ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Культуросообразный контекст управления развитием
корпоративной культуры 12
1.2. Корпоративная культура как показатель развития учреждения и
управления 18
1.3. Управление дошкольным образовательным учреждением как условие формирования корпоративной культуры педагогов 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организация работы по изучению актуального состояния корпоративной культуры педагогов ДОО и анализ полученных результатов 33
2.2 Реализация организационно-педагогических условий формирования
корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации 46
2.3 Анализ результатов работы по реализации педагогических условий формирования корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации 52
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Повышение ступени образования, уровня квалификационных знаний и умений, профессиональных навыков педагогов требует от администрации дошкольной образовательной организации применения все более эффективных и сложных способов управления. Для того чтобы повысить эффективность управления важно применять управленческие технологии, направленные на формирование общественного мнения, изменения мышления сотрудников. Особенности такого типа управления заключаются в установлении и ведении постоянных коммуникаций с разнообразными группами социального окружения - с корпоративными партерами, с общественностью и СМИ, с государственными структурами и органами управления, и непосредственно, с самими работниками. В ходе работы с педагогическим персоналом, возникает необходимость в формировании целостной системы ценностей, правил и норм, то есть - корпоративной культуры, которая позволяет достигнуть итогового результата функционирования организации, каждому педагогу предоставить возможность самореализовать себя. Необходимо понимать, что корпоративная культура является не только составной частью имиджа организации, но и важнейшим инструментом для управления эффективным и конкурентоспособным образовательным процессом. Развитие корпоративной культуры неразрывно связано с нововведениями, которые направлены на достижение целей и реализацию задач, и, следовательно, повышают конкурентоспособность учреждения на рынке. В основу корпоративной культуры входят ценности, которые принимаются всеми сотрудниками организации, и задают им ориентиры действий и поведения. В своей сущности корпоративная культура раскрывает такие ценности, идеи, взгляды, которые признают и которых придерживаются все работники ДОО.
Важно обозначить, что, рыночные отношения в современном мире трактуют организациям необходимость обозначения и реализации системы ценностей, которая носит название корпоративная культура. Правильная разработка и применение корпоративной культуры может способствовать повышению конкурентоспособности и повышению имиджа учреждения. К документам, регламентирующим корпоративную культуру, относятся: должностные инструкции специалистов, корпоративный кодекс деловой этики, устав предприятия, штатное расписание, правила трудового распорядка, приказы, положения, стандарты, анкеты и другие документы, фиксирующие деятельность компании. Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разрабатывается на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики и кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утвержденный от 28 сентября 2012 г. N 5324п-П12 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России.
Современная педагогическая практика рассматривает корпоративную культуру как важный аспект функционирования организации, что отражено в трудах А.Г. Асмолова, Ш.А. Амонашвили, B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, Ю.А. Васильчук, В.Е. Данильчук, Е.Ю. Захарченко, И.Ф. Исаева, В.А. Кобылянского, И.Б. Котовой, Н.Н. Моисеева, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, Э.А. Орловой, В.А. Сластенина, Т.Б. Сергеевой, Н.Б. Ромаевой, Е.Н. Шиянова. В работах B. Атоян, Е.В. Бондаревской, Н.Ю. Вельдман, Ю.С. Давыдовым, С.В. Ивановым, Н. Казаковой, Л.Б. Логуновой, Г.Н. Козловой, Д.А. Леусенко, Г.И. Мальцевой, Ю.С. Мануйловым, С. Новиковым, A.M. Осиповым, А.П. Скорик, В.А. Сластениным, С.А. Тангян, Т. Филипповской, А. Фурсенко, С.В. Хлудневой, А. Чугалиным, В.А. Шаповаловым, Л.И. Щербаковой, наиболее полно отражена практика затрагивающая аспекты управления деятельностью образовательного учреждения, которые связаны с особенностями корпоративной культуры. Анализ научных исследований и педагогической практики в ДОО позволил выделить ряд противоречий:
- между научными требованиями к организации эффективной системы управления и реальным состоянием системы управления в процессе практического функционирования дошкольной организации;
- между управлением, обеспечивающим качество деятельности дошкольной организации, и состоянием корпоративной культуры педагогов дошкольной организации, направленной на достижение качества деятельности.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: обоснование, разработка и реализация организационно-педагогических условий, нацеленных на развитие корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образования
Предмет исследования: организационно-педагогические аспекты управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организацией.
