ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Основы организации проектно-исследовательской деятельности по истории учащихся средней школы 13
1.1. Понятие метода проекта и принципы проектно-исследовательской технологии в педагогической литературе 13
1.2 Цели и особенности проектно-исследовательской деятельности по истории в научной и методической литературе 18
Глава II. Исторические аспекты изучения темы «Купечество Алтая во второй половине XIX в.» 29
2.1 Историография истории российского купечества второй половины XIX в 29
2.2 Историография истории купечества Алтая во второй половине XIX в. 41 Глава III. Практическое применение методики проектно-исследовательской деятельности на примере изучения купечества Алтая второй половины XIX века 53
3.1 Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по истории в школе (на примере темы «Купечество Алтая второй половины XIX века») 53
3.2 Методические аспекты применения средств и форм проектно¬исследовательской деятельности учащихся при изучении темы: «Купечество Алтая во второй половине XIX в.» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 1 75
Приложение 2 78
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить необычные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.
Радикальные изменения, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы.
Актуальность данной темы в том, что важным элементом воспитательного процесса является формирование чувства патриотизма и гордости на примере исторического прошлого своей страны.
Интересной и важной в этом отношении является тема купечества на Алтае, демонстрирующей исторический опыт многогранной деятельности данного дореволюционного буржуазного сословия в таком уникальном регионе не только Сибири, но и России. Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования, обозначенных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования - компетентностный подход. Данный подход взаимосвязан с созданием профильной школы, поскольку профильную ориентацию сейчас рассматривают не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления дальнейшего обучения, но и как работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению степень изученности проблемы.
Содержание образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.
В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения.
Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических метод.
В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
Включение метода проекта в образовательный процесс сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, дано не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам. Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость - качества присущие современным гражданам России.
Степень изученности проблемы. Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены многие исследования. В исследовании H.A. Алексеева представлено авторское понимание личностно-ориентированного обучения. В качестве ключевой в организации личностно-ориентированного обучения выделяется проблема проектирования авторской педагогической технологии. Предлагается обобщенный алгоритм осуществления данной деятельности. В своем исследовании автор показывает его реализацию до уровня практической организации урока, оригинальные решения по классификации учебных предметов, по вопросам предметно-методической презентации учебных дисциплин, организации единого личностно-ориентированного пространства обучения и др. [4, c.36]
В.В. Гузеева рассматривает основной инструментарий учителя, дает классификации методов обучения и организационных форм уроков в их взаимосвязи [17].
В труде Г.Л. Ильина, среди многообразий теорий, концепций, принципов образования конца ХХ века выделяются три основные идеи - непрерывное образование, педагогическая парадигма и различие обучения и образования. Хотя в педагогических трудах они фигурируют отдельно, в действительности взаимосвязаны: непрерывное образование, отличаясь от традиционного, «конечного», потребовало нового понимания педагогической реальности, новой парадигмы обучения и образования. Новая парадигма проявилась в смещении внимания с деятельности педагога на деятельность учащегося, а также появлении таких понятий как субъект - субъектное отношение, личностно-ориентированное образование, образовательная траектория учащегося. Образование перестало выступать объединением обучения и воспитания, т.е. способами воздействия на учащегося, а непрерывное личностное образование выступило самостоятельной жизнедеятельностью учащегося, отличной от его общения с педагогом, преподавателем [22].
Е.С. Полат, знакомит с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания [44, с. 117].
Г.К. Селевко дает научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывает его сложность и многогранность, предлагает классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа. Он рассматривает обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса. Исследователь раскрывает внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии .
И.Д. Чечель рассматривает проблемы организации учителем исследовательских проектах учащихся. Этот метод освобождает учителя от обязанностей всезнающего оракула, превращая его в помощника и консультанта школьников, которые в свою очередь становятся активными участниками процесса «обучения-учения». Еще одна важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности [63].
Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работе Н.В. Матяш. Автор раскрывает теоретико-методологические аспекты проектной деятельности школьников. Раскрыто современное понимание проектного метода обучения школьников, его психологической сущности и междисциплинарного характера использования в образовательном процессе, представлены общие приемы активизации мыслительной деятельности школьников в процессе учебного проектирования, показана возрастная динамика становления проектной деятельности школьников [31, с.74].
