Введение 3
1. Психолого-педагогические основания проектирования системы
мониторинга учебной успешности студентов 10
1.1. Педагогический мониторинг и его сущностные характеристики 10
1.2. Учебная успешность студентов как динамическая модель результатов
их подготовки 19
1.3. Структурно-функциональная модель системы мониторинга 23
2. Методика реализация модели системного мониторинга успешности
студентов в образовательном процессе вуза 31
2.1. Организационно-педагогические условия реализации системного
мониторинга 31
2.2. Основные методы и средства системного мониторинга успешности
студентов в образовательном процессе вуза 39
2.3. Результаты реализации модели мониторинга учебной успешности
студентов в институте математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева 42
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы является повышение качества подготовки студентов, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Успешность обучения является компонентом успеха вузовской жизнедеятельности.
Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к его качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.
Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования» и др.
В соответствии со статьей 2 «Закона об образовании в Российской Федерации» «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Анализ содержания федеральных государственных образовательных стандартов уровневого высшего профессионального образования (ФГОС ВО) позволяет сделать вывод, что приоритетной задачей управления качеством образования на современном этапе выступает оценка качества освоения основных образовательных программ. Согласно ФГОС ВО, «высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем ... разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников» (пункт 8.1); «оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников» (пункт 8.2); «конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения» (пункт 8.3).
Контроль качества образования неизбежен и приобретает характер мониторинга, постоянного отслеживания результатов образования, хода образовательного процесса, необходимого для систематической корректировки целей, мероприятий по их реализации. Главное, чтобы контроль при его систематичности был оптимальным, не был избыточным, учитывал предыдущие результаты контроля работы преподавателя, студента, учебной группы, структурного подразделения.
Согласно исследованиям А.И. Майорова, мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [8]. Мониторинг по сравнению с другими методами исследования динамики уровня освоения позволяет не просто регистрировать состояние системы в данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений [9].
Проблема мониторинга качества учебной деятельности отражена в работах: А. Г. Бермус, Г. А. Бордовского, Е. И. Сахарчука, Б. С. Гершунского, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Д. Вилмса, А.Н. Майорова, В.К. Федюкина, В.Д. Дурнева, А. И. Севрук, С. А. Юниной, Т. Лукиной, Л.В. Шкериной, С.В. Шандыбо, Е.А. Галкиной, Г.С. Саволайнен. Идея мониторинга активно разрабатывается многими учеными - А. С. Белкиным, В. Д. Жаворонковым, В. А. Кальней, А. А. Орловым и другими.
Один из основоположников данной идеи А. С. Белкин определил мониторинг как «процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения».
Термин «успешность обучения», впервые употребленный в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» [1935], в 1991 году более подробно разработан и рассмотрен Н.И. Мешковым. В настоящее время под термином «обучение» в высшей школе понимается целенаправленный, управляемый, регламентированный учебными программами и планами процесс активного формирования у студентов профессиональных знаний и соответствующих умений и навыков, личностных качеств.
Однако, несмотря на большой объем научно-педагогических, методических источников по вопросам организации и проведения мониторинга качества образования и успешности обучения, проблема оценивания качества учебного процесса в высшем учебном заведении полностью не исчерпана и требует дальнейшего научного изучения и реализации в образовательной практике.
Проведенный анализ позволил нам выявить следующие противоречия:
- между востребованностью вузов с системах эффективного мониторинга новых образовательных результатов в формате ФГОС ВО и отсутствием таких систем;
- между достаточной изученностью психолого-педагогических основ системы мониторинга в условиях реализации знаниевой парадигмы и отсутствием его новых положений, отвечающих требованиям ФГОС ВО;
- между востребованностью новых методик мониторинга результатов обучения и отсутствием методик и методических рекомендаций для его результативной реализации.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: создать систему мониторинга успешности студентов и апробировать ее в условиях конкретного высшего учебного заведения.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и методическая неразработанность послужили основанием выбора темы исследования: «Система мониторинга учебной успешности студентов на примере профиля «Математика и информатика» КГПУ им. В.П. Астафьева».