Исходя из цели, объекта, предмета, поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ основных подходов к разработке развития корпоративной культуры и сравнить основные определения корпоративной культуры, изложенные в работах современных педагогов и практиков образовательной организации;
2. Проанализировать составляющие компоненты в структуре корпоративной культуры;
3. Теоретически обосновать и опытным путем проверить организационно-педагогические условия развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации будет результативным при соблюдении организационно¬педагогических условий:
- если культура условий труда будет повышаться посредством организации методической работы для совершенствования характеристики и показателей санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
- если культура средств труда и трудового процесса будет повышаться посредством проведения мероприятий, направленных на мотивацию выработки педагогами собственных инноваций, диссеминацию педагогического опыта, повышение значимости в коллективе такой ценности, как поддержка (через открытые учебные занятия, мастер-классы, семинары, конкурсы профессионального мастерства, изготовление печатной продукции);
- если культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе будет целенаправленно подвергаться развитию через наглядную демонстрацию ценностных ориентаций учреждения, призванных нацеливать сотрудников на стандарты поведения, нормы взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются, решению конфликтных ситуаций, направление людей на решение задач, поддерживание корпоративного духа;
- если культура управления будет совершенствоваться посредством использования технологии формирования и развития корпоративной культуры в условиях современной ДОО.
Теоретической основой исследования являются:
- теория управления образованием (М.М. Поташник, B.C. Лазарев, П.И. Третьяков, С.И. Шишова и др.);
- исследования, связанные с проблемами управления качеством дошкольного образования (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, P.M. Чумичева и др.);
- культурные факторы управления, как основа эффективности организаций: Р. Джонсона и У. Оучи [Jonson R., Ouchi W., 1974], Дж. Киза и Т. Миллера [Keys J., Miller T., 1984], Б. Торнболла [Turnbull B., 1986], Н. Оливера и Б. Уилкинсона [Oliver N., Wilkinson B., 1992], А. Мориты [Morita A., 1987], Т. Питерс (T. Piters), Ч. Хэнди (C. Handy), так и практики: А. Морита (A. Morita), Ли Якокка (Li Yakokka);
- исследования отечественных авторов, среди которых большой вклад внесли Л. А. Аверьянова, И. В. Андреевой, О.С. Виханского, Н.А. Заиченко, B. С. Кабакова, Э.А. Капитонова, В.Д. Козлова, С. Кордонского, С.А. Липатова, А.И. Наумова, К., Н.И. Смирновой, Т.О. Соломанидиной, В.А. Спивака, Р.А. Фатхутдинова, А.Д. Чанько, П.Н. Шихирева, С.В. Щербины, др.
Несмотря на теоретические исследования в данной области, в отечественной практике управленческой деятельности наблюдается пониженное внимание влияния корпоративной культуры на длительную эффективность организации, и отмечаются нестабильность в области мотивации и стимулирования трудовой активности; преобладание авторитарного стиля управления, довольно часто вызывающего проблемы межличностного характера и конфликты между сотрудниками и руководством ДОО; отсутствие у сотрудников чувства сопричастности к организации. Следствием вышеперечисленного является относительно низкая степень лояльности персонала и высокая текучесть кадров, что не может не сказываться на качестве образовательных услуг и, как следствие, лояльности потребителей.
Для выявления картины развития корпоративной культуры в конкретном ДОО использовался комплекс взаимодополняющих методов:
Теоретических - анализ педагогических, психологических, социологических исследований по проблеме управления корпоративной культурой, индуктивное обобщение изучения передового педагогического опыта, дедукция утверждений, синтез.
