ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Понятие нарушения поведения в современной науке 6
1.2. Особенности нарушений поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Условия преодоления нарушений поведения детей старшего
дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Изучение нарушений поведения детей старшего дошкольного
возраста 33
2.2Опыт реализации педагогического сопровождения детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями поведения 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В настоящее время все чаще родители обращаются за помощью к педагогам с проблемой нарушения поведения детьми дошкольного возраста, т.е. отмечается устойчивая тенденция увеличения количества дошкольников, поведение которых не соответствует нравственным и социальным нормам.
Нарушение поведения в психолого-педагогической литературе определяется через такие понятия, как «трудный», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный» ребенок, «неблагополучное развитие», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение». Список понятий можно продолжить, потому как единого определения данному термину в психолого-педагогической литературе пока нет.
Изучением нарушений поведения в дошкольном возрасте занимались такие ученые как: С. Д. Арзуманян, JI. С. Алексеева, М. В. Львова, Б. С. Братусь, Н. В. Бондаренко, А. Д. Вислова, Я. И. Гилинский, Д. П. Дирбенев, И. С. Кон, Ю. А. Клейберг, В. Т. Кондратенко, Т. Н. Курбатова, И. А. Фурманова.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки исследователей все больше интересует проблема изучения причин возникновения в поведении ребенка различных типов нарушений, а также разработки программ их предупреждения и преодоления. Анализ исследовании за последние годы показал, что работы таких ученых как Беличева С.Д., Дубровина И.В., Кон И.С., Кондратенко И. Г и Личко А.Е., Венгер А.Л. посвящены изучению, разработке способов диагностики и преодолений нарушений поведения.
Исследования показывают, что отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя не организованно, недисциплинированно [3]. Грамотное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка, имеющего различные нарушения в поведении, позволит избежать многих трудностей и патологий в ходе его психического и личностного развития, а также обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него способностей [9].
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
1. социальным заказом на эффективную профилактику и коррекцию нарушений поведения детей и отсутствием необходимой методической поддержки педагогов по их реализации в практике работы с дошкольниками;
2. требованиями системы образования в индивидуализации и дифференциации взаимодействия субъектов образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов и ориентацией в решении специфических задач на универсальные методы, формы и средства.
Таким образом, актуальным становиться вопрос о выделении и обосновании условий эффективного педагогического сопровождения детей с нарушением поведения в группе детского сада, что определило тему нашего исследования «Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением поведения в условиях дошкольной образовательной организации»
Цель настоящей работы: выделить и теоретически обосновать условия эффективного педагогического сопровождения детей с нарушением поведения в группе детского сада.
Объект исследования: педагогическое сопровождение детей с
нарушением поведения
Предмет исследования: условия эффективного педагогического
сопровождения детей с нарушением поведения в группе детского сада.
Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение детей с нарушением поведения в группе детского сада будет эффективным при реализации следующих условий:
• развитие способности педагогов к сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения;
• организация психолого-педагогического просвещения и помощи родителям детей с нарушениями поведения;
• организация игр с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на освоение социально-одобряемых способов поведения.
Задачи исследования:
1. рассмотреть и конкретизировать понятие нарушение поведения в психолого-педагогической научной, методической и учебной литературе;
2. выделить и проанализировать научные подходы к понятию нарушение поведения детей дошкольного возраста; охарактеризовать особенности нарушения поведения детьми дошкольного возраста;
3. описать условия педагогического сопровождения детей в группе детского сада, способствующий предотвращению нарушений в поведении детей.
Методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, классификация); эмпирические (проективные методы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе педагогов с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения поведения, в группе детского сада.
Исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в литературе нет единого определения понятия «нарушения поведения» детей.
На современном этапе развития науки формируется понимание того, что нарушения поведения человека - феномен, являющийся предметом междисциплинарного исследования. В педагогике и психологии большое число исследований посвящено нарушениям поведения в школьном возрасте, в особенности - в подростковом периоде развития. Нарушения поведения у дошкольников изучены значительно слабее.
Синонимы к понятию «нарушение поведения» - девиантное, или отклоняющееся, поведение. Но, необходимо отметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребёнка отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых.
Нарушение поведения - это отклонения от нормы внешне наблюдаемых действиях (поступков), в которых реализуется внешнее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).
Нужно отметить, что у разных научных деятелей существуют разные классификации видов нарушений поведения. Венгер А.Л. выделил такие виды синдромов в дошкольном возрасте: хроническая неуспешность; уход от деятельности; негативное самопредъявление; позитивное самопредъявление; социальная дезориентация; интеллектуализм; вербализм.
