Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект формирования мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся средних классов 6
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов с 10
до 14 лет 6
1.2 Определение термина «здоровый образ жизни» и его основные
компоненты 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Методика формирования мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся средних классов 23
Выводы по второй главе 30
Глава 3 Описание процесса формирования мотивации к здоровому образу
жизни у обучающихся средних классов 31
3.1 Материалы и методы исследования 31
3.2 Педагогический эксперимент 33
Выводы по третьей главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 1 59
Приложение 2 61
Приложение 3 63
Приложение 4 6
Актуальность и значимость проблемы формирования ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни (ЗОЖ) обусловлены необходимостью выполнения задач, поставленных перед образованием правительственными документами: «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года». В них подчеркивается, что повышение уровня культуры здоровья и осознание значимости ведения здорового образа жизни являются одним из приоритетных факторов социально-экономического развития страны.
Здоровье всего общества в целом зависит от того, насколько здоровый образ жизни ведет молодое поколение. Поэтому именно образовательные учреждения призваны формировать навыки здорового образа жизни, осуществлять пропаганду здорового образа жизни, профилактику проявления вредных привычек, асоциального поведения, правонарушений среди воспитанников. В связи с этим остро встаёт проблема оптимизации педагогических условий в образовательных учреждениях по приобщению подростков к здоровому образу.
Подростковый период отличается резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Это период ярко выраженного стремления противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, стремления к общению. Подросток учится со сверстником и через него старается понять себя, формируется образ «Я». Он ищет себя, стараясь в первую очередь найти в себе что-то хорошее, неординарное, поэтому возможно некоторое приукрашивание своих возможностей, так как он еще не умеет их объективно оценивать. Видя, что его не понимают, подросток может замыкаться в себе, что проявляется в отчужденности от всех, эмоциональной холодности.
По данным многочисленных исследований [1,3], именно с нарушениями питания в значительной степени связаны низкие показатели здоровья населения Российской Федерации. Пищевые привычки, как правило, формируются с детства, а именно с подросткового возраста. Становление их образа жизни осуществляется стихийно, с игнорированием различных теоретических и практических рекомендаций. В дальнейшем сформированные пищевые привычки закрепляются, переходя в устойчивый образ жизни.
На основании представленных утверждений проявляется противоречие между требованиями стандарта по формированию мотивации к здоровому образу жизни и наличием у подростков мотивов на вредные привычки, которые чаще всего проявляются в нерациональном питании.
Исходя из противоречия, выделена проблема исследования - поиск эффективных методов формирования мотивов в рамках внеклассной деятельности у учащихся 10-14 класса.
На основании представленной проблемы формулируется гипотеза, что формирование мотивации к ЗОЖ будет проходить эффективнее при использовании следующих методов на внеклассных мероприятиях:
• драматическая игра;
• метод проектов;
• мероприятия с родителями.
Объект исследования: отношение к ЗОЖ у обучающихся средних классов.
Предмет исследования: формирование мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся средних классов.
Цель: оценить эффективность внеклассных мероприятий в формировании мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся средних классов.
Задачи исследования:
1. Проведение литературного обзора по теме исследования.
2. Применение наиболее эффективных диагностических формирующих методов, приёмов.
3. Проведение педагогического эксперимента.
4. Анализ результатов экспериментальной работы и обоснование эффективности методов формирования мотивации к ЗОЖ.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
• эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализов).
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов в практической деятельности педагога средних классов при организации педагогического процесса во время внеурочной деятельности. Практическим результатом работы являются рекомендации по применению драматической игры, мероприятий с родителями для формирования мотивации к здоровому образу жизни.
1. Актуальность исследования заключается, в том, что здоровье всего общества в целом зависит от того, насколько здоровый образ жизни ведет молодое поколение. Поэтому именно образовательные учреждения призваны формировать навыки здорового образа жизни, осуществлять пропаганду здорового образа жизни, профилактику проявления вредных привычек, асоциального поведения, правонарушений среди воспитанников.
Подростковый период отличается резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Это период ярко выраженного стремления противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, стремления к общению. Подросток учится общаться со сверстником и через него старается понять себя, формируется образ «Я».
