Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа №155164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы193
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной и эмоциональной изоляции 8
1.1. Понятие изоляции. Эмоциональная и социальная изоляция личности в
группе. Одиночество как результат изоляции 8
1.2. Проблема изоляции младшего школьника в группе 25
1.3. Методы преодоления социальной изоляции 37
Выводы по Главе 1 45
Глава II. Экспериментальная работа по преодолению социальной и эмоциональной изоляции младших школьников 47
2.1. Методическая организация исследования. Результаты эксперимента и их
обсуждение 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 70
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 87
Выводы по Главе II 107
Заключение 110
Список используемых источников 113
Приложения 120

С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту - установление стабильных дружеских привязанностей, позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от себе подобных. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки . Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и понимании не только с родителями , но и с друзьями.
Общение со сверстниками - фактор социального и личностного развития детей. Представления об общении детей с ровесниками и о его влиянии на психическое развитие опираются на исследования Ж. Пиаже, Г.Х. Мид, Г. Салливана, а также сторонников теории социального научения. В совокупности выводы этих авторов можно обобщить следующим образом: взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях; снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях и, как следствие этого, совершенствует индивидуальные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок. В целом общение с ровесниками открывает для детей новые возможности социоэмоциональной регуляции поведения. Исходя из этого, формулируется важный исследований вопрос: что происходит с ребенком, если он по какой-либо причине лишается полноценного общения со сверстниками, и каковы последствия социальной изоляции для его развития?
В жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе, и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников. Это порождает ряд проблем, которые негативно отражаются на развитии и социализации ребенка.
Л.С. Выготский писал о том, что высшие психические функции, которые составляют суть собственно человеческой психики, формируются исключительно благодаря жизни ребенка в обществе, благодаря общению и обучению. [10] Следовательно, если ребенок с ранних лет будет изолирован от своего коллектива, он будет лишен всякого общения, а без общения невозможно успешное формирование личности в целом .
Изучением одиночества как социально-психологического феномена занимались К.А. Абульханова-Славская, С. Г. Корчагина, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова. Явления, близкие одиночеству (изоляция, уединение, обособление, отчуждение) изучали С.Р. Немов, Ю.М. Швалб, Я.Л. Коломенский, Н.В. Хамитов О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш. В отечественной психологии одиночество также рассматривается в аспекте проблем общения (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Амбраумова, Г.П. Орлов, И.С. Кон).
Ученые давно заметили, что социально изолированные дети сталкиваются с трудностями в познании окружающего мира и построении отношений с людьми в зрелом возрасте. Известный психолог экзистенциального направления И. Ялом предлагает разделить изоляцию на три этапа: межличностная, внутриличностная и экзистенциальная. Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, - это изоляция от других индивидуумов. Внутриличностная изоляция - это процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя. Ялом наибольшее внимание уделяет экзистенциальной изоляции, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, через которую нет мостов. Она также обозначает ещё более фундаментальную изоляцию - отдаленность между индивидом и миром. [24] Одиночество порождается социальной изоляцией - отсутствием доступного круга общения, людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностном контактах, не обязательно глубоких и близких. Негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений. [26]
Если ребенок не имеет опыта общения с представителями тех или иных социальных ролей (отцом, матерью, братьями и сестрами, сверстниками), он будет менее успешен в понимании других людей, предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности, поэтому он рискует в дальнейшем оказаться депривированным в социальном и личностном развитии. Это определяет актуальность темы данной курсовой работы.
В связи с этим крайне важным является раннее выявление в детском коллективе изолированных и отвергаемых детей и комплексная работа психолога и учителя над нормализацией структуры межличностных отношений в классе.
Необходимо оказывать помощь детям, изолированным в коллективе, чтобы их социализация была успешной и гармонично развивалась личность .
Цель исследования - составление и апробация программы преодоления социальной и эмоциональной изоляции младших школьников в группе.
Объект исследования - процесс преодоления социальной и эмоциональной изоляции в группе сверстников.
Предмет исследования - групповые занятия с использованием сказкотерапии, элементов арт-терапии, игровых упражнений, проективного рисования и психологических упражнений как средство преодоления социальной и эмоциональной изоляции в группе сверстников .
В соответствии с целью и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления социально и эмоционально изолированных младших школьников и их психологических особенностей;
3. Определить критерии и уровни переживания одиночества у младших школьников;
4. Проанализировать психологические особенности социально и эмоционально изолированных младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу групповых занятий с детьми, направленную на преодоление переживания одиночества младших школьников в группе.
