Введение 3
Глава 1. Краткая хронология конфликта 8
1.1. Причины и события, повлиявшие на возникновение боевых действий в Чеченской республике 8
1.2. Боевые действия в Чеченской республике 1994 - 1996 гг 13
Глава 2. Методика преподавания Первой Чеченской войны в школьном курсе Истории России в 11 классе 40
2.1. Анализ ФК ГОС, образовательной и рабочей программы школы,учебников 40
2.2. Опыт организации уроков мужества в контексте формирования патриотизма школьников во внеурочной деятельности по истории... 67
Заключение 75
Литература и источники 82
Приложение 85
Актуальность и научная значимость предлагаемой диссертационной работы посвящена значимой в научном и общественно-политическом отношении проблеме. Изучение и преподавание в школьном курсе вопросов связанных с возникновением и историей развития Первой Чеченской войны, официально именуемой «Операцией по восстановлению Конституционного порядка в Чеченской республике», во многом влияют на формирование у учащихся принципов гражданственности, и патриотизма.
Тема войны в Чечне остра и болезненна для современного российского общества. Дискуссии о размерах военных потерь и числе жертв среди мирного населения, как и общественные попытки толкования природы этой войны и её воздействия на политические, экономические, этнокультурные аспекты жизни России, обнаруживают значительные проблемы, связанные с возможностями её правдивого объяснения и достоверного представления. В тоже время эта тема до сих пор не в полной мере исследована, имеет немало “белых пятен”. В школьном курсе истории означенной теме уделено недостаточно внимания.
Мотивы обращения к чеченской войне имеют самые разные позывы и причины - политические, идеологические, этнические, социально - прагматические, экономические. В последнее время дебаты вокруг этой темы смещаются в русло документальных жанров - свидетельств и воспоминаний участников войны, личных впечатлений журналистов и общественных деятелей, а также - в сферу отдельных работ профессиональных историков. Однако, в любом случае актуальность заявленной темы не вызывает сомнения ибо патриотическом воспитании школьников на примере войны в Чечне, ставшей настоящей проверкой российской армии в тяжёлое для страны время. Кроме того, Первая Чеченская война стала ярким примером «малой войной», которая организуется и ведётся как силами армии, так и гражданскими властями и группами населения, составляющие основу незаконных вооружённых формирований. Роль «малой войны», как показывают события в мире, возрастает. Так же актуальность состоит в оценке современников событий в Чечне с конца 1980-х до конца 1990-х годов и их интерпретация во время вооружённого конфликта.
Степень изученности темы - свидетельства и воспоминания участников войны, личные впечатления журналистов и общественных деятелей, авторские работы, работы историков и этнографов, политологов и экономистов. В данную работу привлечены статьи из газет и журналов, статьи для научно - практических конференций, интервью, мемуары, монографии и авторские книги.
В качестве примера можно описать достаточно объёмную и информативную монографию «Россия — Чечня: цепь ошибок и преступлений», составителями которой являются О.П. Орлов и А.В. Черкасов. В данной работе подробно представлена хроника вооружённого конфликта от предыстории 1990 - 1994 гг. до боевых действий 1994 - 1996 гг. Представлен доклад Правозащитного центра «Мемориал». В нём делается попытка оценить действия обеих сторон вооруженного конфликта с помощью различных документов гуманитарного права и норм прав человека (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Женевские конвенции).
Объектом исследования является внутренняя политика России в отношении Чеченской республики в первое десятилетие после распада СССР, и тематическое содержание школьных уроков, посвященных этому разделу в курсе истории для 11 класса.
Предметом исследования является этнический конфликт и боевые действия на территории Чеченской республики в период 1994-1996 гг., а также приемы и методы преподавания означенной темы в школьном курсе истории России для 11 классов.
Территориальные рамки охватывают территорию Чеченской республики (Ичкерия) в границах 1994-1996 гг.
Хронологические рамки охватывают период с конца 1980-х г. (начало сепаратистских настроении в Чечено-Ингушской АССР) до подписаний Хасавюртовских соглашений 31 августа 1996 г., завершивших Первую Чеченскую войну.
Цель работы заключается в попытке исторической реконструкции событий, связанных с этническим конфликтом 1994-1996 гг. в Чеченской республике, а также в исследовании и отборе методик преподавания означенной темы в школьном курсе истории.
Объект, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить причины конфликта в Чеченской республике.
2. Проследить хронологию боевых действий на территории Чеченской республики в период с декабря 1994 по август 1996 гг.
3. Проанализировать ФК ГОС, рабочие программы и учебники, по которым изучается означенная тема.
4. Предложить свой вариант по изучению темы войны в Чечне.
Методы исследования:
1. Проблемно-хронологический. Этнические проблемы и противоречия в Чечено-Ингушской АССР во время распада СССР, стремление Чечни к независимости, события, приведшие к вводу российских войск в Чечню, хронология боевых действий в республике.
Этим методом мной были прослежены причины проблем и противоречий, приведшие к вооружённому конфликту, описана хронология Первой Чеченской войны.
