Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №155157

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОО 9
1.1. Понятие профессиональной компетентности в области педагогической
деятельности 9
1.2. Сущность и содержание информационно-коммуникационной
компетентности педагогов ДОО 14
1.3. Теоретическое обоснование условий развития информационно-
коммуникационной компетентности у педагогов в условиях ДОО 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОО 31
2.1. Изучение уровней развития информационно-коммуникационной
компетентности педагогов ДОО 31
2.2. Опыт реализации условий развития информационно-коммуникационной
компетентности у педагогов ДОО 42
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Актуальность. В рамках Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) в качестве одного из приоритетных направлений названо применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образовании.
В ФГОС ДО, Профессиональном стандарте «Педагог», нормативно­правовых документах о порядке аттестации педагогических работников и др. четко обозначены современные требования к педагогам, на основании которых можно утверждать о необходимости наличия у педагога определенного уровня развития информационно-коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности).
Согласно вышеупомянутым стандартам, владение ИКТ- компетентностями педагогу дошкольной образовательной организации необходимо для выполнения функций планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а также выстраивания партнерского взаимодействия с родителями (или законными представителями) детей данной возрастной группы, с целью решения образовательных задач, применения методов и средств и других.
Соответственно, внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу дошкольной образовательной организации (далее ДОО) необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса: педагогов, сотрудников организации, детей иродителей.
Проблема развития информационно-коммуникационной
компетентностипедагогов дошкольной образовательной организации остается 3 малоизученной. Встречается много работ посвященных развитию ИКТ- компетентности в рамках начального общего образования, основного общего образования, но не в рамках дошкольного образования. Обусловлено это специфичностью работы педагогов ДОО, основной упор которой делается на воспитательный процесс, в котором применение информационно­коммуникационных технологий носит ограниченный характер, но при этом использование ИКТ может раскрываться в других видах деятельности воспитателя.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне связана с тем, что вопросы развития информационно-коммуникационной компетентности изучали многие отечественные авторы, в частности, О.В. Баранова, Е.А. Безызвестных, С.А. Белов, Л.С. Галкина,
В.П. Короповская, С.Р. Маркулис, Н.В. Петрова, Р.А. Соловьева,
А.А. Толкачева, Е.К. Хеннер и другие. Однако, несмотря на активное внимание, которое уделяют исследователи данной проблеме, практически без внимания остается вопрос, связанный с условиями развития информационно­коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Все вышесказанное позволяет выделить ряд противоречий:
• между требованиями к педагогу предъявляемыми основными стандартами системы дошкольного образования и несоответствием уровня развитияинформационно-коммуникационной компетентности;
• между необходимостью развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организациии не разработанностью теоретических основ данного процесса;
• между существующими современными возможностями для развития информационно-коммуникационной компетентности и недостаточной разработанностью методических основ и технологий данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему выявления организационно-педагогических условий развития информационно- 4
коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Данная проблема определила выбор темы исследования: «Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-
экспериментальным путём проверить эффективность условий, способствующих развитию информационно-коммуникационной
компетентности педагогов ДОО.
Объект исследования: процесс развития информационно­
коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия развития
информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитиюинформационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО будет способствовать совокупность следующих условий:
-использование модели методического сопровождения в рамках организации опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций;
• использование интерактивных форм, методов и средств работы с
педагогами, направленных на развитие мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов информационно-коммуникационной
компетентности;
• использование методики электронного портфолио, направленной на развитие деятельностного (практического) компонента информационно­коммуникационной компетентности.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Уточнить и конкретизировать понятие информационно­коммуникационной компетентности педагога дошкольной образовательной организации;
2. Раскрыть структуру понятияинформационно-коммуникационной компетентности педагога ДОО и теоретически обосновать необходимость создания педагогических условий по ее формированию;
3. Определить и обосновать условия развития информационно­коммуникационной компетентности педагогов ДОО;
4. Провести оценку уровня развития информационно -
коммуникационной компетентности педагогов ДОО;
5. Разработать программу мероприятий по созданию условий для развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО;
6. Апробировать предложенную программу в конкретной дошкольной образовательной организации и определить ее значимость и целесообразность.
Основные методы исследования: общетеоретические (анализ
педагогической, психологической, социологической, справочно­
энциклопедической литературы, нормативно-правовой документации, обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анкетирование); статистические (ранжирование, качественный и количественный анализ результатов исследования, критерий Фишера).
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы, посвященные вопросам развития информационно-коммуникационной компетентности таких авторов, как: О.В. Баранова, Е.А. Безызвестных, С.А. Белов, Л.С. Галкина, В.П. Короповская, С.Р. Маркулис, Н.В. Петрова, Р.А. Соловьева, А.А. Толкачева, Е.К. Хеннер и другие.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальные детские сады с. Сухобузимское, Красноярского края....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, делая общий вывод по проделанной работе, отметим следующее.
Проведя анализ по определению основных профессиональных компетентностей в области педагогической деятельности удалось сделать вывод, что информационно-коммуникационная компетентность на ряду с другими профессиональными компетентностями педагогов дошкольной образовательной организации является значимой.
Опираясь на представленные в работе исследования, посвященные пониманию сути ИКТ-компетентности, мы сделали вывод, что информационно-коммуникационная компетентность педагогов ДОО - этосформированное личностное и профессиональное значимое качество педагога, которое включает в себя систему знаний, умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной и субъективной деятельности, а также готовность педагогов к расширению своего кругозора в области ИКТ.
