Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЛОГОСФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Работа №155153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования блогосферы как средства развития лексических навыков иностранных
студентов 7
1.1. Особенности блогосферы 7
1.2. Психолого-педагогические особенности иностранных
студентов 13
1.3. Лексический навык: определение понятия и этапы
формирования 26
Глава 2. Анализ публикаций в блогах популярных в русскоязычном пространстве социальных сетей 40
2.1. Анализ социальной сети Telegram 42
2.2. Анализ социальной сети Вконтакте 50
2.3. Анализ социальной сети YouTube 55
Глава 3. Методические аспекты работы с лексическим материалом проанализированных блогов на занятиях по русскому языку как
иностранному (на материале УМК «Поехали!» и проанализированных блогов) 66
3.1. Методический анализ УМК «Поехали!» 66
3.2. Фрагмент урока № 1 69
3.3. Фрагмент урока № 2 72
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение А 85

Взаимосвязь дидактики, педагогики и методики определяется общностью объекта, на который они направлены в рассмотрении образования и воспитания в разных условиях. Педагогика исследует общие принципы и закономерности, дидактика - обучение как единство преподавания и учения, методика - реализацию деятельности учителя и обучающихся в контексте конкретной дисциплины: иностранного языка в данном случае. В результате данного процесса обучения мы формируем знания, умения, навыки и, как следствие: компетентности.
Согласно ФГОС ключевые компетентности представляют собой универсальные общие способы действия, средства, формы мышления, формы кооперации и коммуникации, необходимые человеку для осуществления успешной деятельности в современном мире [ФГОС].
Так, компетентность в решении проблем определяется способностью рассмотреть, сформулировать и спланировать решение конкретных видов рациональных вопросов: ставить цель и задачи, оценивать и анализировать ситуацию, подбирать способы презентации результатов, оценивать свою результативность и планировать дальнейшее её развитие. Компетентность взаимодействия - способность ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия. Самостоятельность в реализации применения данного образца на новом способе/средстве решения учебной задачи является учебной (образовательной) компетентностью. Действовать в социуме в соответствии с принятыми культурными моделями поведения обозначается эстетико-технологической компетентностью. А также информационно-коммуникативная компетентность - способность решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых ИКТ [ФГОС].
Мы опираемся на необходимость формирования описанных компетенций в процессе образования и в данном исследовании, в частности.
Актуальность исследования заключается в быстроменяющемся мире, в котором стремительно появляются самые разные современные технологии, а значит, адаптироваться необходимо тоже с достойной скоростью, учитывая разные сферы жизни и разные виды деятельности, в том числе педагогическую.
Цель исследования - рассмотреть возможности использования и применения блогосферы в развитии лексических навыков иностранных студентов в процессе обучения РКИ.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть феномен блогосферы и её основные понятия; 2) проанализировать психолого-педагогические особенности иностранных обучающихся; 3) определить понятие термина «лексический навык» и этапы его формирования; 4) изучить конкретные блоги и публикации в них, направленные на обучение лексике; 5) разработать фрагменты уроков на основе учебно-методического комплекса «Поехали!» и проанализированных блогов.
Объектом исследования является дидактический потенциал блогосферы как источник материалов в обучении лексике.
Предметом выступает развитие лексических навыков иностранных студентов посредством исследуемых Интернет-площадок, а именно Telegram, Вконтакте и YouTube.
Теоретическую основу исследования составляют положения, изложенные в трудах по проблеме определения лексического навыка и его этапов формирования (Д.Н. Ушаков, Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.И. Пассов, В.М. Филатов, Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, М.Х. Ахмедова, В.С. Бронская), изучения психолого-педагогических особенностей 4
иностранных студентов (В.А. Артёмов, Т.М. Балыхина, Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, И.О. Киреева, А.А. Леонтьев, В.М. Николаенко, В.М. Филатов, Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. В.М. Николаенко, М.В. Даричева, К.Г. Митрофанов, О.В. Зайцева, Л.С. Науменко, Ю.Ю. Тимкина), изучения блогосферы (Н.Н. Кислицына, О.Г. Чернявская, В.В. Елькин, Е.Н. Мельникова, Ю.В. Щурина, Е.В. Пожидаева, О.А. Карамалак).
