Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Смысловое чтение как инструмент подготовки к ГИА по дисциплине «История» учащимися основной средней школы

Работа №155133

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки изучения смыслового чтения как инструмента подготовки к ГИА учащихся основной средней школы
1 Читательская грамотность учащихся основной средней школы по результатам международных исследований 11
1.2. Методическое обеспечение развития смыслового чтения у учащихся
основной средней школы 20
1.3. Организация деятельности учителя по развитию навыков
смыслового чтения у учащихся основной средней школы 27
Глава II. Реализация механизма развития навыков смыслового чтения как инструмента подготовки ГИА по дисциплине «История» учащимися основной средней школы
2.1. Анализ требований ГОС, ФГОС и ГИА к уровню подготовки
учащихся основной средней школы по дисциплине «История» 34
2.2. Механизм развития навыков смыслового чтения на разных ступенях
подготовки учащихся основной средней школы к ГИА по дисциплине «История» 43
2.3. Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения как показателя готовности учащихся основной средней школы к ГИА по дисциплине «История» 51
Заключение 53
Приложение 55
Список литературы


Актуальность исследования. Глубокие политические, социально-экономические и социокультурные преобразования, происходящие в современной России в последние десятилетия предъявляют новые требования к подготовке учащихся в условиях основной средней школы. Это находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов, - Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» и государственной программе «Развития образования» на период 2013-2020 годы. В этих документах развитие индивидуальных качеств и творческого потенциала личности относится к одной из приоритетных целей образования, для реализации, которой и необходимых изменений в подготовке .
Новые требования закрепили перечень запросов общества и государства к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основной средней школы, призванным обеспечить каждому выпускнику будущее в судьбе и карьере, развитие его способностей вне зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных способностей. Федеральный государственный образовательный стандарт среди личных качеств и компетенций, необходимых ученику для активной, самостоятельной, творческой и успешной деятельности указывает на познавательные универсальные учебные действия и готовность их применять .
Современная система образования находится на пути разрешения этой проблемы. Одно из направлений развития образовательной практики - овладение учащимися основами смыслового чтения, основным элементом которого является способность к активному, избирательному, оценочному и практико-ориентированному восприятию и потреблению всё увеличивающегося потока информации. Формирование у них умения работать с разнообразной информацией при решении любого рода проблем в ситуации, когда информационные условия изменяются быстрее, чем происходит адаптация к ним.
К сожалению, большинство педагогов, занимающихся данной образовательной практикой, отмечают наличие в современном мире кризиса чтения. - это подтверждается исследованиями, проведенными в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy PIRLS). Результаты исследования наглядно демонстрируют, что современные подростки испытывают трудности в обучении смысловому чтению.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес научно¬педагогического сообщества к изучению смыслового чтения в контексте подготовки учащихся основной средней школы к ГИА по дисциплине «История».
Степень изученности проблемы. К настоящему времени отечественной и зарубежной педагогикой накоплены фундаментальные знания, прикладной и организационный опыт использования смыслового чтения как неотъемлемой части образовательного процесса. Смысловое чтение как предмет исследования изучается в рамках различных дисциплин: философии, психологии, педагогики, физиологии, социологии, логопедии, библиотечном деле и др. Проблема имеет междисциплинарный статус, поэтому позиции исследователей многоаспектны, многообразны и противоречивы.
А.А. Леонтьев, А.Н. Соколов - обозначили смысловое чтение как один из видов речевой деятельности; А.Н. Леонтьев отмечал, что в процессе обучения ребенок осваивает не только знания и умения, а «родовые» виды деятельности. По мнению Л.С. Выготского деятельность смыслового чтения, обеспечивает «врастание ребенка в цивилизацию». А.Р. Лурия, М.Н. Русецкая, Ж.И. Шиф - занимались описанием трудностей в обучении смысловому чтению. Ими было обозначено, что у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного - смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения; Т.В. Ахутиной - смысловое чтение было изучено как сложная функциональная система, имеющая многоуровневое строение.
