Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ СИТУАЦИЙ

Работа №155175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций
1.1 Процесс подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных
природных ситуаций 7
1.2 Формы и методы подготовки обучающихся к действиям в условиях
опасных природных ситуаций 17
1.3 Возможности подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных
природных ситуаций 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций
2.1 Первичная диагностика подготовки обучающихся к действиям в условиях
опасных природных ситуаций 38
2.2 Организация подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных
природных ситуаций 43
2.3 Анализ эффективности подготовки обучающихся к действиям в условиях
опасных природных ситуаций 48
Заключение 53
Список используемых источников 56
Приложение 63


Актуальность исследования. Школьным курсом основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях, который характеризуется новым пониманием целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретается все более важное значение.
Современным уроком ОБЖ должно отражаться владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в процессе его построения, так и в процессе подбора содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях.
Различные формы и методы работы, применяемые на уроках ОБЖ, увеличивают процент качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении курса ОБЖ и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
На современном этапе опасные ситуации все больше принимают вид факта повседневной жизни, как бы это парадоксально не звучало. При этом в процессе стихийных бедствий, катастроф и других экстремальных воздействий у участников опасных ситуаций может произойти развитие массовых психогенных расстройств, которые вносят дезорганизацию в процесс совершения спасательных и восстановительных работ.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения. Учащиеся должны грамотно ориентироваться в существующих видах потенциальных угроз жизни и здоровью в опасных природных ситуациях. В школьный курс ОБЖ входит раздел по гражданской обороне, посвященный подготовке учащихся к грамотным действиям в случае нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов. В этой связи, перед педагогом возникает проблема повышения результативности работы по столь важному направлению подготовки учащихся как подготовка обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций.
Мы считаем, что в сложившейся ситуации современного прогресса повышение форм эффективности подготовки обучающихся 8 класса к действиям в условиях опасных природных ситуаций с применением различных методов и форм обучения очень актуально.
Объект исследования - образовательный процесс.
Предмет исследования - подготовка обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать методику подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций.
Задачи исследования:
1) Проанализировать процесс подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций, изучить формы и методы подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций, исследовать возможности подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций;
2) Провести первичную диагностику подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций,
провести организацию работы по подготовке обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций;
3) Проанализировать эффективность работы по подготовке обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций.
Гипотеза исследования - подготовка обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций будет эффективна, если:
- будет учитываться первоначальный уровень подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций;
- будут применяться различные формы и методы подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций.
Методы исследования.
- Теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические методы исследования: анкетирование, беседы, педагогическое наблюдение учащихся, эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.
Теоретическая основа исследования:
- труды, которые обосновывают необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для развития и саморазвития личности, становления ее индивидуальности А.Г. Асмолова, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, A. А. Люблинской, В.С. Мухиной, В.А. Петровского, Н.Н. Поддьякова, Т.А. Репиной, С.Л. Рубинштейна, В.В. Селиванова, В.А. Сонина, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсона и др.
- работы, раскрывающие сущность навыков действовать в условиях природной опасностей и его формирования Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Б.З.Вульфова, Л.С.Выготского, А.Д.Гонеева, С.И. Григорьева, B. И.Загвязенцева, А.В.Мудрика, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, Д.И.Фельдштейна и др.
- концептуальные идеи о проектировании воспитательно-образовательного процесса в условиях образования Р.Р. Денисовой, Н.В. Ивановой, М.В. Корепановой, Е.А. Кудрявцевой, И.В. Сушковой и др.
Теоретическая значимость исследования. В результате проведения исследования нами выяснено, что на сегодняшний день организация образовательного процесса по формированию умений планировать свои действия в опасной природной ситуации не эффективна.
Практическая значимость исследования. В исследовании доказано, что подготовка обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций будет эффективна, если: будет учитываться первоначальный уровень подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций; будут применяться различные формы и методы подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций. Эффективность рекомендаций и мероприятий, предложенных в работе, доказаны статистически, что позволяет использовать материалы данного исследования в процессе обучения детей в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При проведении исследования нами была поставлена следующая цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать методику подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций. Для этого нами решались следующие задачи исследования.
Нами был проведен анализ процесса подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций. Было выяснено, что Опасности ситуации обладают многообразными критериями зачастую в их основе находятся природные явления, порождающие стихийные бедствия, экологические, имеющие связь со срывом равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, которые появляются при катастрофах и авариях в производственной среде, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, которые выявляются в эпидемиях, и общественные, имеющие связь с противоречиями в социальных взаимоотношениях. Рассмотрение случающихся в последнее время опасных ситуаций заверяет, что в основном их появление имеет связь с деятельностью человека и определено причинами общественного характера.
