в процессе формирования произвольного внимания.
3. Определить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации организации игр с правилами,
способствующих развитию внимания в старшем дошкольном возрасте. Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры с правилами как средство формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить посредством игр с правилами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема «Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами».
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы.
Анализ изученной литературы показывает, что проблема внимания остается одной из важных проблем психологии, несмотря на то, что исследования по ее изучению ведутся достаточно давно. Роль внимания состоит в создании готовности к деятельности и ее избирательной организации в зависимости от поставленной задачи. Слабое развитие внимания объясняет, почему ребенок часто отвлекается, не может долго заниматься одним делом и почему он не помнит, что ему сказали взрослые или другие дети. Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, которое является одним из важнейших показателей при оценке психического развития дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается произвольное внимание, т. е. они оказываются способными управлять своим вниманием, сознательно направлять его на те или иные объекты. Произвольное внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют и организуют внимание ребенка и дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии может сам им управлять. Взрослые организуют внимание ребенка с помощью словесных указаний. Позднее ребенок сам начинает использовать речь для организации своего внимания. Постепенно внимание ребенка становится более планомерным, что подразумевает способность к обдумыванию последовательности действий и соответствующее распределение внимания для достижения цели. Если задачи детям знакомы и не очень сложны, они могут выработать план и следовать ему.
Так как дети старшего дошкольного возраста - это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Поэтому так важно подобрать эффективное средство для развития всех свойств внимания. Таким средством являются игры с правилами. К таким играм относятся: словесные, настольно-печатные, подвижные и спортивные игры. В играх с правилами необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других игроков, слежение за выполнением правил всеми участниками игры, включая себя самого, выполнение самих игровых действий, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию произвольного внимания ребенка. Не стоит забывать и про развитие слухового внимания, ведь многие игры с правилами содержат в себе реагирование на различные команды, или подчинение им. Наибольшее развитие происходит в подвижных играх, так как необходимо не только быстро выполнять игровые действия, но и в это же время прислушиваться к командам, заданным правилами игры или репликам других игроков.
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что в экспериментальной группе, где выборка составила 24 человека, из которых 13 девочек и 11 мальчиков, большинство детей имеют низкий и средний уровень развития объема внимания, что говорит о неспособности респондентов сохранять в сфере повышенного внимания достаточное количество информации, а развитие переключения и распределения внимания находится на низком и среднем уровнях, что дает право говорить о низкой скорости переключения внимания с одного объекта на другой и о низкой способности большинства детей рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности сразу. Что же касается развития у детей экспериментальной группы концентрации и устойчивости внимания, то у подавляющего количества детей выявлены средний и высокий уровни развития. Это говорит о том, что дети способны в течение длительного времени концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте.
Мы разработали психолого-педагогические рекомендации в виде картотеки игр, которую систематизировали по свойствам внимания, на развитие которых она и направлена. Картотека игр содержит 4 раздела:
1. игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;
2. игры на развитие объема внимания;
3. игры на развитие переключения внимания;
4. игры на развитие распределения внимания.
На основе анализа литературы наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить посредством игр с правилами, подтверждена. Наиболее явные доказательства того, что игры с правилами являются эффективным средством развития произвольного внимания, будут получены после дальнейшего исследования. А именно, после проведения формирующего эксперимента с применением разработанных нами психолого-педагогических рекомендаций.



1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.
2. Ахметова З.А., Веселова Н.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению// Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 10. С. 7 - 11.
3. Болотова А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования М.: издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
4. Бутусова Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития // Дошкольное воспитание. 2016. № 3. С. 21 - 26.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
6. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: учеб. пособие. Ростов н/Д. 2007. 150 с.
7. Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А. Возрастная психология
и психология развития: учебное пособие. М.: Издательство
Современного гуманитарного университета, 2013. 204 с.
8. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
9. Гуревич П.С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Юнити-Дана. 2013. 559 с.
10. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребенка: учебник для вузов. М.: Форум, 2011. 400 с.
11. Кравцова Е.Е. Игра и произвольность // Дошкольное воспитание. 2017. № 11. С. 12 - 19.
12. Лебедева М.А., Иванова В.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12. С. 1704 - 1706.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 583 с.
14. Маллаев Д.М., Гасанова Д.И. Теория и практика психотехнических игр. М.: Владос, 2013. 149 с.
15. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия. 2010. 385 с.
16. Маталыгина О.А. Развитие основных психофизиологических функций, лежащих в основе познавательной деятельности // Дошкольная педагогика. 2016. № 7. С. 4 - 8.
17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте, 4-е изд. М.: Академический Проект, 2002. 160 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 456 с.
19. Набиуллина Н.В. Психолого-педагогические основы развития
произвольного внимания старших дошкольников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3. С. 120 - 122.
20. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Диагностика. М.: Владос, 2001. 640 с.
21. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. М.: Лада, 2010. 192 с.
22. Репринцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. М.: ФОРУМ, 2008. 240 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
24. Светланова И.А. Психологические игры для детей, 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 190 с.
25. Степанова Н.А., Землянская М.В. Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5. С. 208 - 209.
26. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет. Ярославль: Академия развития, 2011. 192 с.
27. Такабаева А.М. Психологические механизмы игры в дошкольном возрасте // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 28. С. 77 - 81.
28. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования. 2-е изд. испр. М.: Академия, 2012. 368 с.
29. Усова А.Л. Игра - форма организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 19 - 22.
30. Фролова И.А. Подвижные игры как средство всестороннего развития дошкольников // Дошкольная педагогика. 2014. № 7. С. 7 - 72.
31. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика. Омск: СибАДИ, 2015. 429 с.
32. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 367 с.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, 4-е изд. М.: Академия, 2007. 384 с.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