Эмпирических - анализ документации, тестирование, анкетирование, эксперимент, сравнение.
Использованы методики:
- Методика «Удовлетворенность условиями труда» (Г.В.Акопов);
- «Методика управления интегральной удовлетворенности трудом» (А.В.Барташев);
- Методика выявления степени интеграции «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (О. Немов);
- «Самооценка стиля управления» (А.В.Аграшенков).
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ»
Основные этапы исследования:
- изучение состояния вопроса и выбор темы исследований;
- постановка цели и задач исследований;
- обоснование объекта и предмета исследований;
- выбор общей и частных методик исследований;
-выполнение исследования (проведение эксперимента, изучение документов, формирование баз данных и др.);
- обработка экспериментальных данных и описание хода исследований;
- представление, анализ и оценка результатов исследований;
- формулировка выводов и научных положений.
Личное участие в исследовании: нами изучены и проанализированы педагогические, психологические, социологические исследования по проблеме управления корпоративной культурой; подобраны методики способствующие оцениванию уровня сформированности корпоративной культуры и способности ее развития педагогов ДОО; проведено исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации научно обоснованы организационно-педагогические условия развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Результаты:
1. Уточнены определения основных понятий:
Инструмент управления, корпоративная культура, метод, результативность деятельности организации, управление персоналом, фактор, эффективная деятельность, эффективность системы управления.
2. Адаптированы и апробированы методики для определения выделенных структурных компонентов корпоративной культуры, применительно к дошкольной образовательной организации.
3. Обоснованы организационно-педагогические условия развития корпоративной культуры как фактора совершенствования системы управления дошкольной образовательной организации
Практическая значимость работы: Результаты диссертационного исследования позволяют:
1. Повысить результативность управления ДОО посредством использования эффективных мероприятий.
2. Применять организационно-педагогические условия развития корпоративной культуры педагогов как фактора совершенствования системы управления дошкольной образовательной организацией в других образовательных организациях.
3. Результаты исследования могут быть использованы руководителями дошкольных образовательных организаций в управленческой, консультационной и образовательной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятия: «корпоративная культура педагогов дошкольного образования как коллективная ценность, определяющая характер взаимоотношений, коммуникаций, обеспечивающая качество деятельности дошкольного учреждения, индивидуальный стиль деятельности педагога и общий корпоративный имидж образовательного учреждения»; «корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения как результат системы управления, в котором отражены корпоративные ценности, включенные в систему управления».
2. Организационно-педагогические условия как факторы совершенствования системы управления дошкольной образовательной организацией.
3. Методы поддержки и стимулирования потребностей педагогов в проявлении индивидуального стиля профессиональной деятельности и формировании общего корпоративного имиджа образовательного учреждения, поиска инновационных направлений деятельности ДОУ при развитии конкурентоспособности:
- денежное поощрение; материальное поощрение (различные выплаты, льготы, подарки, путевки, корпоративные встречи, премии и т.д.);
- общественное признание достижений отдельного работника, группы педагогов, личное признание руководством ДОУ успехов сотрудников («стена успеха», «ступень славы», «лестница личных успехов», «ступени профессиональных достижений» и др.);
- кодекс профессиональной этики и др. обеспечивающие развитие корпоративного имиджа, представленного результатом педагогического творчества (программы, технологии, модели), совместными проектами с социальными партнерами, маркетинговыми коммуникациями;
- рефлексия, индивидуальная поддержка, стимулирование, индивидуальный проект обуславливающий развитие индивидуального имиджа (мотивации, ценностные ориентации, толерантность, компетентность).
Диссертация состоит из оглавления, введения, 2 глав, в каждой по три параграфа, заключения, списка используемой литературы, приложения
Стремительно изменяющееся общество требует постоянного совершенствования системы образования, начиная с его самой первой ступени - дошкольных учреждений. Для того, чтобы реагировать на повышающиеся требования, меняющиеся условия, коллектив детского сада должен быть достаточно сплочён и представлять собой единый организм.
