ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Теоретические подходы к исследованию самосознания 7
1.2. Особенности самосознания старших подростков 7
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 18
2.1. Организация, методы и методики исследования самосознания старших
подростков 20
2.2. Результаты констатирующего исследования самосознания старших
подростков 21
2.3. Реализация комплекса занятий по развитию самосознания в старшем
подростковом возрасте 32
2.4. Результаты контрольного исследования 32
Выводы по Главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Период перехода от детства к взрослой жизни, известный как подростковый возраст, безусловно, является одним из наиболее сложных и непростых этапов в жизни каждого человека. Этот этап характеризуется как время, когда каждый человек находится на пороге формирования собственной уникальной личности.
В то же время, этот период представляет собой один из самых ответственных этапов развития, ведь именно здесь закладываются фундаментальные основы нравственного мировоззрения, начинают складываться и укрепляться ключевые социальные ориентации, а также формируются первоначальные взгляды на самого себя, на окружающих людей и на общество в целом. В подростковом возрасте также происходит устойчивое формирование и установление основных черт характера, а также начинают кристаллизоваться и углубляться различные формы межличностного общения. Ключевыми мотивационными направлениями, которые определяют этот возраст, являются активное и стремительное желание каждого подростка к личностному самосовершенствованию, что выражается через процессы самопознания, самовыражения и самоутверждения. Эти процессы играют важнейшую роль в развитии и становлении молодого человека, предопределяя его будущее развитие и роль в обществе. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического, динамического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны - в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе, в отличие от прежнего двухполюсного (хороший - плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше: оно проявляется, во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.
Исследование выявило особенности самосознания подростков в период их взросления. Самосознание следует воспринимать как инструмент, как один из путей к самопознанию у подростков и молодых людей, к осмыслению своего внутреннего мира. В процессе попыток представить, что о них думают окружающие, индивиды анализируют свою поведенческую модель и личностные характеристики, стремясь выявить, каким образом они воспринимаются обществом. Такой анализ приводит к формированию более глубокого понимания собственной личности. В подростковом возрасте самооценка часто проявляется через самокритику, молодые люди осознают наличие у себя негативных качеств, чувствуют вину за все трудности, связанные с общением с окружающими, и стремятся устранить собственные недостатки. Представления такого рода имеют существенное значение в процессе самовоспитания, ибо, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся раньше, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же подростки сами приходят к пониманию нежелательных черт своего характера, это может сыграть значимую роль в процессе самовоспитания.
Разумеется, возрастные психологические особенности по-разному выражены у разных подростков. Одна или несколько черт личности могут быть развиты более других, то или иное свойство может оказаться доминирующим. Эти черты или свойства могут быть определяющими в общем поведении или в отдельных поступках. Изолированное рассмотрение одной или отдельных психологических особенностей не дает глубокого представления о личности в целом, конкретные особенности личности могут быть понятны в органической связи ее черт друг с другом, т.е. необходимо учитывать соотношение возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет оптимальным образом организовывать процесс их воспитания.
В этой возрастной фазе ключевое значение приобретает стремление подростков определить свою роль в обществе. Это стремление выступает главной движущей силой их поведения, когда у подростков начинается активный процесс общественного самовыражения и особенно сильное стремление занять определенное место в социальной среде. Все это, в свою очередь, стимулирует у подростков желание разобраться в собственной личности, вызывая чувство ответственности и критического взгляда на себя и окружающих.
Дети подросткового возраста вполне способны к самостоятельной организации своей деятельности, решению важных вопросов повседневной жизни. Для них характерно развитие чувства долга, ответственности за поступки. В то же время у подростков нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества. отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и сдержанность.
Вопросами особенностей самосознания подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги. Среди них И.В. Арендачук, И.С. Бубнова, М.В. Бут-Гусаим, А.В. Замотаева, О.А. Идобаева, Ж.Г. Куповых, В.С. Мухина, Д.А. Павлишина, В.И. Рерке, В.В. Столин, И.Д. Сулимова, В.В. Сульдина, С.М. Сущева, Т.Е. Федосеева И.И. Чеснокова, и др.
Исходя их всего вышесказанного, серьезность изучения проблемы самосознания не подлежит сомнению. Эта проблема всегда была и будет актуальной для каждого человека, тем более для подростка, юноши, совершающих переход из сказочного мира детства в реальный мир взрослых, такой непонятный для них.
Наиболее интенсивно самосознание развивается в подростковом возрасте, периоде наиболее кризисном и переломном.
Поэтому исследование самосознания подростков является особенно актуальным.
Цель дипломной работы: развитие самосознания в старшем
подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть самосознание как психологический феномен.