Далее нами были изучены формы и методы подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций. Было выяснено, что формирование навыков действовать в условиях природной опасностей выступает образовательным требованием включения детей в жизнь, развития личности, способной среагировать в непредвиденных (в том числе опасных и экстремальных) условиях, которая устремлена к устойчивому саморазвитию и осуществлению новых возможностей. При этом наиболее эффективными методами подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций оказались: проблемный метод; метод анализа конкретных ситуаций на основании сюжетов телепередач, публикаций в СМИ, рассказов и описаний очевидцев; ситуационные игры-упражнения; погружение в опасную имитационную ситуацию.
Затем мы проанализировали возможности подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций. Мы выяснили, что критерии формирования навыков действовать в условиях природной опасностей отображают разнообразные стороны навыков действовать в условиях природной опасностей: вступление в состав образовательного процесса, присутствие у образовательного процесса функции, закономерный характер формирования навыков действовать в условиях природной образовательном процессе, понимание педагогами закономерности в форме образовательного принципа.
Практическое исследование было проведено в 2017-2018 учебном году. В исследовании приняли участие 50 обучающихся 8 классов МБОУ «Шушенская СОШ№2» пгт. Шушенское, 25 из которых были отнесены в контрольную группу, 25 обучающихся были отнесены в экспериментальную группу.
В результате проведения констатирующего этапа исследования нами выяснено, что уровень развития навыков действовать в опасной природной ситуации оказался на среднем уровне. Было выяснено, что у детей знания об особенностях профилактики и действий в случае угрозы природной опасности не сформированы или сформированы недостаточно.
Для развития навыков действовать в условиях природной опасностей в условиях природной опасностей мы предлагаем использование следующих методов обучения на уроках ОБЖ: проблемный метод; метод анализа конкретных ситуаций на основании сюжетов телепередач, публикаций в СМИ, рассказов и описаний очевидцев; ситуационные игры-упражнения; погружение в опасную имитационную ситуацию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы апробировали 6 уроков по ОБЖ с применением описанных выше методов работы.
Результаты в группах после проведения формирующего этапа стали различаться: в экспериментальной группе высокий уровень умений планировать свои действия в опасной природной ситуации показали 44%, в то время как в контрольной группе высокий уровень как и на констатирующем этапе исследования не показал никто; средний уровень в экспериментальной группе показало на 24% меньше человек, чем на констатирующем этапе исследования, в то время как в контрольной только на 20% меньше, чем на констатирующем этапе исследования; в экспериментальной группе низкий уровень в отличие от констатирующего этапа исследования не показал никто (количество снизилось на 20%), в то время как в контрольной группе низкий уровень умений планировать свои действия в опасной природной ситуации показали 32% (количество увеличилось на 20%).
Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что подготовка обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций будет эффективна, если: будет учитываться первоначальный уровень подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций; будут применяться различные формы и методы подготовки обучающихся к действиям в условиях опасных природных ситуаций - доказана, цель достигнута, задачи решены.



1. Акимов В. А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие / В. А. Акимов, Ю. Л. Воробьев, М. И. Фалеев [и др.]; изд 2-е, перераб. — М.: Высш. шк., 2007. — 384 с
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с
3. Анисимов, В.Л. Участие органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях и обстоятельствах: теоретический и правовой аспект / В.Л. Анисимов. - М., 2011
4. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия / Г.Я. Арефьева // География в школе, 2002. - №3
5. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016. — 448 с
6. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров, 19-е изд., перераб. и доп.(изд:19) / Э.А. Арустамов. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 448 с.
7. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного прогресса (методические основы) / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение,
2012. - 192 с
8. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в образовании / И.А. Баева. - СПб.: Феникс, 2010. - 512 с.
9. Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка : учеб. пособие для вузов / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М. : Академия, 2013. - 416 с.
10. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для бакалавров / С.В. Белов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. — 682 с
11. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность): Учебник. 5-н изд., пер. и доп. / С.В. Белов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 702 с.
12. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. том 2 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 352 с.
13. Бех И.Д. Воспитание личности: учебник / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2013. - 848 с.
14. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда: учебник для бакалавров. 2-е изд., пер. и доп. / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 572 c.
15. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр,
2013. — 349 c
16. Вагнер И.В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации / И.В. Вагнер // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 5 - 12
17. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник для спо / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2011. - 536 с.
19. Гани, С.В. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С.В. Гани, Н.И. Константинова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 7. - С. 38-40
20. Герцен, А.И. Избранные педагогические сочинения / А.И. Герцен. - М.: Педагогика, 2010. - 145 с.