Цель исследования: спроектировать и обосновать систему мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза и подтвердить ее результативность в образовательном процессе вуза.
Объект исследования: образовательный процесс вуза (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева).
Предмет исследования: модель системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза и методика ее реализации.
Гипотеза исследования: система мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза будет решать свои основные задачи в условиях реализации ФГОС ВО, если:
- на теоретическом уровне - определены психолого-педагогические основы системного мониторинга в условиях реализации ФГОС ВО;
- на научно-методическом уровне - создана модель системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза;
- на практическом уровне - разработана и внедрена в образовательный процесс методика реализации модели системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основания системы мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза в условиях реализации ФГОС ВО.
2. Выявить основные принципы системного мониторинга успешности студентов и сформулировать требования к предмету ее мониторинга.
3. Создать модель системы мониторинга успешности студентов в институте математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева.
4. Разработать и апробировать методику реализации модели системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены психолого-педагогические подходы к моделированию системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза;
- выделены принципы системного мониторинга и разработана его структурно-функциональная модель;
- определены критерии и уровни успешности студентов в образовательном процессе вуза (низкий, средний, высокий);
- разработана методика системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза, основанная на измерении анализе учебной успеваемости студентов в течение 5 лет обучения.
База исследования: институт математики, физики и информатики, студенческая группа набора 2011 года в количестве 29 человек.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, показаны противоречия, обусловливающие выбор проблемы, определены объект, предмет, цель исследования, сформулированы гипотеза и задачи работы, методологическая база, определены научная новизна и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Психолого-педагогические основания проектирования системы мониторинга учебной успешности студентов» проводится теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы. Даны понятия «педагогическому мониторингу» и его характеристикам и «успешности студентов». Описана модель проведения мониторинга качества подготовки студентов в вузе. Определены основные методы и средства системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза.
Во второй главе «Методика реализация модели системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза» идет речь о практической реализации в образовательном процессе вуза технологии организации и реализации мониторинга успешности студентов, апробации предлагаемых методических решений. Описаны организационно-педагогические условия реализации системного мониторинга и основные методы и средства системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены результаты, сформулированы выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, определены перспективы дальнейших исследований.
Библиографический список содержит основные публикации по проблеме исследования в количестве 74 источника.
Новые требования к качеству образования в условиях перехода к обучению на основе Федеральных государственных образовательных стандартов определили проблему обеспечения оценки качества учебной деятельности. Это позволило отнести разработку мониторинга учебной успешности студентов к разряду актуальных проблем.
На основе анализа психолого-педагогической теории удалось выяснить следующее:
1. Проблема использования мониторинга в образовательном учреждении актуальна, так как мониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; в- третьих, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых, прогнозирует перспективы развития образовательного учреждения.
2. Успешность обучения включает в себя успешное прохождение студентов по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность. Проблему учебной успешности отождествляют с проблемой эффективности обучения. В результате обучения студент усваивает некоторые комплексы знаний, умений, навыков, из чего делается заключение о необходимости по возможности точнее описать и измерить усвоение как внешне контролируемый факт дидактического процесса, как само содержание дидактического процесса и как познавательную деятельность студента, направленную на овладение некоторой информацией. Проблема определения эффективности обучения, таким образом, сводится к тому, чтобы найти способы измерения качества усвоения знаний, умений, навыков.
3. Для получения управленческой информации, необходимо иметь операционную модель качества подготовки будущего учителя. Построение этой модели необходимо начинать с конкретизации глобальных целей обучения, описанных в стандартах специальностей. Необходимо их переформулировать диагностично. Только такая постановка целей позволит разработать достаточно полную модель качества подготовки будущего учителя и механизмы его диагностирования.
Проведенное исследование по проблеме мониторинга учебной успешности студентов в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой позволило получить следующие результаты:
1. Конкретизировано понятие системы мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза в условиях реализации ФГОС ВО.