В работе НЮ. Пахомовой рассматривается метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. В ее пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе [39, с. 53].
Автор проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
И.С. Сергеев отмечает, что впервые методику организации проектной деятельности по истории и обществознанию употребил в 1908 году Д. Снедзен - заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале XIX века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Американские педагоги считали, что практическое обучение является основой обучения будущих фермеров. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщенное название «домашний проект». Так возникла методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию. В 1911 году Бюро воспитания США узаконило проектную деятельность [52].
Н.В. Матяш пишет о методе проектов, который начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон- план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты кооперируясь с другими учениками и обращаясь к учителю за консультацией. Через определенные промежутки времени он отчитывался, «защищал» свой проект. В рамках Дальтон - плана целью образования оставалось приобретение суммы знаний без учета их насущной необходимости ребенку [32, с. 112].
Е.С. Полат считает, что теория и практика проектной деятельности по истории и обществознанию начала активно развиваться в конце XIX - начале XX веков. По их мнению метод проектов зародился во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики» [44, с. 91].
В педагогической энциклопедии, у И.А. Колесниковой, М.П. Горчаковой-Сибирской и у Б. Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода [27, с.88].
В.Х Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на наивысшие ступени. Практически метод проектов на этом этапе представлял собой обучение через организацию «целевых актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования [24, с.69-70].
Связь приобретенных знаний с новой целью - один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект».
В России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике организации проектной деятельности по истории и обществознанию старшеклассников формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту проектной деятельности. В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такое определение, как исследовательский. После перевода в России в 1925 г. перевода книги В.Х. Килпатрика учебное проектная деятельность по истории и обществознанию старшеклассников получила широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности.
А.М. Новиков пишет о том, что в СССР в первые годы советской власти методика организации проектной деятельности частично применялась в практике опытных и некоторых частных школ, однако метод был осужден в постановлении ЦПВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» так как не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. Однако в советское время в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились иногда мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов. И только в 1980-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации [38, с.66].
Таким образом, на основании анализа использованной литературы можно сделать вывод, современных исследований по данной теме недостаточно магистерская диссертация восполняет этот пробел.
Объект исследования __ образовательная практика учителя истории в реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Предмет исследования __ методика проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере изучении купечества на Алтае во второй половине XIX в.).
Цель работы - проанализировать средства и формы организации проектно-исследовательской деятельности в изучении купечества на Алтае XIX века в старших классах.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие метода проекта и принципы проектно-исследовательской технологии в педагогической литературе;
2) определить цели и особенности проектно-исследовательской деятельности по истории в научной и методической литературе;
3) проанализировать историографию по истории российского и алтайского купечества во второй половине XIX в.
4) определить педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по истории в школе (на примере темы «Купечество Алтая во второй половине XIX в.»;
5) охарактеризовать методические аспекты применения средств и форм проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении темы: «Купечество Алтая во второй половине XIX в.».
Теоретическая значимость работы - уточнено содержание понятия «проектно-исследовательская деятельность» по истории; выявлены особенности содержания и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении темы «История купечества Алтая во второй половине XIX века», разработана серия уроков проектно-исследовательской деятельности по теме «История купечества Алтая во второй половине XIX века».
Практическая значимость - применение методики проектно-исследовательской деятельности на уроках истории по теме «Купечество Алтая во второй половине XIX в.». в старших классах средней школы.
Методология и методы исследования базируются на системном подходе с применением методов проектной деятельности для изучения истории в старших классах средней школы. В данном исследовании применялся принцип историзма, объективности, анализ исторических источников, сравнительный метод. Были применены общенаучные методы: логический, хронологический, системный.
Новизна и сфера применения работы - использование метода проектов в изучении темы «Купечество на Алтае во второй половине XIX века» в старших классов средней школы.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В данной магистерской диссертации рассматривался вопрос изучения и применения проектной технологии при обучении истории в старших классах средней школы, на примере истории купечества Алтая во второй половине XIX века. Данная работа актуальна, так как имеет важность воспитательного процесса, который в свою очередь формирует чувство патриотизма и уважения на примере исторического прошлого своего края.