Повышать качество работы учреждения возможно лишь при наличии в нём позитивной корпоративной культуры, которая требует особого формирования в течение длительного периода времени.
В первой части представленной работы рассмотрены теоретико-методологические основы организационно-педагогических условий развития корпоративной культуры педагогов дошкольного образования. Культуросообразный контекст корпоративной культуры поясняет, что корпоративная культура представляет собой сложное явление, имеет множество вариантов обозначений и расшифровок, и проявляется в корпоративной структуре, статусных различиях, идеологии, мифах и символах, ритуалах и церемониях, языке общения и пр. К важным характеристикам организационной культуры относятся принятые модели поведения, нормы, доминирующие ценности, философия, правила и организационный климат.
Множественность существующих определений корпоративной культуры отчасти объясняется тем, что различные уровни ее проявления чаще всего не выделяются. Эти уровни охватывают как вполне осязаемые внешние проявления, доступные органам чувств, так и глубинные подсознательные базовые представления, так называемая сущность культуры. Между этими двумя полюсами находятся разного рода коллективные ценности, нормы и правила поведения, используемые носителями данной культуры для ее представления.
Необходимо четко понимать, что корпоративная культура присутствует в каждом учреждении, независимо от того, осознает это коллектив или нет. Но когда нет осознания, нет ее четкой диагностики - процессы развиваются стихийно, и детская культурная среда всегда будет зеркальным отражением культурной среды воспитателей со всеми ее стихийно сложившимися случайностями.
Культурой нужно заниматься не менее серьезно, чем любыми другими аспектами деятельности учебного учреждения. Необходимо уметь грамотно осуществлять диагностику культуры. Определять направления ее движения, анализировать факторы, оказывающие на нее наибольшее воздействие, осуществлять корректировку тех или иных элементов и параметров культуры.
Корпоративная культура формируется под влиянием организационно- педагогических условий.
- если культура условий труда будет повышаться посредством организации методической работы для совершенствования характеристики и показателей санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда; для реализации этого условия возможно проведение педагогических советов, практикумов, создание онлайн-площадки для освещении теоретических аспектов характеристик и показателей условий труда, т.е. разъяснения по санитарно¬гигиеническим, эстетическим характеристикам, как и что должно быть, доступным языком.
- если культура средств труда и трудового процесса будет повышаться посредством проведения мероприятий, направленных на мотивацию выработки педагогами собственных инноваций, диссеминацию педагогического опыта, повышение значимости в коллективе такой ценности, как поддержка (через открытые НОД, мастер-классы, семинары, конкурсы профессионального мастерства, изготовление печатной продукции); результативными мероприятиями стали конкурс на лучшую презентацию о своей работе в группе, конкурс личных блогов группы в сети Интернет.
- если культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе будет целенаправленно подвергаться развитию через наглядную демонстрацию ценностных ориентаций учреждения, призванных нацеливать сотрудников на стандарты поведения, нормы взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются, решению конфликтных ситуаций, направление людей на решение задач, поддерживание корпоративного духа; положительно себя показали «ритуалы поощрения», «ритуалы порицания», «ритуалы интеграции».
- если культура управления будет совершенствоваться посредством использования технологии формирования и развития корпоративной культуры в условиях современной ДОО; полезными являются конкурсы профессионального мастерства, публикации и выступления в средствах массовой информации; выпуск газеты; создание и обновление сайта, совместный отдых: поездки в театр, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна; разработка требований к внешнему виду сотрудников (деловой стиль одежды); создание символики учреждения (гимн и герб детского сада); запись на видеопленку основных событий в жизни детского сада: конференций, семинаров, конкурсов, торжественных мероприятий; выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации.
