ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СОСТОЯНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1 Особенности психосоциального развития детей 4-5 лет 7
1.2 Особенности развития произвольного внимания ребенка
дошкольного возраста 11
1.3 Часто болеющий ребенок: особенности развития и
взаимоотношений с окружающими 18
1.4 Условия развития произвольного внимания часто болеющих детей
4-5 лет 23
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 28
2.1. Описание испытуемых и обоснование выбора методик 28
2.2. Констатирующее исследования и его результаты 39
2.3. Опыт развития устойчивости и продуктивности произвольного
внимания часто болеющих детей 4-5 лет 43
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования устойчивости и продуктивности произвольного внимания часто болеющих детей 4-5
лет 53
Выводы поГлаве 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому воспитателю. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Очень часто это является средством недостаточности развития внимания, обусловленного ослабленным здоровьем. [26, с.154-157].
Внимание -это важный показатель всех психических процессов, имеющий большое значение в жизни ребенка. Как раз внимание делает все психические процессы полноценными, дает возможность воспринимать окружающий нас мир, позволяя рассматривать его основой для познавательной деятельности и может сказать об складе личности, и направленности человека [13, с. 241-242].
Внимание детей дошкольного возраста определяется формированием его качественно новых характеристик. Внимание детей возраста 4-5 лет имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью, но в связи с усложнением учебно-педагогической деятельности в общем умственном развитии внимание приобретает сосредоточенность, устойчивость, начинает активно развивается произвольное внимание, ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно [1].
Педагогика и психология придает большое значение изучению проблемы внимания. Появляются многочисленные теоретические работы, а также экспериментальные исследования по самым различным аспектам проблемы внимания. Вопросами развития внимания детей дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, М.В. Гамезо, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Р. Вудвортс, С.Л. Франк, В. Вундт, У. Джеймс, Э.Б. Титченер и другие. Однако, проблема внимания часто болеющих детей дошкольного возраста очень слабо освещается.
Особое внимание в работе уделено исследованию произвольного внимания детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение детской заболеваемости, которая отрицательно влияет на развитие личности, по ряду индивидуально-психологических характеристик, таких так, выраженная тревожность, быстрая утомляемость, снижение психических процессов[22, c.70-77].
Особую категорию дошкольников представляют собой часто болеющие дети. К этой категории, относятся дети, которые чаще установленной нормы болеют острыми респираторными заболеваниями. По определению Всемирной организации здравоохранения, критерием для присвоения статуса «часто болеющий ребенок» является частота эпизодов респираторных заболеваний за год. В докладе о здоровье населения России говоритьс, что до 10% снизилось число абсолютно здоровых детей, часто болеющие дети составляют 70-75%, а 18-23% детей получили хронические заболевания. Данные, описанные в литературе, в основном освещают, медицинские и физиологические проблемы болеющих детей. Сведений, по психологопедагогическим вопросам, крайне мало, даже несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на маленькую эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставит вопрос о необходимой профессиональной психологической и педагогической помощи этим детям[10].
Болеющие дети, как правило, находятся в состоянии психологической и социальной дезадаптации: болезнь изменяет психологический климат и уклад жизни ребенка. Изменяются как отношения внутри семьи, так и контакты с внешним миром. Роль семьи и дошкольных учреждений играют важную роль в развитии и формировании устойчивости и продуктивности произвольного внимания часто болеющих детей.
Целью исследования является теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность условий, способствующих развитию произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет.
В соответствии целью были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и особенности развития произвольного внимания ребенка дошкольного возраста.
2. Выделить условия развития произвольного внимания часто болеющего ребенка дошкольного возраста.
3. Исследовать понятие «часто болеющий ребенок», особенности развития и взаимоотношения с окружающими.
4. Осуществить эмпирическое исследование, проанализировать и оформить результаты изучения развития устойчивости и продуктивности произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет.
5. Описать опыт реализации условий развития произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет.
Предмет исследования- условия развития произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет.
Объект исследования - развитие произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет.
Гипотеза: предполагается, что развитие произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет могут будут способствовать следующий условия:
1. специально разработанный комплекс дидактических игр, направленный на развитие устойчивости и продуктивности внимания;
2. стимулирование интереса к рассматриванию картин и чтению художественной литературы.
Для изучения темы и написания дипломной работы были использованы теоретические методы исследования, которые включаютанализ психологопедагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, конкретизацию, а также эмпирические методы исследования, включающие эмпирический эксперимент, наблюдение, сравнение, тест, измерение, интерпретацию результатов.
Дипломная работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что социальное развитие - процесс постоянного физического, и социального роста, накопления знаний, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения. Особенности развития ребенка возраста 4-5 лет включают ряд новообразований, характерных для данного этапа: формирование наглядно-образного мышления; развитие произвольности психических процессов; развитие самооценки и самосознания; развитие активного словаря; сознательное принятие норм и правил поведения.
Социальное развитие ребенка 4-5 лет может быть затруднено из-за некоторых проблем: медленное развитие познавательных процессов; поведенческие проблемы; неврологические проблемы и проблемы общения.
Внимание можно определить, как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее улучшение особенности познавательной деятельности. Внимание -как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Произвольное внимание - важнейшая характеристика познавательной деятельности, оно связано с формированием волевых качеств и находится во взаимодействии с общим умственным развитием. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Познавательное развитие ребёнка, деятельность ребёнка позволяют развивать произвольное внимание и все его свойства.