2. Историко-генетический. Взаимоотношения чеченского и русского населения республики в процессе распада СССР и в условиях усиления национально-освободительных настроений в Чеченской республике.
Данным методом мной были выявлены процессы распада Чечено-Ингушской АССР на две республики: Ингушетия (в составе РФ) и независимая Чеченская республика Ичкерия, описан процесс национально-освободительного движения за независимость Чечни.
3. Метод анализа. Анализ ФК ГОС 2004 г., рабочих программ и учебников, в которых отражена данная тема.
Этим методом мной изучены: ФК ГОС 2004 г. (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ №3» г. Бийск, учебный план МБОУ «СОШ №3» г. Бийск на 2017 - 2018 учебный год и проанализированы учебники по истории России для 11 класса на объём информации по обозначенной теме.
Источниковая база по данной теме представлена в основном журналистскими работами, общественных деятелей и воспоминаниями участников конфликта, материалы СМИ. С профессиональной точки зрения можно отметить работы этнографов и политологов. В данную работу я включил статьи из газет (Красная звезда, Российская газета, Московский комсомолец) и журналов (Этнические проблемы современности, Научная мысль Кавказа, Южная звезда, Московский журнал, Свободная Пресса), статьи для научно - практических конференций (Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления), интервью (Павел Грачев: «Меня назначили ответственным за войну»), мемуары (Геннадий Трошев. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала), монографии (Орлов О. П., Черкасов А. В. Россия — Чечня: цепь ошибок и преступлений) и авторские книги (Галицкий С. В декабре девяносто четвертого / Они защищали Отечество, П. Милюков, К. Яук. Я — «Калибр-10». Штурм Грозного. Январь 95, Баранец В. Потерянная армия. Записки полковника генштаба). Все эти источники в целом дают объёмную картину о боевых действиях в Чеченской республике в означенный период. Методически эта тема представлена в ФК ГОС 2004 г. (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), образовательная программа среднего общего
образования МБОУ «СОШ №3» г. Бийск, учебный план МБОУ «СОШ №3» г.
Бийск на 2017 - 2018 учебный год, учебники (История России 11 класс,авторы: А.А. Данилов, Н.В. Загладин, Волобуев О.В., Левандовский А.А., Измозик В.С.).
Новизна исследования состоит в предпринятой автором попытке комплексного использования источников личностного характера при изложении фактического материала событий чеченского конфликта, а также в формировании методических приемов и форм, которые могут быть использованы в процессе преподавания заявленной темы в школьном курсе истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы учителями при подготовке уроков по теме, связанной с событиями этнического конфликта в Чеченской республике (в частности, уроков мужества), а также учащимися старших классов при написании конкурсных работ и докладов для участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Структура работы. Диссертации построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на два параграфа, заключения, приложения и списка литературы и источников.
Несмотря на заключённые 31 августа 1996 года Хасавюртовские мирные соглашения, назревала новая война. Фактическая независимость Чечни обернулась разбоем, разрухой и всеобщим обнищанием обычных жителей. Благоденствовали только бандитские стаи, прикрывавшие свои постыдные деяния ваххабитской риторикой.
Убийства и грабежи стали в «правоверной мусульманской» республике обыденными явлениями. Молодых голодных волчат Ичкерии уже не сдерживали ни добрые традиции отцов и дедов, ни суровые законы шариата.
Многие талантливые ученые, врачи, инженеры, преподаватели вынуждены были покинуть родные места. Чеченский народ оказался в тяжелом положении: реальной стала угроза деградации, всеобщая разруха, нищета, массовая безработица. Старики годами не получали пенсии. А убийцы, преступники жили в роскошных домах, ни в чем не испытывая нужды.
Снабжение населения практически прекратилось, школы закрылись, хотя в селах оставались преподаватели. Зарплату учителя не получали с 1995 года. В больницах и поликлиниках отсутствовали необходимое оборудование и медикаменты, во многих случаях нечем было оказать даже первую медицинскую помощь.
Пенсию выдавали нерегулярно. И без того бедственное положение населения усугублялось нехваткой электроэнергии, газа, которые раньше поставлялись из Дагестана и Ставропольского края.
Большинство предприятий простаивало. А та продукция, что производилась, например, в равнинных районах, просто «экспроприировалась» официальными властями Грозного.
Главной мишенью сепаратистов стали «инородцы»: 350 тысяч русских,побросав годами нажитое, покинули Чечню. Те же, кто остался, сполна испили горькую чашу. Но часто ли слышали и читали мы о кровавых расправах над «нечеченцами»?
Чеченские бандиты захватили более 100 тысяч квартир и домов, принадлежащих русским, дагестанцам, людям других национальностей. Почти 50 тысяч своих соседей чеченцы обратили в рабство. А сколько «рабов» гнули спины на строительстве высокогорной дороги через Главный Кавказский хребет в Грузию, работали на самодельных нефтеперегонных заводах, обрабатывали маковые и конопляные плантации .