Реализации цели дипломного исследования способствовало решение следующих задач:
1) охарактеризовать понятие метода проекта и принципы проектно-исследовательской технологии в педагогической литературе;
2) определить цели и особенности проектно-исследовательской деятельности по истории в научной и методической литературе;
3) проанализировать историографию проблемы купечества Алтая во второй половине XIX в.
4) определить педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по истории в школе (на примере темы «Купечество Алтая во второй половине XIX в.»;
5) охарактеризовать методические аспекты применения средств и форм проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении темы: «Купечество Алтая во второй половине XIX в.».
Метод проектов является совокупностью приемов овладения определенной областью практических или теоретических знаний. Принципы обучения методом проекта заключаются в его диалогичности, проблемности, контекстности, интегративности. При выборе проектно-исследовательской технологии рассматриваются различные этапы: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы процессе обновления образования важной становится задача личностно-ориентированного подхода к выполнению учащимся проекта в ходе которого учащийся приобретает новые знания, а также исследовательские навыки, в результате выполнения проекта учащийся получает не только разрешение проблемы но и личностную самореализацию.
Целями проектно-исследовательской технологии являются: развитие исследовательских умений, анализ проблемной ситуации, выявление проблемы, осуществление отбор и необходимой информации из литературы, развитие умения проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку обобщать делать выводы. Также проектно-исследовательская технология способствует развитию умения не только высказывать свою точку зрения, но и понять другую, выслушать полностью противоположную
своей.
История купеческого сословия России - тема слабоизученная. Изучение истории купечества России периода капитализма еще только начинается. При этом следует отметить, что большинство исследователей разрабатывают в основном проблемы благотворительности, менталитета, общественной деятельности гильдейцев. Сейчас этот историографический пробел постепенно восполняется. В отечественной историографии был затронут ряд проблем по истории купечества как России и Сибири в целом, так и Алтая, во второй половине XIX - начале XX в.: рассмотрены предпринимательская деятельность купечества в отдельных сферах, динамика численности сословия, исследованы социальное и географическое происхождение сибирских купцов, купеческая семья, роль купечества в жизни сибирских городов, прослежены судьбы отдельных купеческих семей и участие гильдейцев в общественной и культурной жизни региона.
Во время апробации практической части исследования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края в нами было предложена тема «Купечество Алтая во второй половине XIX века» в рамках факультативного курса «История Алтайского края» ученикам 10 класса.
Как показали результаты проведенной работы, применение проектного метода на уроках и в процессе внеклассной работы это перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
В результате исследования уточнено содержание понятия «проектно-исследовательская деятельность» по истории; выявлены особенности содержания и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении темы «История купечества Алтая во второй половине XIX века», применен метод проектно-исследовательской деятельности по теме «История купечества Алтая во второй половине XIX века».
Таким образом, поставленные в работе задачи полностью выполнены, и работа представляет собой законченное исследование, в результате которого была достигнута основная цель - анализ средств и форм организации проектно-исследовательской деятельности в изучении купечества на Алтае XIX века в старших классах.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
3. Рабочая программа по истории Алтайского края для 10 класса (профильный уровень) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
4. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики [Текст]: Монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. - 216 с.
5. Берлин, П. А. Русская буржуазия в старое и новое время / П.А. Берлин.- М., 1922.
6. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. - 691 с.
7. Боханов, А. Н. Российское купечество в конце XIX - начале XX века [Текст] / А.Н. Боханов // История СССР. -1985. - № 4. - С. 107.
8. Бойко, В.П. Купечество Западной Сибири в конце XVIII-XIX в. Очерки социальной, отрас- левой и ментальной истории [Текст] : монография / В.П. Бойко / под. ред. В.П. Зиновьева. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2009. - 308 с.
9. Валясэк, Б.Метод проектов как творческая работа педагога [Текст] / Б. Валясэк // Управление школой. - 2004. - № 9. - С. 19-23.
10. Веселовский, Б. Б. История земства за сорок лет. - Т. 1-4. СПб., 1909-1911.
11. Гавлин, М.Л. Роль центра и окраин Российской империи в формировании крупной московской буржуазии в пореформенный период [Текст] / М.Л. Гавлин // Исторические записки. - М., 1973.- С. 336-355.
12. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника [Текст] : Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 224 с.