Технология психолого-педагогического сопровождения сегодня является одной из самых эффективных в решении проблем профилактики и преодоления нарушений в поведении дошкольников. Психологопедагогическое сопровождение детей с нарушением поведения в группе детского сада будет эффективным при реализации следующих психологопедагогических условий:
1) развитие способности педагогов к сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения.
2) организация психолого-педагогического просвещения и помощи родителям детей с нарушениями поведения.
3) организация игр с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на освоение социально-одобряемых способов поведения.
Для изучения нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста нами использовался: тест «Рисунок человека».
Результаты исследования показали, что 72 % детей группы не имеют синдромов нарушения поведения, а 28% детей имеют такие синдромы.
Дальнейшая работа была направленна на организацию педагогической работы по преодолению нарушений поведения детей в соответствии с выделенными и охарактеризованными в первой главе условиями.
С целью реализации первого условия - развитие способности педагогов к сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения - была организована работа с теми представителями педагогического коллектива, которые работают в экспериментальной группе. Она делилась на три этапа: информационный (знакомили педагогов с синдромами нарушения поведения, их проявлениями в поведении детей, возможными стратегиями преодоления); аналитический (предполагал организацию педагогами наблюдение за детьми и обсуждения признаков нарушения поведения, освоение способов преодоления нарушений поведения у детей); практический (разработку плана преодоления нарушений поведения у детей и использование способов преодоления нарушений поведения в процессе работы с детьми).
С целью реализации второго условия - организация психологопедагогического просвещения и помощи родителям детей с нарушениями поведения. - работа с родителями осуществлялось в двух направлениях: в рамках первого направления родителям демонстрировались эффективные способы взаимодействия с детьми (особо обращалось внимание на ситуации, в которых происходит подкрепления нарушений в поведении детей), с родителями обсуждались реакции детей на новые способы взаимодействия с ними. В рамках второго направления были организованы различные мероприятии с детьми и родителями, на которых педагоги вели наблюдение за поведением и способами взаимодействия родителей с детьми, в случаях использования родителями неэффективных способов взаимодействия с детьми, педагоги вмешивались в процессе их деятельности, с целью демонстрации эффективных способов взаимодействия.
С целью реализации третьего условия - организация игр с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на освоение социально- одобряемых способов поведения - применялись сюжетно ролевые игры. Преимущество сюжетно-ролевых игр при преодолении нарушений поведения прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. В старшем дошкольном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики. То есть ребенок наделяет персонаж чертами, характерными для него самого. Поэтому игры разворачивались в следующей логике: в совместной игре ребенка с педагогом ребенку предоставлялась возможность самому выбрать роль; в ходе игры изменялся ее сюжет так, чтобы ребенок приобрел опыт социально одобряемого поведения (исходя из имеющегося у него нарушения поведения).
Для определения эффективности созданных условий по преодолению нарушений в поведении детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено повторное изучение нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста нами использованием той же методик, что и на начало работы.
Повторные результаты исследования показали, что 85% детей группы не имеют синдромов нарушения поведения, а 15% детей имеют такие синдромы.
По итогам повторной диагностики, мы можем наблюдать, что количество детей без синдромов нарушения поведения увеличилось на 13%. Такого синдрома, как уход от деятельности больше не наблюдаются. В случае синдромов негативное самопредъявление и хроническая неуспешность, количество детей с этими синдромами снизилось, у оставшихся детей наблюдается меньшее количество признаков синдромов.
Таким образом, результаты повторного исследования подтверждают нашу гипотезу., цель работы достигнута, задачи решены.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь. 2004. 336 с.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. N 4. С.3138.
3. Берковиц JI. Агрессия; причины, последствия и контроль. СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК. 2001. 512 с.
4. Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. 2-е изд., исправленное. М.: Советская энциклопедия. 1989. С. 483.
5. Биктина Н.Н. Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. псих. Самара, 2007. 67-68 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак. 2003. 672 с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога.. 2 изд. М.: Просвещение, 2003. 98 с.
8. Брак У. Б., Лаут Г. В. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и методы . М.: Академия, 2005. 129 с.
9. Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 10-15.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питр, 2001. 352 с.
11. Венгер A.JI. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития // Культурно-историческая психология. 2014. № 1.С. 20—25.
12. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. Часть 1. М.: Генезис, 2001. 160 с.
13. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Мн.: Нар. Асвета, 1989. 128 с.
14. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. /Под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 240с.
15. Воспитательная беседа, как средство воздействия на поведение ребенка // Международный педагогический портал "Солнечный свет" URL: https://solncesvet.ru/vospitatelnaya-beseda-kak-sredstvo-vozdeystviya-na- povedenie-rebenka.750 (дата обращения: 11.02.2018)....43