С 1997 года на Северный Кавказ проникает ваххабизм. Де-юре Чеченская республика осталась в составе Российской Федерации, а де-факто, стала отдельным государством на долгие годы.
Первая чеченская война стала по-настоящему тяжёлым испытанием как для российской армии, так и для страны в целом. К сожалению, в наше время о ней не принято вспоминать, эта война малоизвестна и крайне непопулярна. В школьном курсе истории Чеченский конфликт рассматривается в контексте становления новой Российской Федерации.
Изучив педагогические публикации по проблеме формирование патриотизма у школьников во внеурочное деятельности по истории через проведение встреч с ветеранами боевых, можно сделать следующие выводы.
В педагогической литературе выделяют несколько проблем в исследовании патриотизма:
- Определение понятия патриотизм и его содержание;
- Эффективность формирования патриотизма и её критерии.
Нам близка точка зрения Г.М. Коджаспировой, в понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий - выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в школьном возрасте.
Перспективными для практического применения представляются критерии работы по патриотическому воспитанию, выделенные В.И. Гребенюк, на основе которых исследовательницей была составлена анкета для мониторинговой работы с обучающимися по патриотическому воспитанию. Данная анкета стала основой для экспериментальной части данной выпускной квалификационной работы.
После изучения ФК ГОС 2004 г. можно сделать вывод, что компонент ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые относят к чертам патриота:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической
информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
В свою очередь, предметные результаты изучения предметной области "История" должны отражать:
знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
- принципы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического,
историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации
методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
С точки зрения современных педагогов, в основе формирования патриотизма учащихся общеобразовательной школы должно быть воспитание чувств, источником которых является пережитая эмоция. В связи с этим, одним из факторов формирования патриотических чувств может стать лекции о воинах-бийчанах и встречи с ветеранами боевых действий.
Во второй части работы был обобщен и проанализирован практический опыт автора по проведению уроков мужества во внеурочной деятельности по истории учащихся 11-х классов МБОУ «СОШ №3» г. Бийска. Результатом обобщения стал урок мужества в форме лекции и разработка мероприятия:
«Воины-бийчане, погибшие во время боевых действий в Чеченской республике (1994 - 1996 гг.)». На данном внеклассном мероприятии по истории, обучающиеся знакомятся с местом российского солдата на войне на основе событий Первой чеченской войны, её участниками, уроженцами города Бийска. Основная часть мероприятия проводится через рассказ о подвигах солдат на войне, где ребята увидели практическое воплощение обсуждаемых в начале занятия понятий: патриотизм, честь, долг, подвиг, героический поступок.
Опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей формирования патриотизма школьников через проведение внеклассных мероприятий по обществознанию с привлечением ветеранов, участников военных конфликтов, проводилось на базе МБОУ «СОШ №3» г. Бийска. В эксперименте в феврале 2018 года участвовали 19 учащихся 11 классов.
На констатирующем этапе экспериментального исследования был выявлен уровень развития характеристик учащихся, составляющих критерии патриотизма. Анкетирование и анализ полученных данных, производилась по методике, предложеной В.И. Гребенюк. Результаты предварительного и контрольного мониторингов были оформлены в три таблицы. Анкетирования предварительного мониторинга, проведенного на базе 11 классов МБОУ «СОШ №3» г. Бийска 20.02.2018 (19 учащихся), показало, что в школе проходит систематическая работе по патриотическому воспитанию, в том числе проведение встреч в ветеранами, которую необходимо продолжать для повышения его уровня.
На формирующем этапе экспериментального исследования был проведён урок мужества: «Воины-бийчане, погибшие во время боевых действий в Чеченской республике (1994 - 1996 гг.)» в рамках внеурочной деятельности по истории.
На контрольном этапе экспериментального исследования после проведения урока мужества «Воины-бийчане, погибшие во время боевых действий в Чеченской республике (1994 - 1996 гг.)» была повторно проведена диагностика уровня развития характеристик учащихся, составляющих критерии патриотизма, было проведено сравнение и обобщение полученных результатов и сделаны выводы.
Повторное анкетирование учащихся МБОУ «СОШ №3» г. Бийска показало, что количество ребят, имеющих средний уровень патриотизма, сократилось с 10 до 5, а выросло количество ребят с 7 до 11 правильным пониманием сути патриотизма и высоким с 2 до 3 учащихся. Что означает положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
Также опытно-экспериментальное исследование показало результативность и качество подготовки и проведения мероприятия. Сравнительный анализ результатов предварительного и контрольного анкетирования говорит о положительном влиянии примера воинов-бийчан на формирование патриотизма у школьников 11 классов.
Знакомство с подвигами участников боевых действий помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны, боевых действий воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил и обусловлена необходимостью формирования у учащихся: умений общаться с людьми другого поколения, перенимать у них жизненный опыт, заряжаться у них оптимизмом и позитивным отношением к жизни, формировать активную жизненную позицию, воспитывать готовность к социально значимым поступкам и деяниям, формировать гражданское самосознание.