По данным многочисленных исследований [1,3], именно с нарушениями питания в значительной степени связаны низкие показатели здоровья населения Российской Федерации. Пищевые привычки, как правило, формируются с детства, а именно с подросткового возраста. Становление образа жизни детей-подростков осуществляется стихийно, с игнорированием различных теоретических и практических рекомендаций. В дальнейшем сформированные пищевые привычки закрепляются, переходя в устойчивый образ жизни.
2. Приведённые выше теоретико-практические разработки необходимо отработать в процессе проведения педагогического эксперимента. Для этого подбираются дети из двух 8 классов «А» и «Ф», соответствующие экспериментальной и контрольной группам. Обе группы состоят из 23 испытуемых.
3. В ходе эксперимента группа обучающихся была вовлечена в педагогическое воздействие, посредством методов присутствующих гипотезе, а именно: драматическая игра, метод проектов, беседа с родителями. Сначала, на констатирующем этапе, проводилась первичная диагностика, в результате которой было выявлено, что уровень знаний в целом по обеим группам небольшой, мотивация неустойчива и неоднородна. Потому проводится формирующий этап, в котором осуществлялся сам процесс формирования мотивации.
4. Посредством повторного тестирования, была доказана эффективность игрового метода, метода проектов и беседы с родителями. Тестирование знаний у экспериментальной группы показало существенное улучшение результатов, по сравнению с контрольной. В результате повторного проведения разработанной анкеты было выявлено, что у 80% испытуемые сформированы все соответствующие мотивы. В целом дети положительно приняли разработанную программу и по мере её проведения, на основании вербальных признаков, можно признать формирование мотивации.
В заключении необходимо отметить, что цель и задачи считаются достигнутыми. В результате исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.
1. Абраменкова Ю.В., Формирование здорового образа жизни подростков/ Ю.В. Абраменкова // В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование Сборник материалов международной научной конференции. Составление и общая редакция А. Н. Павлова. 2014. С. 6-9.
2. Анисимова О.А., Использование активных методов обучения в начальной школе / О.А. Анисимова // В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях сборник материалов Международной электронной научно-практической конференции: в 4 т. ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». 2018. С. 26-32.
3. Анисимова О.А., Некоторые аспекты исследования восприятия подростками факторов здорового образа жизни / О.А. Анисимова // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 1 (34). С. 86-89.
4. Анисимова О.А., Развитие творческого потенциала на уроках практического обучения / О.А. Анисимова // В сборнике: Проблемы и перспективы технологического образования на современном этапе развития Сборник материалов VII Международной заочной научнопрактической конференции. Ответственный редактор С.Ю. Широкова. 2017.С. 144-146.
5. Арсеньев А.Е., Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности / А.Е. Арсеньев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. № 3. С. 35-38.
6. Басареева А.Р., Психолого-педагогические основы проблем ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших подростков / А.Р. Басареева // В сборнике: Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 218-221.
7. Блягоз Н.Ш., Интегрированный подход к формированию здорового образа жизни подростков / Н.Ш. Блягоз, Н.К. Куприна // В сборнике: Экология, здоровье и образование в ХХ! веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий Материалы !!! Кавказского экологического форума. 2017. С. 68-74.
8. Булацева З.Б. Педагогические основы моделирования здоровьетворящего пространства школы / З.Б. Булацева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 38-42.
9. Бурцев, В. А. Теоретические и методические основы формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания / В. А. Бурцев, Г. Л. Драндров, Е. В. Бурцева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 147 с.
10. Васильева И.В. Физиология питания: учебник и практикум для СПО /И.В. Васильева, Л.В. Беркетова - М.: издательство Юрайт, 2018 г.-212 стр.- серия: профессиональное образование. Режим доступа: https://biblio- online.ru/viewer/fiziologiya-pitaniya- 437132#page/138 3. Дата обращения: 2. 02.2019 г
11. Васильева Н.Ю., Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Н.Ю. Васильева // Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т. 6. № 4. С. 103-108. 10
12. Васильева Н.Ю., Развитие представления о здоровье и здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Н.Ю. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 13-18.
13. Ганичев А.А., Эффективность внеклассной работы по формированию здорового образа жизни подростков / А.А. Ганичев // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 203-207.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей / Д.В. Григорьев, П.В Степанов- М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
15. Доброрадова Л.В., Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки / Л.В. Доброрадова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 29-35....60