2. Выявлены основные принципы системного мониторинга успешности студентов и сформулированы требования к предмету ее мониторинга.
3. Разработана модель системы мониторинга успешности студентов в институте математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева.
4. Разработана и апробирована методика реализации модели системного мониторинга успешности студентов в образовательном процессе вуза среди студентов института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева.
Обобщив, полученные в результате анализа данные можно сделать вывод, что мониторинг учебной деятельности дает возможность получить реальную информацию об обученности студентов по различным дисциплинам, изменении этих результатов, организации и эффективности работы в течение учебного года.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
В заключении отметим, что не все аспекты проблемы измерения и оценивания учебной успешности студентов - будущих учителей математики изучены нами в полной мере. К настоящему времени имеется ряд работ по теме исследования и, определяя перспективу дальнейшего исследования, мы видим продолжение работы в направлении разработки методической системы мониторинга учебной успешности студентов.
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/ Б.Г. Ананьев. Д.: Изд. Института мозга, 1935. 146с. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. - Д.: ЛГУ, 1968.-341с.
2. Атанасян, С. Л. Особенности оценки качества подготовки студентов в условиях комплексной информатизации педагогического вуза / С. Л. Атанасян // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 4. - С. 58-63.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методич. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
6. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
7. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический
мониторинг//Информатика и образование, 2000.№8 с: 18-21.
8. Буркова Н.Г. Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2008. 48 с.
9. Васильева Е.Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2008. - №8. - С. 24-34.
10. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
11. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования// Высшее образование в России, 2010. №5. С. 32- Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. Леднева В.С., Никандрова Р.Д., Рыжакова М.В. М.: МПСИ, 2002. 382 с.
12. Виленский, В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман / Под общ. ред. В.А. Сластенина. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 192с.
13. Гаффорова Е. Проблемы формирования целей вузовской системы качества / Гаффорова Е., Балабан В., Кравченко И. // Стандарты и качество. 2002. -№ 4.- С. 38-40.
14. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 387 с.
15. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан, гос. технол. ун-т. Казань, 2004. - 212с.
16. Евгеньев, Д.Н. Педагогический мониторинг в вузе: сущность, структура, со- держание / Д.Н. Евгеньев, В.Н. Герасимов // Философия образования. - 2013. № 6 (51). - С. 204-214.
17. Егоров И.В. Динамика взаимосвязи выраженности некоторых самооценочных социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза / И.В. Егоров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2007. - № 2 (17). - С. 38-50.
18. Елисеева, И.И. Общая теория статистики: Учебник. 4-е издание/ Под ред. И.И. Елисеевой - Москва: Финансы и Статистика, 2002 - 480 с. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для ВУЗов. 10-е издание - Москва: Высшая школа, 2004. - 479 с. Общая теория статистики: Учебник. 3-е издание/ Под ред. Р.А. Шмойловой - Москва: Финансы и Статистика, 2002 - 560 с.
19. Земцова В.И. Формирование методической компетентности студентов по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: ЧГПУ, 2014. №1. С. 93-104.
20. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 42 с.
21. Зорина Л.Я. Системность качество знаний. - М., Педагогика, 1976.
22. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993. 219 с.
23. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе. 2002. - № 1. - С. 23-27.
24. Ким Н. Ф. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 535-537.
25. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000.-224 с.
26. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. 194 с.
27. Крутов, В. И. Основы научного исследования / В. И. Крутов. - М.: Высшая школа, 1989. - 399 с
28. Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика: научно-методический журнал. - 2009. - Т.15. - № 4. - с. 314
29. Майоров А.И. Мониторинг и проблема информационного обеспечения управления образованием //Народное образование. - 2000. - №
8.
30. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - 432 с.
31. Мамонтова Т.С. Профессиоанльно-методическая компетентность будущего учителя математии. // Омский научный вестник. Омск, 2008. №5 С. 222-224.
