ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 6
1.1. Готовность к школе: определение, компоненты, критерии 6
1.2. Интеллектуальная готовность детей к школе 11
1.3. Развитие произвольного внимания, как компонента готовности к школе 15
1.4. Особенности готовности к школе гиперактивных детей 25
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ КАК КОМПОНЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 33
2.1. Предпроектное исследование уровня развития произвольного внимания у
гиперактивных детей 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа исследования
по итогам реализации комплекса занятий, нацеленного на развитие произвольного внимания у гиперактивных детей 48
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Переход ребенка в школу - это важная и новая стадия в жизни детей, вступление его в мир познаний. У детей появляются новые права, а также обязательства, возникают новые, более сложные и многоступенчатые взаимоотношения со старшими людьми и ровесниками. Также перед любым ребенком возникает проблема его готовности к учебе в школе.
Важная задача стоит перед родителями и педагогами дошкольных учреждений подготовить ребенка к предстоящему обучению в школе.
От того насколько ребенок будет подготовлен к обучению в школе, будет зависеть уровень успеваемости и социальной адаптации в школьной среде.
В литературе отмечается несколько критериев готовности к школьному обучению, к ним относится физическая подготовка, эмоциональная и интеллектуальная. Все эти критерии крайне важны для эффективного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования выдвигает требования и к произвольности внимания дошкольника в плане умения работать не отвлекаясь, следовать инструкциям и осуществлять контроль результатов [1].
В настоящей работе рассматривается только один аспект - это интеллектуальная готовность к школе, а именно произвольное внимание как его компонент.
Особенность данного исследования задает особая категория детей - гиперактивные дети. Предполагаем, что для данной категории детей переход к обучению в школе является большим стрессом .
Подготовка данных детей к обучению в школе имеет особенную специфику. Ей нужно посвящать больше времени и больше внимания, чем детям в норме. Педагоги дошкольного образования должны изучать отдельные аспекты подготовки к школе данной категории детей, ведь от этого зависит их дальнейшее развитие и успешность обучения.
Внимание оказывает огромное значение для развития познавательной деятельности дошкольников. Поэтому в научной литературе уделяется большое значение развитию внимания детей, т.к. это в дальнейшем будет влиять на обучаемость ребенка. Развитое внимание также оказывает огромное влияние на различные мыслительные процессы, которые при помощи внимания протекают быстрее и вернее. Также внимание играет большую роль в уровне осуществления движений ребенком, при достаточно развитом внимании такие движения более четки и точные.
Кроме того, важную роль развитие внимания играет в умственной активности дошкольника, что влияет на его способность к обучению и вообще практической деятельности.
Исходя из важности внимания у детей старшего дошкольного возраста, возникает актуальность его развития различными педагогическими методами.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования
произвольного внимания детей в возрасте 6-7 лет с гиперактивностью, разработать и реализовать комплекс занятий по развитию произвольного внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с использованием ресурсов игровой деятельности (игры с правилами).
Задачи исследования:
1. Изучить труды различных авторов по теме работы.
2. Организовать и провести предпроектное исследование.
3. Составить паспорт проекта и реализовать проект.
4. Оценить эффективность развивающей работы.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию произвольного внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень произвольного внимания детей в возрасте 6-7 лет с гиперактивностью.
Гипотеза исследования: комплекс занятий по развитию произвольного внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с использованием ресурсов игровой деятельности (игры с правилами) эффективен в развитии произвольного внимания как компонента интеллектуальной готовности детей к школе.
Методы и методика исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение научной литературы.
2. Эмпирические: психодиагностические.
3. Методики:
• Методика № 1 «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова;
• Методика № 2 «Корректурная проба» Б. Бурдона;
• Методика № 3 «Проставь значки» Р.С. Немова;
• Методика № 4 «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконина.
База исследования: школа будущего первоклассника в
общеобразовательных школах № Х и № ХХ г. Красноярска.
Эмпирическая выборка: 30 детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: практическая значимость работы состоит в том, что разработанный и реализованный комплекс занятий по развитию произвольного внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с использованием ресурсов игровой деятельности (игры с правилами), может быть использован в работе психологов, воспитателей, педагогов дошкольного образования, родителей детей дошкольного возраста, как теоретическое и практическое пособие профилактической и коррекционной работе с гиперактивными детьми.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет прийти к выводу, что готовность к учебе в школе - комплекс конкретных качеств, а также способов действия (компетентностей) детей, требуемых ему с целью восприятия, обработки и освоения учебных заданий и при последующей школьной учебе.
Интеллектуальная готовность детей характеризуется созреванием аналитических психологических действий, овладением навыками мыслительной работы.
Под интеллектуальной готовностью подразумевается формирование мыслительных действий - умение подводить итог, сопоставлять предметы, систематизировать их, акцентировать значительные свойства, совершать заключения. У детей должна быть конкретная широта взглядов, в этом количестве образных и нравственных, надлежащее речевое формирование, познавательная динамичность.