Г. С. Ковалёва и Э. А. Красновский отмечают, что на современном этапе развития общества техника чтения не является умением читать, сегодня это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые должны совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Профессор Хуторской отмечает, что включение в стандарты метапредметности - это прогрессивный шаг, но суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. В результате, по сей день, плохо изучен вопрос о способах усвоения навыков универсальных видов деятельности проверяемых при выпуске из средней школы, данный вопрос является проблемным последние три года.
Обзор и анализ научной литературы позволяет утверждать что, при широком научном интересе к изучению и использованию смыслового чтения как инструмента подготовки к ГИА, однако он не охватывает все значимые аспекты проблемы. Так среди научных трудов отсутствуют исследующие вопрос о способах усвоения навыков универсальных видов деятельности проверяемых при ГИА по дисциплине «История».
Актуальность и степень изученности темы данного исследования обнаруживают ряд противоречия:
- между потребностью научно-педагогического сообщества в разрешении фундаментальных, прикладных и организационных проблем подготовки учащимися основной средней школы ГИА по дисциплине «История», и недостаточным вниманием к современным средствам усвоения навыков универсальных видов деятельности проверяемых при выпуске из средней школы;
- между важностью для развития современной педагогической практики изучения, осмысления и освоения проверенных идей, методических решений и опыта применения современных средств подготовки учащимися основной средней школы к ГИА по дисциплине «История», и недостаточным вниманием к опыту использования в этих целях смыслового чтения;
- между объективной потребностью школьных учителей освоению методических решений и опыта применения использования смыслового чтения как инструмента подготовки учащимися основной средней школы к ГИА по дисциплине «История», и отсутствием его специального освещения в научно-методической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: заключающаяся в необходимости разработки и обоснования эффективного «механизма» формирования навыков смыслового чтения способствующего успешной подготовке учащихся основной средней школы к сдаче ГИА по дисциплине «История».
Данная проблема ранее не ставилась и целенаправленно не изучалась. Её актуальность и не разработанность позволили сформулировать тему исследования: «Смысловое чтение как инструмент подготовки к ГИА по дисциплине «История» учащихся основной средней школы»
Объект исследования: образовательный процесс в основной средней школе.
Предмет исследования: смысловое чтение как инструмент подготовки к ГИА по дисциплине «История» учащихся основной средней школы
Цель работы: разработка и обоснование эффективного «механизма» формирования у учащихся основной средней школы навыков смыслового чтения способствующего успешной сдаче экзамена по дисциплине «История».
Гипотеза исследования состоит в том, что систематическая работа по развитию смыслового чтения учащихся основной средней школы на уроках истории будет служить эффективным средством их общего развития и подготовки к успешной сдаче выпускного экзамена по дисциплине «История» при окончании средней школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом и гипотезой определены следующие задач исследования:
- изучить и проанализировать грамотность учащихся основной средней школы по результатам международных исследований PISA ;
- определить и обосновать методическое обеспечение развития смыслового чтения у учащихся основной средней школы;
- выявить и проанализировать организационные формы учебных занятий, содействующие развитию навыков смыслового чтения как инструмента содействующего формированию метапредметных умений учащихся и подготовке к сдаче экзамена по дисциплине «История»;
- выявить и проанализировать требования ГОС и ФГОС и ГИА к уровню подготовки учащихся основной средней школы по дисциплине «История»;
- разработать и обосновать механизм развития навыков смыслового чтения на уроках истории, разных ступенях подготовки учащихся основной средней школы к успешной сдаче ГИА по дисциплине «История»;
- выявить и обосновать критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения как показателя готовности учащихся основной средней школы к ГИА по дисциплине «История» .
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
аксиологический подход, определяющий базовую ценность чтения в образовательном процессе (Т.Г. Егоров, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин); системогенетического подход к деятельности (П.К. Анохин, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов); деятельностный подход (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев); компетентностный подход (Г.С. Ковалевой, Э.А. Красновского и Л.П., Краснокутской), ориентирующий на выбор адекватных средств и способов взаимодействия участников педагогических отношений.