32. Мартыненко М.В. Внутривузовский мониторинг как средство управления качеством образования: Дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. - 173 с.
33. Медведев В., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России, 2007. №11. С.46¬
34. Михалева Т.Г., Хлебников В.А. Проблемы оценки учебных достижений // Вопросы тестирования в образовании. — 2001. № 1. - С.62-71.
35. Молчанов И.Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием // Вопросы статистики. 2002. - №11. - С. 60-64.
36. Никитина, Н. Ш. Мониторинг качества подготовки специалистов в вузе / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 4. - С. 18-24.
37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
38. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / под ред. А. С. Белкина. - Екатеринбург: Екатеринбургский гос. пед. ун-т, 1995. - 22 с.
39. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Под ред. А. С. Белкина. — Екатеринбург, 1995. — 22 с.
40. Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. М.: Изд-во СГУ, 2008. 201с.
41. Панасенко А.Н., Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции будущего бакалавра-учителя математики // Инновации в непрерывном образовании: Красноярск, 2012, №4 - С. 59-63.
42. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография. М.: ИКАР, 2009. - 430 с.
43. Пульбере, А. И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно ориентированного образования / А. И. Пульбере // Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 33-35.
44. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с.
45. Русанов В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно- целевого управления, Дис. .доктора пед.наук. Барнаул,2000г.- 210с.
46. Сахарчук, Е. И. Принципы управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный контекст / Е. И. Сахарчук // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 1. - С. 65-69.
47. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. М.: ИЦПКПС, 2001. - 79 с.
48. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении/М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1982.-120 с.
49. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: ИЦ «Академия», 2003. 192 с.
50. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал, 2008. № 3. С. 122-131.
51. Строкова, Т. А. Мониторинг качества образования школьников / Т. А. Строкова // Педагогика. - 2003. - № 7. - С. 61-66.
52. Тарануха, С. Н. Инструменты повышения качества образования в вузе / С. Н. Тарануха, Н. Ф. Пижурина // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 120-125.
53. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 17 с.
54. Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных/ Ответственный редактор Г.С. Батыгин/ Ю.Н.Толстова,- М.: Наука, 1991.-112с.
55. Томильцев, А. В. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Томильцев Алексей Витальевич. - Екатеринбург, 1997. - 22 с
56. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
57. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
58. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
59. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня, 2004. №8. С. 34-41.
60. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. 2004. -№5.-С. 37-42.
61. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-65.
62. Человечкова И.Ю. Технология организации внутривузовского мониторинга успешности студентов.// «Проблемы современной науки и образования». 2016. №14 (56) (в печати).
63. Шихов, Ю. А. Мониторинг качества подготовки специалистов / Ю. А. Шихов // Высшее образование сегодня. - 2006.- № 2. - С. 54-55
64. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
65. Шкерина Л.В. Багачук А.В., Шашкина М.Б. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО Сибирский педагогический журнал. 2012. №7. С. 103¬110.
66. Шкерина Л.В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4. - С. 62 - 67.
67. Шкерина Л.В. Моделирование компетенций студентов в динамики их формирования // Психология обучения. 2012. № 8. С. 5 - 16.
68. Шкерина Л.В., Адольф В.А., Г.С. Саволайнен, М.Б. Шашкина, М.В. Литвинцева. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. Учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.
69. Шкерина Л.В., Литвинцева М.В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №2 - с. 123-127
70. Шкерина Л.В., Человечкова И.Ю. Портфолио как средство мониторинга профессиональных компетенций студента-будущего бакалавра- педагога. //Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №2 - с. 107-111
71. Шкерина Л.В., Шашкина М.Б. Измерение компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4.
72. Шкерина Л.В., Юшипицина Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио // Высшее образование сегодня. 2012. № 7. С. 19 - 27.
73. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., ШуваловаЕ.Б. Теория статистики : учебник для вузов / 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.
74. Яковлева А.Г. Определение показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики // Вестник ТГПУ. Томск, 2011. № 10. С. 38-40.