Также, нам удалось определить, что структурная характеристика информационно-коммуникационной компетентности включается в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный,
деятельностный (практический).
Уровни развития информационно-коммуникационной компетентности определяются как: низкий, средний и высокий.
Проведя теоретический анализ работ, посвященных изучению развития ИКТ-компетентности удалось сделать вывод, что развитие информационно­коммуникационной компетентности будет происходить в рамках специально организованной деятельности, исходя из этого были выявлены и обоснованы условия, способствующими развитию информационно-коммуникационной компетентности, являются:
• использование модели методического сопровождения в рамках организации опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций;
• использование интерактивных форм, методов и средств работы с
педагогами направленных на развитие мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов информационно-коммуникационной
компетентности;
• использование методики электронного портфолио направленной на развитие деятельностного (практического) компонента информационно- коммуникационной компетентности.
Для выявления уровня развития информационно-коммуникационной компетентности у педагогов ДОО была проведена авторская диагностика.
По результатам диагностики, проведенной в экспериментальной и контрольной группах, удалось выяснить, что на период начала проведения экспериментальной работы уровень развития ИКТ-компетентности был примерно одинаковым у педагогов обеих групп. Низкий уровень развития ИКТ-компетентности наблюдался у 45% педагогов обеих групп, средний уровень у 40% педагогов экспериментальной группы и 45% педагогов контрольной группы, высокий уровень был отмечен всего лишь у 15% педагогов экспериментальной группы и у 10% педагогов контрольной группы.
С целью реализации условий, способствующих развитию информационно-коммуникационной компетентности, а также для развития каждого компонента информационно-коммуникационной были реализованы следующие мероприятия:
• с целью развития мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов информационно-коммуникационной компетентности были разработаны методические мероприятия с использованием интерактивных форм работы с педагогами, которые были направлены на сохранение высокой мотивации использования информационно-коммуникационных технологий в
профессиональной и субъективной деятельности, а также на повышение уровня знаний педагогов в области информационно-коммуникационных технологий;
• с целью развития деятельностного (практического) компонента информационно-коммуникационной компетентности были разработаны методические мероприятия с использование методики электронного портфолио, которые были направлены развития навыков практического использования информационно-коммуникационных технологий;
• с целью обеспечения результативности развития информационно­коммуникационной компетентности на всех этапах реализации опытно­экспериментальной работы проходило методическое сопровождение, которое отражалось как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего на протяжении всех этапов работы.
Для определения эффективности созданных условий, способствующих развитию информационно-коммуникационной компетентности, после проведения опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика, направленная на выявление уровня развития ИКТ-компетентности, как и на начальном этапе эксперимента.
По результатам повторной диагностики удалось определить, что уровень развития ИКТ-компетентности в экспериментальной группе, в которой проводились методические мероприятия, и в контрольной группе, в которой не проводилось никаких мероприятий, имеет существенные различия. Так, в экспериментальной группе низкий уровень развития ИКТ - компетентности у педагогов отсутствовал, у 45% педагогов был выявлен средний, а у 55% педагогов высокий уровень развития ИКТ-компетентности, в то время как в контрольной группе результаты повторной диагностики почти не отличались от результатов первой диагностики, незначительные колебания отмечались по всем трем компонентам ИКТ-компетентности.
Полученные результаты дают основание сделать заключение об эффективности созданных условий развития информационно- 67
коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Проведенный расчет критерия Фишера также показал, что эмпирическое значение критерия ф* находится в зоне значимости.


1. Баранова О.В. Формирование информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в условиях прикладного бакалавриата: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08.Нижний Новгород, 2017. 219 с.
2. Безызвестных Е.А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов тьюторов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.Красноярск, 2019. 290 с.
3. Белов С.А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ- компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2014. 190 с.
4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.
5. Брицкая Е.О. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дистанционном обучении школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2016. 271 с.
6. Галкина Л.С. Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пермь, 2017. 177 с.
7. Гапон Л.Е. Компетенции и компетентность педагога [Электронный
ресурс]// Социальная сеть работников образования.
URL: http: //nsportal .ru/detskii-sad/vo spitatelnaya-rabota/2014/07/20/kompetentsiii- kompetentnost-pedagoga-1 (дата обращения: 10.09.2019).
8. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов,
образовательных программ и учебных планов. Европейского фонда образования (ЕФО) [Электронный ресурс].URL:
https://uchebana5.ru/cont/2328095-p8.html (дата обращения: 19.03.2020)
9. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: монография. СПб: ГУПМ, 2002. 231 с.
10. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность,
эффективность и неопределенность // Народное образование. 2002. №2. С. 55­60.
11. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. №4.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo- formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy (дата обращения: 20.05.2020).
12. Десненко С.И., Пахомова Т.Е. Формирование ИКТ- компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в контексте требований современных стандартов // Информатика и образование. 2018. № 5. С. 49-54.
13. Десненко С.И., Пахомова Т.Е. Комплексы заданий как специальные дидактические средства формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций//Учёные записки ЗабГУ. 2019. Том 14. № 1 С. 58-70.
14. Ефимова Ю.В. Педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2017. 315 с.
15. Загвязинский В.И. О компетентностном подходе и его роли в
совершенствовании высшего образования: доклад на Ученом совете ТюмГУ. [Электронный ресурс]URL: http://www.utmn.ru/o-
tyumgu/uchenyysovet/povestki-resheniya/93371/. (дата обращения: 05.05.2020)....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