Методы исследования:
теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы, нормаитивно-правовых документов; изучение и обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования; моделирование;
эмпирические: педагогическое наблюдение; опрос, групповые и индивидуальные беседы, анкетирование; экспертная оценка; самооценка;
статистические: количественный анализ результатов исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1.09.2013г., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Основная школа), Модель «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики», Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по истории 2015 г. и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что будет разработан механизм приобретения навыков смыслового чтения на уроках истории в условиях модернизации образования при переходе на ФГОС.
Теоретическая значимость исследования. Проведены анализ по проблемам обучения смысловому чтению. Конкретизировано определение смыслового чтения. Разработана теоретическая модель механизма формирования навыков смыслового чтения, проверяемых при выпуске из средней школы по дисциплине история.
Практическая значимость данной разработки состоит в том, что ее можно использовать в педагогической практике при внедрении ФГОС второго поколения на уроках истории, т.к. выделяется содержание, технологии по способу оценки метапредметных результатов.
Не защиту выносятся следующие положения:
1. Читательская грамотность учащихся основной средней школы.
2. Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации.
3. Отличия ГОС 2004 от ФГОС 2010.
4. Анализ кодификатора ГИА по дисциплине «История» и требовании ФГОС второго поколения к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.
5. Механизм развития навыков смыслового чтения на разных ступенях подготовки учащихся основной средней школы к ГИА по дисциплине «История».
Содержание работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключение и приложения. Библиографический список состоит из 59 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


образования, одна из них - это проблемы в формировании грамотности чтения, то есть способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.
Данные итоги спровоцировали перестройку всей системы образования, поэтому главным отличием ФГОС от ГОС 2004 года является его деятельный характер, который ставит главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а формулировки нового стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Так требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Наше исследование привело нас к выводу, что ОГЭ по истории проверяет не только знания, но и навыки получения данных знаний. Задания ОГЭ по истории ориентированы на проверку смыслового чтения, а это составляющая часть главного новшества ФГОС нового поколения - метапредметности.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
В целом требования к знаниям учащихся не изменились, но самое главное отличие видно не вооруженным глазом стандарт первого поколения предъявляет требования, относящиеся к теоретической части обучения, ученик должен знать и уметь, все требования обозначены в общих чертах: соотносить, использовать текст исторического источника, объяснять свое отношение к событиям, использовать знания для демонстрации их в обществоведческих нуждах. Стандарт второго поколения предполагает, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть знаниями, представлениями и умениями.
Аналитический отчет третей главы исследования наглядно демонстрирует ОГЭ является инструментом проверки не только знаний, но и умений учащихся. А это в свою очередь западающий момент в педагогике, поскольку в стандарте нового поколения не раскрыта суть метапредметного содержания образования. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.
Не утешительные результаты ОГЭ демонстрируют, что уровень выполнения заданий, где предполагается анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов не высок. Также затруднения у выпускников вызывают такие задания как анализ исторических версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. При этом задание требует привести факты или положения, которые могут проиллюстрировать, подтвердить избранную им точку зрения. По статистике только 20 % учащихся справляются с экзаменационными заданиями где, по сути, проверяются репродуктивные умения, а это найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, - о его неготовности без посторонней помощи осваивать учебный курс и в дальнейшем работать с научной литературой.
Следовательно, важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
В соответствии с этим выводом в данной работе нами были преобразованы требования к метапредметным результатам в следующие навыки, проверяемые на ОГЭ по истории:
• Оценка информации;
• Преобразование и интерпретация информации;
• Поиск информации и понимание прочитанного.
Далее нами были выделены универсальные учебные действия, которые формально разделены на две группы - это «Чему учить» и «Инструменты достижения результата», мы систематизировали информация второй, третей и четвертой главы в общую таблицу, которая поможет учителю предметнику сориентироваться в разно уровневых технологиях развития смыслового чтения.
При переходе школ на стандарты нового поколения учителя вынуждены изменять свои рабочие программы, в которых они указывают каждый вид деятельности методы и систему их оценивания, данный «механизм» упрощает не только работу по составлению рабочих программ, но и систему работы при подготовке к выпускному экзамену по истории в средней школе, так как таблица полностью вписывается в линейный тип изучения предмета «История», а навыки, проверяемые на экзамене, развиваются с пятого класса.