6. Проследить динамику повышения благополучия в группе сверстников у младших школьников , испытывавших прежде чувство одиночества.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Гипотеза исследования состоит в том, что программа преодоления социальной и эмоциональной изоляции младших школьников в группе будет эффективна, если:
1) будет использована такая форма организации работы со школьниками, как групповые занятия;
2) в основу работы будет положен такой прием , как психологический тренинг, обеспечивающий эффективность психологического воздействия на детей;
3) будут использованы техники, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие адекватной самооценки, повышение уверенности в поведении и развитие позитивного восприятия себя и других .
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база: МОУ СОШ №149 , г. Красноярска. В качестве экспериментальной группы был выбран 3 «Д» класс, в составе 28 человек, из них 14 девочек и 14 мальчиков; в качестве контрольной группы - 3 «М» класс, в составе 26 человек, из них 15 девочек и 11 мальчиков. Все дети в возрасте 8-10 лет.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XV Всероссийского (с международным участием) научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века», г. Красноярск.
По теме работы имеется публикация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. Одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. В жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе, и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников. Это порождает ряд проблем, которые негативно отражаются на развитии и социализации ребенка.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «одиночество», его структура, особенности социальной и эмоциональной изоляции. Так же были рассмотрены факторы, приводящие к одиночеству, его последствия и способы преодоления одиночества.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления особенностей социальной и эмоциональной изоляции младших школьников.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены критерии одиночества : величина социальной сети, удовлетворенность эмоциональным общением , степень переживания одиночества, развитость коммуникативных навыков.
В ходе исследования среди младших школьников было выявлено 10% социально изолированных и 20% эмоционально изолированных детей. Было установлено, что эмоционально изолированным детям свойственна замкнутость, высокая степень недоверия, депрессивность, высокая тревожность. Они не уверенны в себе, легко ранимы, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, у них преобладает неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции.
Для социально изолированных детей характерны замкнутость, обособленность, неуверенность в себе, робость, конфликтность, недоверие к окружающим, застенчивость, негативизм, высокий уровень тревожности и незащищенности.
Все это может привести к детскому одиночеству, что в дальнейшем отрицательно скажется на социализации и развитии личности ребенка .
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на преодоление социальной и эмоциональной изоляции младших школьников. Программа представляет собой групповые занятия на основе тренинга с использованием элементов сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии, элементов психогимнастики и психологических упражнений. Запланированная работа осуществлялась в различных направлениях: снятие тревожности, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков коммуникации.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в направлении понижения уровня переживания одиночества у младших школьников.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных групповых занятий создает благоприятные условия для преодоления одиночества младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении составляющих социальной и эмоциональной изоляции, а также анализе приёмов и средств, способствующих, развитию адекватной самооценки, уверенного поведения, навыков общения у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается составлении и апробации программы групповых занятий с детьми, направленной на преодоление социальной и эмоциональной изоляции младших школьников , которая показала свою эффективность.
Программа занятий может быть рекомендована для практики работы школьного психолога, также разработки будут интересны студентам психологических факультетов и вузов, родителям, которых интересует данная проблема.


1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика Психологический журнал, Том 6 1985 №6. с. 107-115
3. Асмолов А.Х. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. - М.: «Смысл», 2002, 480 с.
4. Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. П., -1934.
5. Бассин Ф.В. "Значащие" переживания и проблема собственно­психологической закономерности. - Вопросы психологии 1972, №3, с.105­124.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Педагогика, 1968. - 296 с., с.218
7. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества.// Лабиринты
одиночества / Р.С. Вейс / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 2009.
8. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Под ред. Б.С.Волкова. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
9. Власова Т.В. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании. Хрестоматия Хрестоматия - Владивосток: ГИ МГУ, 2002. - 110 с.
10. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 6.
11. Гуманитарный портал [электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyera.ru/2427/psihogimnastika
12. Данилова, Е.Е., Дубровина, И.В., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Данчева О.В. ,Швалб Ю.М. Одиночество: социально­психологические проблемы. Киев: Украина, 1991. - 270с.
13. Джонсон Т.Б., Садлер У.А. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.
14. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс. .к.п.н. / О.Б. Долгинова. — СПб, 1996.
• 17с.
15. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с., с.424...77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