2. Определить особенности самосознания подростков.
3. Выявить уровень самосознания подростков.
4. Разработать комплекс занятий по развитию самосознания для старших подростков.
5. Оценить эффективность комплекса занятий по развитию самосознания для старших подростков.
Объект исследования: самосознание подростков.
Предмет исследования: динамика развития самосознания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у подростков мужского пола такое структурное звено самосознания, как «половая идентификация» менее депривировано, чем у подростков женского пола.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы по теме исследования; сравнение; обобщение.
• эмпирические: Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов).
• методы качественно-количественного анализа: сравнение
процентных долей.
База исследования: средняя школа № ХХ г.Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
В нашей выпускной квалификационной работе была освещена весьма актуальная тема, связанная с процессами формирования самосознания у лиц старшего подросткового возраста. В рамках теоретической части исследования проанализировано понятие самосознания индивида, что подразумевает уяснение им своей индивидуальности и определение своей роли в мире. В области психологических наук самосознание трактуется как комплекс представлений человека о себе, его восприятие своего «Я» в контексте активной жизнедеятельности, что способствует формированию устойчивого самообраза.
Мы провели анализ разнообразных подходов к исследованию особенностей самосознания личности в международной психологии, обнаружив, что подходы к толкованию этой темы разнообразны и многочисленны.
Мы также изучили вопрос самосознания в современной отечественной психологии. Самосознание представляет собой незаменимую характеристику развитой личности, оно не заложено на генетическом уровне, не возникает автономно и требует определенных условий для своего формирования.
Феномен подросткового самосознания проявляется через аспекты, такие как оценка личных качеств, стремление к улучшению, интроспекция и осознание собственной ценности. В этом возрасте молодые люди активно ищут ответы на вопросы о своих успехах и жизненных амбициях.
Многочисленные научные работы подтверждают, что в переходном возрасте проходит глобальная трансформация человека как в плане психоэмоционального, так и в аспекте физиологического развития. В период переходного возраста у индивида складывается жизненная цель, к которой он стремится в дальнейшем.
В практической части работы мы провели исследование, которое проходило в несколько этапов:
I этап - подбор диагностического инструментария.
II этап - определение уровня развития самосознания у подростков.
III этап - разработка и реализация комплекса занятий, направленного на повышение уровня самосознания подростков
Исследовательская работа проходила в учебном заведении города Красноярска, где с участием 20 юношей и девушек подросткового возраста.
Для исследования мы использовали проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов).
Исследовательская работа осуществлялась в рамках учебного заведения в г.Красноярске. В ней участвовали двадцать учеников из 9 «б» класса. Результаты показали, что самооценка участников данного исследования оказалась подверженной влиянию извне, наименее устойчивым является такой компонент самосознания как «половая идентификация».
Также мы определили, что в данной группе на формирование структурных звеньев самосознания оказывают значительное влияние общение со сверстниками и родителями.
В параграфе 2.3 мы представили комплекс занятий, направленного на повышение уровня самосознания подростков по развитию самосознания.
В процессе разработки дипломной работы мы успешно реализовали поставленные задачи:
1. Рассмотрели самосознание как психологический феномен.
2.Определили особенности самосознания подростков.
3. Выявили уровень самосознания подростков.
4. Разработали комплекс занятий по развитию самосознания для старших подростков.
5.Оценели эффективность комплекса занятий по развитию самосознания для старших подростков.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология учебник для студентов ВУЗов. Екатеринбург: Деловая книга, 2009. 324 с.
2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 2001. 245 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.:
Просвещение, 2005. 172 с.
4. Бондарева П.Г. Особенности формирования образа «Я» в
подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2021. №3.
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-formirovaniya-obraza-ya-v
podrostkovom-vozraste (дата обращения: 10.03.2024).
5. Гайда В.К., Захаров, В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 643 с.
6. Гуревич K.M. Надежность психологических тестов.
Психологическая диагностика. Ее проблемы и методы. М.: 2005. 176 с.
7. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в психологии и педагогики: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2006. 167 с.
8. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 2009. 341 с.
9. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН, 2002. 53 с.
10. Едиханова Ю.М. Особенности самосознания как фактор развития
личностного потенциала подростков и юношей // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samosoznaniya-kak-faktor-razvitiya- lichnostnogo-potentsiala-podrostkov-i-yunoshey (дата обращения: 18.03.2024).
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности . СПб.: Питер, 2000. 216 с.
12. Захарова А.В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. Минск, 2003. 251 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группа х/общие и возрастные особенности/: учеб. пособие-2-е изд. Минск.: 2012. 342 с.
14. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2009. 179 с.
15. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. СПб.: Питер, 2002. 375 с....40