ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ... 6
1.1. Психологическая характеристика часто болеющих детей, особенности их
развития 6
1.2. Особенности наглядно-образного мышления часто болеющих детей 9
1.3. Возможности развития наглядно-образного мышления часто болеющих
детей педагогическими средствами 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ
21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты констатирующего исследования 26
2.3. Разработка и апробация программы психолого-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет на
основе изучения родительского отношения 34
2.4. Результаты контрольного исследования 44
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Психическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием множества факторов: это и наследственные факторы, и факторы среды (тип семьи по степени благополучия, условия воспитания и обучения и пр.), а также можно выделить фактор здоровья. На стыке психологии и медицины выделяется категория «часто болеющих детей» - детей дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году.
Помимо объективно-медицинских характеристик такой категории детей: «заболеваемость респираторными заболеваниями более четырех раз в году», специфичны и многие психологические характеристики детей - их познавательное развитие, эмоциональное развитие, коммуникативное развитие и пр. В структуре познавательного развития особое значение имеет проблема мышления - на этапе среднего дошкольного возраста начинает развиваться наглядно-образное мышление, которое позволяет наметить возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации и являющаяся обязательным условием формирования высших видов мышления. При этом у часто болеющих детей наглядно-образное мышление сформировано недостаточно [21].
В этой связи актуальной и практически значимой становится работа по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей. Мы полагаем, что в ней важно задействовать не только психологические средства, ибо практически все исследования развития часто болеющих детей проистекают в психологическом подходе (Л.В. Доманецкая, Е.Ю. Дубовик, Ж.Г. Дусказиева, В.А. Ковалевский, Т.Ю. Сидоркина и пр. [14-16; 22; 39]), а педагогические средства работы с детьми анализируются слабо. Нами определены противоречия между педагогической поддержкой как одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и отсутствием системы педагогической поддержки развития часто болеющего ребенка в дошкольных учреждениях - в том числе в отношении развития познавательной сферы.
Цель исследования: обосновать и организовать психолого
педагогическую работу по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Дать психологическую характеристику часто болеющих детей, их развития.
2. Описать особенности наглядно-образного мышления часто болеющих детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать возможности развития наглядно-образного
мышления часто болеющих детей педагогическими средствами.
4. Дать характеристику испытуемых и обосновать выбор диагностических методик для исследования.
5. Организовать и провести исследование особенностей нагляднообразного мышления часто болеющих детей 4-5 лет, а также родительского отношения их родителей.
6. Разработать и организовать психолого-педагогическую работу по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет с учетом особенностей родительского отношения.
Объект исследования: наглядно-образное мышление часто болеющих детей 4-5 лет.
Предмет исследования: эффективность специально организованной работы по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет с учетом родительского отношения.
Гипотеза исследования: предполагается, что психолого-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 45 лет с учетом специфики родительского отношения будет эффективна при соблюдении следующих условий.
1. Оснащение предметно-пространственной среды группы
материалами, способствующими развитию наглядно-образного мышления детей.
2. Систематичность в работе по развитию наглядно-образного мышления детей на основе организации игровой и продуктивных видов деятельности.
3. Обеспечение преемственности в развитии наглядно-образного мышления через взаимодействие с родителями часто болеющих детей 4-5 лет.
База для проведения эмпирического исследования: дошкольное образовательное учреждение № ХХ ЗАТО пос. Солнечный.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение литературных сведений по проблематике педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет;
• эмпирические: методы психологической диагностики (методика «Разрезные картинки», «Сложи круг», опросник родительского отношения Варга-Столина);
• методы обработки результатов: качественный и количественный анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований, 4 приложений; в работе представлено 11 рисунков и 14 таблиц. Объем работы - 70 страниц.
Интерес к проблеме часто болеющих детей проявляет как психология, так и педагогика, при том, что особенности педагогической работы в научной литературе крайне слабо освещены. Психолого-педагогическими
характеристиками часто болеющих детей являются сниженные показатели познавательных процессов: они обладают недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов, что, безусловно, сказывается на успешности их образовательной деятельности.
В данной работе внимание остановлено на характеристиках нагляднообразного мышления часто болеющих детей 4-5 лет. Под наглядно-образным мышлением понимается мышление, которое опирается именно на образ как целостное представление о предмете или явлении и оперирует, прежде всего, образами. Средний дошкольник может мыслить о предметах образно, отвлеченно. Однако, безусловно, этот процесс может быть зависим от ряда факторов - в т.ч. и от здоровья ребенка. Так, исследователями отмечается недостаточная сформированность наглядно-образного мышления у часто болеющих детей.