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; метод контент- анализа, описательный метод; анализ нормативных документов в сфере образовательной деятельности.
Новизна исследования заключается в авторской методической разработке применения материалов из проанализированных блогов на занятиях русского языка как иностранного.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания РКИ. В частности, каналы и сообщества, предложенные в исследовании, могут помочь преподавателям эффективно интегрировать блогосферу в учебный процесс, способствуя развитию лексических навыков у студентов. А также авторские методические разработки могут стать базой для использования или создания собственных фрагментов уроков.
Апробация работы включает выступление с докладом в
международной научно-практической конференции:
Березова Е.С. Дидактический потенциал блогосферы в русскоязычном пространстве Интернета // Актуальные проблемы изучения русского языка в поликультурной среде в рамках XXIV Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века», Красноярск, 10-11 апреля 2023 года.
Также по материалам исследования опубликовано две статьи:
5
1. Березова Е.С. Дидактический потенциал блогосферы в русскоязычном пространстве интернета // Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей: материалы XX чтений, посвященных памяти В.И. Даля. Канск, 23-24 ноября 2023 г. / С.В.Науменко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023. - Т. 2. - 212 с.
2. Березова Е.С. Дидактический потенциал блогосферы в русскоязычном пространстве // Научный журнал: Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. No 27-2, Сочи, 2023. - 248 с.
Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были успешно достигнуты поставленные цели и задачи, что позволило рассмотреть возможности использования и применения блогосферы в развитии лексических навыков иностранных студентов в процессе обучения РКИ.
Во-первых, был изучен феномен блогосферы и ее основные понятия, а именно: хэштег, лайк, комментарий, личный бренд. Данные структурные единицы отразили характер технического и эмоционального взаимодействия подписчиков и блогера, которое часто зависит не только от экспертно­тематического контента внутри блога, но и от личности автора. Блогер может выстраивать доверительную связь с подписчиками и вызывать желание больше интересоваться материалами его блога, так как ассоциативно для подписчиков это становится уже не просто пользой, но и интересной информацией от близкого по духу человека. Также, описаны виды блогов и их функционирование внутри разных социальных сетей. Рассмотрены различия блогов и обычных Интернет-страниц, сделаны выводы о применении термина «блог» в настоящем исследовании. Таким образом, понимание структуры и динамики блогосферы позволило выявить её потенциал как инструмента для обучения.

особенностей иностранных обучающихся, что помогло учитывать их специфические потребности и трудности в процессе изучения русского языка. В результате исследования разных подходов отечественных ученых и специалистов в области психологии обучения иностранным языкам (например, работы Т.М. Балыхиной, В.А. Артемова, Б.В. Беляева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева) сделаны выводы о том, что при обучении лексике важно учитывать национально обусловленные особенности психики, концентрироваться на наглядности при введении новых языковых единиц, а также уделять внимание не только механическому запоминанию слов, но и их осмысленному понимаю, что больше помогает закрепить их в активном использовании.
Также описаны основные аспекты психолого-педагогических особенностей иностранных студентов, в числе которых мотивация,
внимание, память, мышление. Мотивация связана с желанием расширить границы культурного и интеллектуального сознания, что эффективно решается в процессе использования блогосферы, так как большая часть авторов блогов - носители языка, транслирующие не только знания, но и особенности русской ментальности. Аспект внимания в процессе обучения связан с ассоциативными эмоциональными состояниями, что также подтверждает эффективность использования в процессе обучения блогов популярных социальных сетей, которые вызывают положительные чувства, так как ассоциируются с отдыхом и свободным времяпровождением. Описаны разные виды памяти, которые необходимо развивать в процессе обучения. Также, отмечено, что результаты исследования мыслительной деятельности указывают на прямую зависимость между характером умственных действий и особенностей познаваемых объектов. Так, мы отметили, что для общества в целом и студентов, в частности, как для субъектов цифрового мира, познаваемый объект в виде социальных сетей 79
является благоприятной почвой для подачи материала в известной форме и манере.