1 Андреев О.А. Техника быстрого чтения /О.А. Андреев, О.Н. Хромов. - М., 2002. - 314 с.
2 Бутенко А.В. Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие//М.: Мирос, 2002. - 176 с.
3 Ваганова И.А. Читать быстрее, запоминать лучше /Ярославль, 2009. - 51 с.
4 Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП//М.: Русский язык. 2004, №15.
5 Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. - 445 с.
6 Граник Г. Г. Как учить работать с книгой - М. 2007г.
7 Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Когда книга учит - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.
8 Громыко, Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс] / Н. В.
9 Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. — Минск, 2000. - 1 -4 с.
10 Гулевская Н.М. Преемственность и согласованность учебных программ в реализации непрерывности образования // Вестник Иркутского педуниверситета: Сб. науч. трудов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. унта, 2001. - Выпуск 2. - Части 2-3. - С. 74-75.
11 Дерновский И. Инновационные педагогические технологии. К.: «Академвидав»,2004.-352с.
12 Живокоренцева, Т. В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практико-ориентированного исследования. // Новые знания. -2000. № 4.С. 18-23.
13 Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития//СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
14 Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически//СПб., 2003. - 192с.
15 Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2011. - 223с.
16 Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 - 72
17 Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке//М.: Просвещение, 2004. - 175 с
18 Зиганов М. Как сделать чтение продуктивным / М. Зиганов. - М..: Образование, 2000. - С. 40-64.
19 Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. Материалы к спецкурсу. - М., 1992. - 125 с.
20 Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения.
21 Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004, №2.
Клустер Д. Что такое критическое мышление//М.: ЦГЛ, 2005. - с.
5 - 23.
23 Клустер Д. Что такое критическое мышление?//М.: Русский язык, 2002, №29. С 3.
24 Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. 243 с.
25 Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе//М., 1985. - с. 33-78.
26 Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10.
27 Краевский В.В., Хуторской А.В. Метапредметные функции образовательных компетенций. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 140-144.
28 Лебедев, О. Оценка результатов школьного образования при переходе к ЕГЭ / О. Лебедев // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 18¬27.
29 Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем - М. 1994г.
30 Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности - М., 1965. 320 с.
31 Лернер И.Я. Проблемное обучение//М.: Знание, 1974, с.18.
32 Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
33 Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!//Книга для учителя: Из опыта работы.//М.: Просвещение,1988. - с. 128.
34 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//М.: Нар. Образование, 1998. - с. 256.
35 Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. Учебное пособие. Форум. М. - 2015 г. - с. 368
36 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
37 Скрипкина, Ю. В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Москва: ИПР СПО, 2000. - 105 с.
38 Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баласс, 2013. -126
39 Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. - 3 - М.: ШБ, 2006.
40 Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст - М. 2012г.
41 Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина . - М. : Русский язык, 1998.
42 Учебное пособие / К.: Академвидав. - 2004. - 352 с. Технология развивающего обучения Л. Занкова.
43 Ушева, Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся: метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 92 с.
44 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2011. 159 с.
45 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 159 с.
46 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
47 Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». - Запорожье, 1984. - С. 47-51.
48 Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
49 Ценюга С. Н. Роль литературного развития в дошкольном детстве//Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования, № 6, 2014 г. С.46-49.
50 Цукерман Г.А., Ковалевой Г.С., Кузнецовой М.И. Хорошо ли читают Российские школьники? // Вопросы образования. 2007. №4. С. 240¬267.
51 Чепурыгина Н. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». - М.: ШБ, 2005.
Источники
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по «Истории», подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений». 2015 г. С. 1-4.
2. Модель «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897
4. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1.09.2013г.
Интернет ресурсы
1. http://минобрнауки.рф/documents/336Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
2. http://centeroko.ruЦентра оценки качества образования РАО
3. http://минобрнауки.рф/документы/543Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
4. http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.И£Раздел II


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