ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Делинквентное поведение подростков как психологический
феномен 6
1.2. Особенности делинквентного поведения в старшем подростковом
возрасте 16
1.3. Теоретическое обоснование профилактики делинквентного поведения
подростков 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ «ДОРОГА К СЕБЕ» 30
2.1. Предпроектное исследование склонности подростков к
делинквентному поведению 30
2.2. Разработка программы профилактики делинквентного поведения
подростков 39
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Залогом благоприятного будущего страны является здоровое, как физически, так и психически, подрастающее поколение. Именно физическое здоровье, уровень интеллектуального развития и работоспособности подростков обуславливают перспективы экономического, социального, культурного и научного развития нашей страны.
Однако для подрастающего поколения наблюдаются проявления агрессии, жестокости, озлобленности, такие асоциальные действия как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и другие, что характеризует их поведение как делинквентное, то есть такое поведение несовершеннолетнего, которое противоречит правовым нормам и угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. Состояние и тенденции проявления асоциальных поступков являются показателями нравственного здоровья подрастающего поколения.
Делинквентное поведение подростков является одной из актуальных проблем современности. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по- прежнему остается высоким. В 2020 году преступлений, совершенных подростками составляет 2% от числа преступлений, совершенных в РФ. Так, если в 2019 году преступления совершили 13,8 тыс. подростков в возрасте от 14 до 15 лет (из них 12 215 юношей и 1579 девушек), то в 2020 году - 11,3 тыс. (10 283 юноши и 1072 девушки). Также в прошлом году на преступления пошли 22,2 тыс. 16-17-летних подростков (2018 девушек и 20 202 юноши). Однако преступления, совершенные подростками, имеют более тяжкий характер и соответственно более опасные последствия для общества.
На действия и поступки подростков могут оказывать отрицательное влияние не только политические, экономические и культурные преобразования, происходящие в стране, но и проблемы в формировании личности, носящие глубоко индивидуальный характер.
Проблема делинквентного поведения затрагивалась многими отечественными и зарубежными учеными. В работах А. Айхорн, Ю.М. Антонян, В.А. Гульдан, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Б.С. Кудрявцев, П. Куттер, А.Е. Личко, Ф.С. Сафуанов, Е.В. Васкэ, В.С. Собкин и др. приведены различные классификации делинквентного поведения, подробно описаны его формы и типы, движущие силы и условия формирования. Подробно изучена мотивация законопослушного и антиобщественного поведения. Особое внимание уделено вопросам преступности несовершеннолетних.
Цель проектной работы: теоретически обосновать и разработать программу психологической профилактики делинквентного поведения старших подростков.
Объект работы: делинквентное поведение старших подростков.
Предмет работы: психологическая профилактика делинквентного поведения старших подростков через реализацию программы.
Проектная идея: психологическую профилактику делинкветного поведения будет эффективна при создании условий для развития у старших подростков способностей к саморегуляции поведения, умения выстраивать конструктивные отношения без применения насилия.
Задачи, направленные на достижение цели и реализации проектной идеи:
1. Рассмотреть теоретические основания делинквентного поведения в старшем подростковом возрасте.
2. Рассмотреть теоретические и методические основания психологической профилактики делинквентного поведения старших подростков с учетом полученных результатов.
3. Определить психологические особенности поведения старших подростков, совершивших противоправные действия.
4. Разработать программу психологической профилактики делинквентного поведения подростков.
Работа включала в себя несколько этапов:
1. На первом этапе были проанализированы научные источники, которые позволили выделить представление о делинквентном поведении как о поведении, складывающемся на основе сложных психологических комплексов, проявляющихся в поведении, внешних и внутренних реакциях: тревожности, психических расстройствах, агрессии, являющихся источником отклонений.
2. Второй этап - диагностический, на котором были выявлены особенности поведения старших подростков, состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних отдела полиции по различным основаниям.
3. Третий этап - разработка программы на основании результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная программа в дальнейшем может использоваться для психологической профилактики делинквентного поведения старших подростков психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, приложений.