13. Гиндин, И.Ф. Русская буржуазия в период капитализма, ее развитие и особенности [Текст] / И.Ф. Гиндин // История СССР. - 1963. - №2. - С. 80.
14. Гончаров, Ю. М. Социально-правовое положение купеческого сословия во второй половине XIX - начале XX в. [Текст] / Ю.М. Гончаров // Известия Алтайского государственного университета. - 1988. - №. 3. - С. 48¬57.
15. Гришина, Д.В. Использование метода проектов в преподавании истории в школе [Текст] / Д.В. Гришина // Инновации, технологии, наука. - Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - 248 с.
16. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
17. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до технологии [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1996. - №4. - C. 61-70.
18. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
19. Демчик, Е.В. Социальный состав предпринимательских слоев городского населения Сибири (по материалам Всесоюзной переписи населения 1926 г.) [Текст] / Е.В. Демчик // Аграрное и демографическое развитие Сибири в контексте российской и мировой истории. ХУ11 - ХХ вв.: Матер. Всесоюз. науч. конф. - Новосибирск, 1999. - С.160-162
20. Дихтяр, Г. А. Внутренняя торговля в дореволюционной России / Г.А. Дихтяр. - М., 1960.
21. Зуева, Е. А. Численность сибирского купечества [Текст] / Е.А. Зуева // Роль Сибири в истории России. - Новосибирск: Издательство НГУ, 1993. - С. 47.
22. Ильин, Г.Л. Проективное личностное образование в теории и реальной жизни [Текст] / Г.Л. Ильин //Школьные технологии. - № 4 .- 2015. С. 3-10
23. История Алтая в документах и материалах. Конец XVII - начало ХХ века. Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1991. - 352с.
24. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст] : Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
25. Каган, М.С. Философская теория ценности [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис". - Режим доступа: http://www.logic-books.info/kagan. filosofskaya teoriya cennosti.pdf 18 Apr 2018 09:31:34.
26. Кафенгауз, Л. Б. Эволюция промышленного производства России [Текст] / Л.Б. Кафенгауз. - М.: Эпифания, 1994. - 848 с. (Серия "Памятники экономической мысли")
27. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
28. Кусова, И. Г. Рязанское купечество: Очерки истории XVI - начала XX в. [Текст] / И.Г. Кусова. - Рязань: Изд-во РГУ, 2009. - 204 с.
29. Лаверычев, В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-1900 гг.). / В.Я. Лаврычев. - М., 1974.
30. Мариупольский А.М. Винокурение и виноторговля Западной Сибири в период действия акцизнойсистемы (1863-1902 гг.) [Текст]
/ А.М. Мариупольский. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. - 158 с.
31. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учеб пособие / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2014 - 160 с.
32. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285 с.
33. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства [Текст] / Б.Н. Миронов. - Т. 1-2. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. - 706 с.
34. Мирский Д.П. Россия: социальная история [Электронный ресурс] / Д.П. Святополк-Мирский // Евразия. - Режим доступа: http://docplayer.ru/36017692-D-P-svyatopolk-mirskiy.html 23 марта 2018 13:45:20
35. Наумова, Т.В. Системный подход как основа в исследовании человеческой деятельности [Текст] / Т.В. Наумова, М.С. Каган // Вестник Челябинского Государственного университета. - № 32. - 2008. - С. 122.
36. НарДова, В.А. Городское самоуправление в России в 60 - 90-х годах XIX в. Правительственная политика [Текст] / В.А. Нардова. - Л., Наука, 1994. - 260 с.
37. Нифонтов, А.С. Формирование классов буржуазного общества в русском городе второй половины XIX в. (По материалам переписей населения г. Москвы в 70-90-х годах XIX в.) [Текст] / А.С. Нифонтов // Исторические записки. - М., 1955. - С. 239-250
38. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности) [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.
39. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
40. Пелагейченко, Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований [Текст] / Н.Л. Пелагейченко // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - № 7. - 2012.- С. 7-9.
41. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 79. С. XXI.
42. Полат, Е.С. Как рождается проект М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова / Е.С. Полат. - М.: Академия, 1995. - 223 с.
43. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003.- 272 с.
44. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. - М.: Академия, 2004- 280 с.