В старшем дошкольном возрасте у детей еще слабо сформировано произвольное внимание. Вообще внимание, а в частности произвольное внимание необходимо развивать при помощи игровой деятельности и различные упражнения, направленные именно на формирование и развитие внимания у детей. Большую роль в этом оказывают взрослые. Особое значение в развитии произвольного внимания, как подготовке к обучению в школе, имеет работа с гиперактивными детьми. Поскольку именно таким детям сложно концентрировать свое внимание на одном объекте - достаточно долгое количество времени по сравнению с другими детьми.
Произвольное внимание развивается в процессе игровой деятельностью ребенка только при условии наличия стабильного интереса к самой игровой деятельности. В том случае если ребенку игра не интересна, произвольное внимание не развивается.
Для эффективного развития произвольного внимания во время игровой деятельности важным является создание комфортных для детей условий. Идеальным будет устранение раздражающих звуков, чужих людей и прочее.
Нами проводилось испытание на базе школ будущего первоклассника в общеобразовательных школах № Х и № ХХ г. Красноярска.
В испытании участвовали дети 6-7 лет, как мальчики, так и девочки. В испытании участвовали 30 детей.
Испытуемые были поделены на 2 равные по количеству группы: Контрольная и экспериментальная. Обе группы состояли из гиперактивных детей.
Нами были избраны и проведены несколько методик, позволяющих определить уровень готовности детей к школьному обучению.
В процессе нами была составлена и применена комплексная программа.
На основании результатов, полученных по всем произведенным методикам, мы приходим к выводу, что уровень развития произвольного внимания обследуемых гиперактивных детей старшего дошкольного
возраста в контрольной и экспериментальной группе, следующий:
• высокий уровень - 7%;
• средний - 40%;
• низкий -53%.
На основании указанных данных, приходим к следующему выводу: уровень произвольного внимания у гиперактивных детей как в контрольной, так и в экспериментальной группе находится на низким уровне.
Для таких детей характерно следующее:
• слабое развитие всех свойств произвольного внимания;
• отсутствие способности сосредотачивать долгое время внимание на объектах;
• ограниченное поле внимания;
• отсутствие способности одновременно совершать несколько рядов действий;
• отсутствие способности одновременно следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения.
Для значительного количества детей характерен средний уровень произвольного внимания 40 % детей.
Для таких детей характерно следующее:
• недостаточный уровень развития волевой регуляции;
• сложности при долговременном удерживании информации в поле зрения;
• сложности в сосредоточении на неинтересных для них видах деятельности, на одном или нескольких объектах.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента приходим к выводу о необходимости проведения корректирующей работы, которая позволит повысить уровень произвольного внимания у гиперактивных детей.
После проведения занятий на развитие произвольного внимания с гиперактивными детьми экспериментальной группы, нами еще раз было произведено исследование обеих групп по первоначальным методикам.
Согласно результатам контрольного исследования, в
экспериментальной группе улучшились показатели уровня развития произвольного внимания.
Реализация программы, направленной на развитие произвольного внимания, позволило улучшить произвольное внимание у гиперактивных детей экспериментальной группы, что говорит об ее эффективности, подтвержденной повторным исследованием.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной работы. Подобранная в программе система заданий обеспечила совершенствование действий контроля по показателям объема, переключения и распределения, продуктивности и устойчивости, слухового внимания.
Проведенное экспериментальное исследование показало,
управление развитием можно лишь тогда, когда раскрыто его содержание и при несомненном значении интереса детей к занятиям, положительного отношения к ним. Поскольку у гиперактивных детей имеется особенность - повышенная двигательная активность и желание общаться, быть в социуме, то дети в экспериментальной группе охотно выполняли задания программы.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Абдрахманова А.И. Современное состояние проблемы
формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста//Вестник Томского государственного педагогического
университета. 2015. №3 (156). С. 38-41.
3. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: Прогресс, 2009. 355 с.
4. Айзман Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М.: Академия, 2012. 321 с.
5. Алфёров А.Д. Психология развития школьника.Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2001.384 с.
6. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. Екатеринбург: У - Фактория, 2006. 218 с.
7. Безруких М.М. Ребёнок - непоседа. М.: Вентана - Граф. 2001. 316 с.
8. Богданова Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Сфера, 2014. 281 с.
9. Брязгунов И.П.,Касатикова, Е.В. Непоседливый ребёнок. М.: «Искусство психотерапии». 2001. 281 с.
10. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе?М.: Прогресс, 1994. 256 с.
11. Виноградова Н.Ф. Журова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога: Книга для родителей.М. : Просвещение, 1992. 364 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд. Перерад и дополн. СПб.: Питер, 2008. 274 с.
13. Вундт В. Память и внимание. М.: Просвещение, 2014. 372 с.
14. Вунд, В. Сознание и внимание. М.: Просвещение, 2011. 172 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 197 с....46