В-третьих, опираясь на труды таких отечественных исследователей, как Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.И. Пассов, В.М. Филатов, Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, М.Х. Ахмедова, В.С. Бронская, мы определили понятие «лексический навык» и описали этапы его формирования, что создало теоретическую базу для методических разработок.
В-четвертых, проведено исследование блогов и публикаций, направленных на обучение лексике, что позволило проанализировать и описать материалы социальных сетей Telegram, Вконтакте и YouTube, имеющие дидактический потенциал в процессе развития лексических навыков иностранных студентов.
Рассмотренные блоги показывают, насколько разнообразен может быть материал для использования в процессе обучения. Существуют Telegram-каналы с публикациями для самостоятельного изучения или для закрепления определенной лексики в домашней работе. Также сообщества в социальной сети Вконтакте отличаются широким выбором дополнительных методических материалов. YouTube-каналы привлекают прежде всего видео­направленностью, а некоторые ведущие или владельцы блогов способны не только еще больше увлечь обучающихся познавательным миром языка, но и заинтересовать своей личностью, а значит, и публикуемым контентом на тему изучения русского языка.
И, в-пятых, проанализированные блоги послужили базой для составления фрагментов уроков по введению лексики, соответствующей темам выбранного УМК. Разработанный материал может быть легко применен на учебном занятии с иностранными студентами, после чего проанализирован и дополнен/изменён в соответствии с индивидуальными 80
особенностями студентов или предпочтениями учителя. Также по аналогии с фрагментами и с помощью приложения A, в котором собраны рекомендуемые проанализированные блоги, возможно создание любого количества уроков с использованием материалов из блогов: их дидактический потенциал достаточно обширен.
Итак, в данной работе реализована цель рассмотреть возможности использования и применения блогосферы в развитии лексических навыков иностранных студентов в процессе обучения РКИ. Изученные блоги, в которых найдены источники дополнительных материалов для формирования лексического навыка подтверждают, что дидактический потенциал блогосферы позволяет расширить возможности и ресурсы иностранных студентов в изучении русского языка как иностранного.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. - СПб: Златоуст, 1999. - 121 с.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А.
Андреев. - М.: Московский международный институт эконометрики,
информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
3. Андреев А.А. Электронная педагогика: может она и существует /
А.А. Андреев // E-LEARNING.BY Портал электронного обучения - 2011. [Электронный ресурс] - URL: http://www.e-leaming.by/Article/Elektronnaja- pedagogika-mozhet-ona-i-suschestvuet/ELeaming.html (дата обращения:
25.05.23).
4. Артёмов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артёмов. - Москва: Просвещение, 1969. - 279 c.
5. Ахмедова М.Х. Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся // Молодой ученый. - 2015. - №2. - 480-483 с. - URL: https://moluch.ru/archive/82/14742/ (дата обращения: 05.05.2024).
6. Баранникова Л.И. Введение в языкознание / Л. И. Баранникова. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1969. - 383 с.
7. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. - 185 с.
8. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка [Текст]: Пособие для преподавателей и студентов. - Москва: Просвещение, 1964. - 136 с.
9. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1959. - 165 с.
10. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития
лексических навыков у школьников. - М.: Russian Journal of Education and Psychology, 2011 [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya- leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (дата обращения: 05.05.24).
11. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Кнорус, 2017. - 390 с.
12. Городилова Г.Г. К вопросу о развитии речевых навыков и умений/Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М.: Наука, 1969. - 254 с.
13. Даричева М.В. Опыт применения информационно -
коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Минского университета, 2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-
informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym- yazykam-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 25.05.23).
14. Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов., Р. Квирин, В.С. Макаров, А. Хафенштайн. - Казань: КГУ, 2009. - [Электронный ресурс] - URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения: 25.05.23).
15. Елькин В.В., Мельникова Е.Н. К вопросу о лексико­семантических средствах лингвокреативного арсенала фэшн-блогера - Казань: Казанский лингвистический журнал, 2019; 2 (1): 32-49 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