Часто болеющие дети - группы детей, преимущественно дошкольного возраста, которые достоверно чаще, чем среднестатистический ребенок переносят острые респираторные заболевания, не связанные со стойкими врожденными, наследственными или приобретенными патологическими состояниями (болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году). Острыми респираторными инфекциями чаще болеют дети, посещающие детские организованные коллективы.
Констатирующее исследование прошло в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Красноярска, в котором приняли участие 24 ребенка в возрасте 4-5 лет, 12 детей экспериментальной (часто болеющие дети) и 12 детей контрольной группы (здоровые дети).
По частоте заболеваний выявлено три группы здоровья детей: относительно болеющие дети (здоровые), первая группа составляет 50% - дети, которые болеют ОРВИ до 4 раз в год; часто болеющие дети, вторая группа здоровья составляет 33% - дети, которые болеют ОРВИ от 4 до 6 раз в год; истинно часто болеющие дети, третья группа здоровья составляет 17% - дети, которые болеют ОРВИ более 6 раз за год.
Для проведения эмпирических исследований по определению уровней произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет была применена методика «Найди и вычеркни» авторов Т.Д. Марцинковской и Е.Л. Доценко для исследования продуктивности, и устойчивости внимания, суть которой заключается в последовательном и ограниченном по времени вычёркивании заданных фигур, изображённых на листе бумаги, показала, что у часто болеющих детей преобладает очень низкое внимание - 58% и средняя продуктивность - 83%. В то время как в группе здоровых детей наоборот, большая часть с высоким уровнем внимания - 50% и средней продуктивностью - 58%. В силу ослабленного здоровья, как показали результаты исследования, устойчивость и продуктивность произвольного внимания у часто болеющих детей снижена.
На основе полученных результатов исследования разработана программа развития произвольного внимания, в которую включены игры, рассказы, картинки, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание ситуаций.
Развитие и формирование произвольного внимания должно происходит в целостной системе обучения под влиянием семьи и детского сада. В развитии произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет важная роль отводится не только воспитателю детского сада, но и родителям. Работа с ребенком должна носить систематический характер. Взрослый ничего не должен делать в игре за ребенка, ему нужно только помочь. Развитие должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным. От воспитателя и родителей потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность.
С целью развития произвольного внимания были реализованы два условия. Реализация первого условия - специально разработанный комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие устойчивости и продуктивности внимания - использовались игры, ориентированные на воспитание настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.
Реализация второго условия - стимулирование интереса к рассматриванию картин и чтению художественной литературы - предполагало, что значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность ребенка, вызывает интерес, снижает утомление, развивает внимание, мобилизует волю, облегчая весь процесс. Картины вызывают положительные эмоции у детей, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей.
Художественная литература является одним из важных источников развития устойчивости и продуктивности произвольного внимания часто болеющего ребенка 4-5 лет. Необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи и следить за развитием действия произведения. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, осуществить пересказ по картинкам и иллюстрациям.
Проведение повторного контрольного эксперимента по диагностике уровня произвольного внимания показало положительные результаты и изменения в экспериментальной группе часто болеющих детей 4-5 лет. Почти в два раза с 58% до 25% снизились показатели очень низкого уровня развития внимания. Наблюдается повышение уровня устойчивости произвольного внимания почти в два раза. В два раза с 17% до 8% снизились показатели низкого уровня продуктивности произвольного внимания, на среднем уровне наблюдается снижение с 83% до 67%. Но самым примечательным по результату контрольного исследования в группе часто болеющих детей отмечено появление высоких показателей продуктивности произвольного внимания - 25%.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что педагогические условия по развитию произвольного внимания были определены и применены в ходе формирующего контрольного эксперимента правильно.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что развитие произвольного внимания часто болеющих детей 4-5 лет могут способствовать следующий условия:
1. специально разработанный комплекс дидактических игр, направленный на развитие устойчивости и продуктивности внимания;
2. стимулирование интереса к рассматриванию картин и чтению художественной литературы.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Алфёрова Е. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // МААМ.RUURL: https://www.maam.ru (дата обращения: 18.04.2019)
2. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н.В. Бабкина. М.: АРКТИ, 2000. 78-80 с.
3. Барсукова О.В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) // III Международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (г. Казань, март 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018.140-149 с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 416-418 с.
5. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика. Конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова. Казань, 2014. 164-169 с.
6. Богомолов В. Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 352-357 с.
7. Болотова А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526-527 с.
8. Вайцеховская А. Часто болеющие дети: научный термин или диагноз? // Специализированный журнал для врачей и фармацевтов: Вестник ферона. 2017. № 3. 36-38 с.
9. Валик А. Методы и приёмы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста [электронный ресурс] //МААМ.RUURL:https://www.maam.ru (дата обращения 18.04.2019)
10. Государственный доклад «О состоянии санитарноэпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году» // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]// Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаURL: http://rospotrebnadzor.ru (дат обращения 18.04.2019)
11. Губанова А.П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. 5 международная научная практическая конференция Новосибирск: СибАК, 2017. № 5(4). 96-97 с.
12. Даньшина Е.Работа воспитателя по взаимодействию детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка / Е. Даньшина [Электронный ресурс]// МААМ.RUURL: https://www.maam.ru (дата обращения 19.04.2019)
13. Дормашев Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. М.: Тривола, 1995. - 347 с.
14. Дорофеева Е.В. Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования // Молодой ученый. 2012. №12. 614-616 с.
15. Иовенко Е.Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. 2012. №12. 409-412 с....54