Теоретический анализ литературы по теме психологической профилактики делинквентного поведения старших подростков позволяет сделать ряд следующих выводов.
Проблема делинквентного поведения является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Делинквентное поведение старших подростков представляет собой специфический вид девиации и определяется как противоправное действие, нарушение правовой нормы. Суть делинквентного поведения заключается в нарушении прав или создании препятствий реализации чьих-либо субъективных прав, в отказе от выполнения социальных обязательств, выраженных в юридической форме, что следует из определения правовой нормы.
Как социальное явление делинквентность не только представляет собой совокупность единичных противоправных деяний разной степени общественной опасности, но и включает широкий спектр правонарушений - от зафиксированных в позитивном праве преступлений до ненаказуемых в рамках механизма позитивно-правовой регуляции этических отклонений и гражданско-правовых деликтов.
Делинквентное поведения подростков характеризуется в совершении ими преступлений под влиянием каких-либо негативных факторов окружающей среды (неправильное воспитание, деструктивное влияние друзей, социально-экономическая нестабильность общества и др.) с учетом их индивидуальных особенностей.
Несмотря на пристальное внимание со стороны специалистов к проблеме преступного поведения среди несовершеннолетних, она продолжает сохранять актуальность, поскольку уровень делинквентности среди детей и подростков продолжает оставаться достаточно высоким. Именно поэтому большую роль отводят профилактике делинквентного поведения, как эффективному способу предупредить проблему или скорректировать ее в самом начале формирования.
В настоящее время существует множество различных программ, методов, технологий профилактики делинквентного и других видов отклоняющегося поведения. В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы.
Для выявления особенностей делинквентного поведения подростков было проведено исследование 30 подростков, из них 15 подростков с делинквентным поведением, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних по различным основаниям, и 15 подростков с условной нормой поведения, не совершавшие противоправных деяний.
В результате было выделено, что подростки с делинквентным поведением не обладают необходимыми правовыми знаниями, характеризуются высоким уровнем физической, косвенной, а также вербальной агрессии, проявлением негативизма. Особенности поведения отличаются ярко выраженной склонности к преодолению норм и правил, а также высокий уровень обесценивания собственной жизни. Больше половины подростков из этой группы склонны выстраивать свои отношения с другими людьми с точки зрения насилия.
Теоретическое исследование по проблеме профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте и результаты проведенное предпроектного исследования определили необходимость разработки профилактических мероприятий и послужили основой разработки программы психологической профилактики делинквентного поведения старших подростков.
Основные задачами, поставленные в программе, является развитие у подростков способностей саморегуляции поведения, с целью контроля отрицательных эмоций, умение выстраивать общение без применения насилия. Успешная реализация программа психологической профилактики делинквентнго поведения подростков будет способствовать снижению количества совершаемых преступлений подростками, более конструктивных способов взаимодействия с другими людьми, принятия себя.
1 Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. №6. С. 4-11.
2 Акутина С.П., Семавина А.А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2016. №8. С. 869-872.
3 Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1(14). С. 64-68.
4 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2013. 525с
5 Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 48-54.
6 Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 4-15.
7 Васягина Н.Н. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков // Педагогическое образование в России. 2016. №9. С. 117-122.
8 Васягина Н.Н. Предикторы деллинквентности подростков // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция. 29-30 октября 2015. Южно-Сахалинск: Изд-во: ИРОСО, 2015. С. 25-29.
9 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984 Т.6. 400с.
10 Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб.: Филиал Института социологии РАН, 1993. 167 с.
Горохова Е.Х., Михалева А.Б. Проблема делинквентного поведения подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016. №51. С. 90-91.
Гусева А.В. Основные методы предупреждения правонарушений подростков в общеобразовательной школе // Вестник СамГУ. 2011. № 4 (85). С. 261-266.
Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2013 №7. С. 357-359.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 3: Социальные институты и процессы. М.: Инфа-М, 2000. 519 с.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с....22