Соответственно вышесказанному, становится значимой работа по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет, которая может быть реализована педагогическими средствами, в педагогических условиях. Нами сделан вывод о том, что психологопедагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления часто болеющих детей 4-5 лет с учетом специфики родительского отношения будет результативна при соблюдении следующих условий.
1. Оснащение предметно-пространственной среды группы
материалами, способствующими развитию наглядно-образного мышления детей.
2. Систематичность в работе по развитию наглядно-образного мышления детей на основе организации игровой и продуктивных видов деятельности.
3. Обеспечение преемственности в развитии наглядно-образного мышления через взаимодействие с родителями часто болеющих детей 4-5 лет.
Данный вывод выступил гипотезой исследования, которая была проверена в экспериментальном исследовании. В исследовании приняло участие 12 часто болеющих и 12 здоровых детей 4-5 лет, а также их родителей. Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольной.
На констатирующем этапе исследования были изучены уровни развития наглядно-образного мышления часто болеющих и здоровых детей и типы родительских отношений их родителей с помощью методик «Разрезные картинки», «Сложи круг», «Опросник родительского отношения». Были сделаны такие выводы.
1. В группе здоровых детей 4-5 лет доля детей с высоким уровнем развития больше, чем в группе часто болеющих детей 4-5 лет. У часто болеющих детей уровни развития наглядно-образного мышления - преимущественно низкие и средние.
2. Существуют особенности родительского отношения к часто болеющим дошкольникам: родители часто болеющих детей в большей степени склонны контролировать ребенка, инфантилизировать в собственных глазах своего ребенка, приписывать неудачи.
Формирующий этап исследования соответствовал по содержанию выделенным педагогическим условиям. В целях развития нагляднообразного мышления часто болеющих детей 4-5 лет на основе изучение родительского отношения была:
- дооснащена предметная среда материалом, активизирующим процесс развития наглядно-образного мышления,
• созданы и размещены наглядные путеводители для работы в центрах активности и помещениях группы,
• разработана и реализована серия занятий продуктивными видами деятельности (лепка, аппликация, конструирование, рисование),
• подобраны и проведены дидактические игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления;
• разработаны и презентированы рекомендации по развитию нагляднообразного мышления, рекомендации по формированию оптимального типа родительского отношения, тренинг по коррекции родительского отношения.
Как было отмечено, педагогическая работа с детьми проводилась с учетом особенностей родительского отношения к часто болеющим детям: так, мы старались формировать самостоятельность часто болеющих детей через возможность обращения к путеводителям в ситуации неуверенности, создавали ситуации успеха на занятиях и пр.
Повторная диагностика уровней развития наглядно-образного мышления часто болеющих и здоровых детей показала такие результаты.
1. В группе здоровых детей 4-5 лет (контрольной группе) нагляднообразное мышление детей осталось на том же уровне, что и на констатирующем этапе. Различия в распределении здоровых детей 4-5 лет по уровням наглядно-образного мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента не значимы.
2. В группе часто болеющих детей 4-5 лет (в экспериментальной группе) доля детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления увеличилась в сравнении с констатирующим этапом. Различия в распределении часто болеющих детей 4-5 лет по уровням нагляднообразного мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента значимы на уровне p<0,05.
Проведенная работа видится нам результативной, а потому гипотезу исследования следует считать доказанной, цель - достигнутой, задачи - решенными.
1. Авезова Г.С., Косимова С.М. Часто болеющие дети: распространенность и факторы риска // European Research. 2017. № 5 (28). С. 79-80.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977. 453 с.
3. Арон И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития: дис. канд. психол. наук. Казань, 2000. 212 с.
4. Белошистая А. Задания, развивающие образное мышление: для работы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 44-47.
5. Белькович В.Ю. Системный подход к развитию нагляднообразного мышления младших школьников при ознакомлении с природой: монография. Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 122 с.
6. Бойко В.В., Кириллова А.В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 167-168.
7. Бутенко Н.В. Траектория формирования мышления в дошкольном возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 223-238.
8. Варга А.Я. Типы родительских отношений. Самара: СамГПУ, 1997. 88 с.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 335 с.
10. Веселов Н.Г., Кузнецова Ю.Е., Ермакова Г.К. и др. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений. Л.: 1990. 55 с.
11. Волкова О.Н. Особенности развития личности часто болеющего
ребенка // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2010. № 2. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer10.php
(дата обращения: 12.10.2019).
12. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2011. 397 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2016. 299 с.
14. Доманецкая Л.В. Особенности общения с родителями часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Сибирский вестник специального образования. 2011. № 1. С. 47-53.
15. Дубовик Е.Ю. Особенности проявления тревожности в детско- родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 134-140....50