45. Потанин, Г.Н. Алтай : [отрывок] // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала XX веков [Текст] / сост. В. А. Скубневский и др. ; редкол.: В. А. Скубневский (отв. ред.) и др. - Барнаул : АКУНБ, 2005 - Т. 1. - С. 300-332.
46. Предпринимательство на Алтае. XVIII в. - 1920-е годы / Сборник статей. - Барнаул.1993.
47. Приселков, М. Д. Купеческий бытовой портрет XVIII-XX вв. / М.Д. Приселков. - Л.: 1925.
48. Рабинович, Г. X. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX- начала XX в. [Текст] / Г.Х. Рабинович. - Томск, 1975.
49. Резун, Д. Я. Сибирское купечество [Текст] : [XVIII - XIX вв. Приводятся примеры по Бийску] / Резун Д.Я. // Экономика и орг. пром. пр -ва. - 1993. - N 3. - С. 171-176.
50. Самарина Н. В. Донская буржуазия в период империализма (1900-1914 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ростов-на-Дону, 1984
51. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
52. Сергеев, И.С. Освоили метод проектов.. Что дальше? [Текст] / И.С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. - № 9.¬2005. - 20 с.
53. Сеф, С.Е. Буржуазия в 1905 году по неизданным архивным материалам / С.Е. Сеф. - M.-Л., 1926.
54. Скубневский В.А. Барнаул купеческий [Текст] / В.А. Скубуневский // Алтай. - 1994. - № 4. - С. 141-148.
55. Скубневский, В.А. Купечество Алтая второй половины XIX начала XX в [Текст] / В.А. Скубневский В.А., А.В. Старцев, Ю.М. Гончаров.
- Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 241 с.
56. Скубневский, В.А. Предприниматели Алтая. 1861 - 1917.
Энциклопедия предпринимательства. [Текст] / В.А. Скубневский В.А., А.В. Старцев, Ю.М. Гончаров. - Барнаул, 1996.
57. Скубневский, В.А. Духовный мир барнаульского купечества конца XIX - начала XX в. [Текст] / В.А. Скубеневский // Журнал «Сибирский рассвет». Литература и журналистика Алтая в социальной и культурной жизни Сибири: Материалы музейной научно-практической конф. Барнаул, 1999. - С. 92-93.
58. Старцев, А.В. Торговля предпринимателей Алтая с Монголией и Китаем во второй половине XIX - начале XX в. [Текст] / А.В. Старцев. - Барнаул, 1993. - С. 93-112.
59. Старцев, А. В. Торгово-промышленное законодательство и социально-правовой статус предпринимателей в России в XVIII - начале XX в. [Текст] / А.В. Старцев // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX вв.). - Барнаул,1995. - С. 11.
60. Старцев, А. В. Торгово-промышленная фирма Морозовых
[Текст] / А.В. Старцев // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. XVIII -1920-е гг. - Вып. 2. - Барнаул, 1997. - С. 66-67.
61. Walkin J. The Rise of Democracy in Pre- revolutionary Russia. Political and Social Institution under the Last Czars. New York, 1962. P. 95-96.
Цит. по: Разгон В.Н. Современная американская и английская историография российской буржуазии. Барнаул, 1988.
62. Черменский, Е. Д. Буржуазия и царизм в революции 1905-1907 гг. / Е.Д. Черменский. - М.-Л., 1939.
63. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы.- № 4.- 1998. - С. 3-10.
64. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С.Т. Шацкий.- М.: Педагогика, 1980.- 304 с.
65. Шевченко, Н.И. Технология обучения в старшей школе [Электронный ресурс]. - http: //wwwreseacher.ru. Дата обращения: 15.04.2018
66. Шепелев, Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине 19 в.
[Текст] / Л.Е. Шепелев. - М.: Наука, 1 991. - 276 с.
67. Щеглова, Т.К. О движении алтайских товаров на Ирбитской ярмарке во второй половине Х1Х-начале XX в. [Текст] / Т.К. Щеглова // Предпринимательство в Сибири: Материалы науч. конф. - Барнаул, 1994.
68. ЯДринцев, Н. М. Письма Николая Михайловича Ядринцева к Г. Н. Потанину / Н. М. Ядринцев. - Красноярск: Изд. ред. журн. «Сибирские записки». - 1918. Вып. 1: (С 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 г.). - 1918, 232 с.