Для того чтобы добиться улучшений, необходимо внедрить потребность самосовершенствования в саму основу корпоративной культуры и придерживаться комплексного подхода, при котором непрерывно совершенствуется поддержка всех аспектов культуры.
Все перечисленное - результат целенаправленной, планомерной работы руководителя ДОУ. В результате установившегося стиля руководства эти специфические ценности должны закрепиться среди коллектива и передаваться сотрудникам.
Таким образом, в ходе исследования рабочая гипотеза о том, что формирование корпоративной культуры на основе вышерассмотренных организационно-педагогических условиях получила подтверждение по всем своим составляющим.
1. Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации. М: МЭМО, 1990. С. 39-44
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
3. Аралова М.А. Корпорация ДОУ // Управление ДОУ. 2004. № 6. С. 54-59
4. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. М.: Сфера, 2005. 60 с.
5. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. 128 с.
8. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах. Киев: Рад. Школа, 1983. 198 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1990. 271 с.
11. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: Учитель, 1999. 560 с.
12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
13. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-н/Д: Учитель, 1997. 28 с.
14. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: Назрань. 1996. 392 с.
15. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: автореферат дис. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1998. 16 с.
16. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: Астрель, 2003. 399 с.
17. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М.: Сфера. 2003, 240 с.
18. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ анализ, планирование, формы и методы. М.: Сфера, 2005. 93 с.
19. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Сфера, 2017. 128 с.
20. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2003. 62 с.
21. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1995. 327 с.
22. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Сфера, 2005. 95 с.
23. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-н/Д: РГУ, 1979. 264 с.
24. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ростов-н/Д: ЦГЛ, 2002. 157 с.
25. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников в ДОУ. М.: Сфера, 2005. 77 с.
26. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. М.: Сфера, 2004. 76 с.
27. Корчаловская Н.В. Организация образовательного процесса в ДОУ на интегративной основе. Ростов - н/Д, 2004. 144 с.
28. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 733 с.
29. Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. М.: Просвещение, 2004. 157 с.
30. Лазарев B.C. Руководство педагогическим коллективом. М.: ЦСиЭи, 1995. 158 с.
31. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ. М.: Сфера, 2005. 127 с.
32. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.
М.: Сфера, 2005. 155 с.
33. Лукина Л.И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения. М.: Сфера, 2005. 156 с.
34. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.
35. Мир философии. Человек. Общество. Культура. М.: Политическая литература, 1991. 42 с.
36. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов- н/Д: РГПУ,1993. 88 с.
37. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: AcademiA, 2000. 431 с.
38. Поликарпов B.C. Современная культура и генная инженерия. - Ростов-н/Д: Рост. ун-та, 1991. 117 с.
39. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. М.: Илекса, 2001. 319 с.
40. Сафонова О.И. Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования // Дошкольное воспитание. 2003. № 12. С. 47
41. Скаткин М.И. Психология общения. Курс лекций. М.: МПСИ, МОДЭК, 2000. 304 с.
42. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992. 109 с.
43. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск: Наука и техника, 1980. 220 с.
44. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб.: Питер, 2001. 345 с.
45. Спивак В.А. Организационная культура. СПб.: Нева, 2004. 221 с.
46. Стародубцева И.А. Психолого-педагогические основы организаторской деятельности. Ростов-н/Д: РГБ, 2003. 166 с.
47. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Сфера, 2001. 304 с.
48. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. Магнитогорск: Магнитог. гос. ун-т, 2001. 122 с.
49. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. 259 с.
50. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Изб. тр. в 2 т. Т.1. М.: МОДЭК, 2005. 455 с.
51. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002. 336 с.
52. Черненко А.Л. Культура производства. Ростов-н/Д, 1997. 401 с.
53. Чесноков Д.И. Исторический материализм. М.: Мысль, 1965. 528 с.
54. Чумичева P.M. Управление качеством дошкольного образования. М.: Академия, 2001. 394 с.
55. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
56. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. С. З1-32