21. Горячев, М.Д.. Социально-педагогическая деятельность школы / М.Д. Горячев, Т.А. Фокина. - Самара: Изд-во «Самарский университет»,
2012. - 136 с
22. Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2013. — 416 c
23. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Наука, 2013. - 589 с.
24. Данилов, М.А. Педагогический процесс и его диалектика / М.А. Данилов // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 99 - 107
25. Денякина Л.М. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения /Л.M.Денякина. - Минск: Коррадес, 2000. - 72 с.
26. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке УУД у младших школьников: организационно-методические аспекты / Р.А. Дунилова, Л.Г. Бобрикова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 3. - С. 5-10
27. Егорова Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. - Йошкар-Ола., 2004. - 199 с
28. Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. — М.: Дашков и К, 2013. — 456 c
29. Емельянов В.М. Защита населения в чрезвычайных ситуациях / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов. - М.: Академический проспект, 2003
30. Жаворонкова Н. Г. Теоретические проблемы понятийного аппарата в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях / Н.Г. Жаворонкова // Право и государство. - 2007. - № 10. - С. 94-99
31. Загвязинский В.И. Стратегия возможного развития педагогического образования в России / В. И. Загвязинский, Л. Д. Плотников, Л. М. Волосникова // Инновационные проекты и программы в образовании. -
2014. - № 4. - С. 3-9.
32. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / О.А. Завьялова // Начальная школа. - 2005 - №11
33. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: 15-е изд., стер / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и др... — СПб.: Лань, 2016. — 696 c
34. Зинченко В.П. Психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
35. Иванов, А.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.А. Зюрин; Под ред. С.А. Полиевский. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 368 c.
36. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, Ю.А. Каджаспиров. - М.: Изд. центр«Акаде мия», 2010. - 640 с.
37. Каракеян, В.И. Безопасность Жизнедеятельности 2-е изд., пер. и доп. Учебник И Практикум Для Академического Бакалавриата / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 330 c
38. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ /
Э.М. Киселева // Молодой ученый - 2014 - №12 (71). - С.277-280
39. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 2013. - 382 с
40. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — М.: КноРус, 2013. — 192 c..
41. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 563 с.
42. Кулагина И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с.
43. Лесгафт, П.Ф. Воспитание ребенка / П.Ф. Лесгафт. - М.: Терра- Книжный клуб, 2012. - 416 с.
44. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев. - 2 изд. - М.: Юрайт, 2013. - 425 с
45. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Журнал Известия Тульского государственного университета. - Выпуск № 2/2012.
46. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд., доп. и перераб / А.В. Маринченко. — М.: Дашков и К, 2015. — 360 c
47. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков. — М.: КноРус, 2013. — 288 c.
48. Михайленко Д.А. Развитие умений и навыков навыков действовать в условиях природной опасностей в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности / Д.А. Михайленко // Молодой ученый. - 2015. - №6.4. - С. 36-38.
49. Морозова О.Ю. Конкретизация знаний старшеклассников в процессе взаимообучения с применением информационных технологий / О.Ю. Морозова // Педагогическая информатика. - 2006. - № 5
50. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации / В.Н. Мошкин. - Барнаул: АГИК, 1992
51. Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера) / В.Н. Мошкин. - Барнаул: АГИК, 1993.
52. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - 14-е изд., стереотипное. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
53. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев М.: Просвещение, 2014. - 576 с
54. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов // Общие основы психологии. - М.: Просвещение,
2014. - 576 с.
55. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под. ред. И.А. Баевой. - М.: Академия, 2011. - 456 с
56. Основы защиты в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.Н. Шульженко, Н.В. Нестерова и др.; под ред. В.Ю. Радоуцкого. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. - 248 с
57. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Н.И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев - М.: Просвещение, 2013. - 526 с
58. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2012. - 482 с
59. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
60. Почекаева, Е.И. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Е.И. Почекаева; Под ред. Ю.В. Новиков. — Рн/Д: Феникс, 2010. — 556 c
61. Прохорова, С.Ю. Реализация стандартов второго поколения / С.Ю. Прохорова, О.А. Еремеева, З.Д. Трубина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 45-59
62. Реан ,А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. - СПб.: Питер. - 2006. - 285 с.
63. Сластенин, В.А. Педагогика : Учебно пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2014. - 512 с
64. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2012. - 288 с
65. Тверская, С.С. Безопасность жизнедеятельности: Словарь- справочник / С.С. Тверская. — М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. — 456 c
66. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2013. - 520 с..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