Снижение уровня школьной тревожности учащихся 4 класса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА. 5
1.1. Сущность понятия «тревожность». 5
1.2. Особенности школьной тревожности у младших школьников. 10
1.3. Психолого-педагогические условия снижения тревожности у
младших школьников. 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 24
2.1. Выявление актуального уровня школьной тревожности у младших школьников. 24
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по снижению
уровня школьной тревожности у младших школьников. 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего
эксперимента. 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемых источников. 58
Приложение 1.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА. 5
1.1. Сущность понятия «тревожность». 5
1.2. Особенности школьной тревожности у младших школьников. 10
1.3. Психолого-педагогические условия снижения тревожности у
младших школьников. 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 24
2.1. Выявление актуального уровня школьной тревожности у младших школьников. 24
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по снижению
уровня школьной тревожности у младших школьников. 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего
эксперимента. 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемых источников. 58
Приложение 1.
Уровень тревожности в современных экологически неблагоприятных и стрессовых условиях среды является одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. Многие личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. [3]
Проблеме тревожности и путям ее коррекции были посещены работы Р.С. Немовой, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, А.М. Прихожан, В.Д. Небылициной, Е.В. Савиной, А.В. Петровского, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой и т.д.
Тревожность младших школьников, определяемая повышенным требованиям к себе, чувством беспомощности, беспокойством, выраженной потребностью в одобрении взрослых, влияет на их успеваемость, поскольку дети с высоким уровнем тревожности скованы, пугливы и напряжены, и большинство ситуаций вызывает у них страх, который мешает проявить свои способности в учебе и сосредоточиться. [12] Это состояние дезорганизует учебную деятельность. Также скорость восприятия и переработки информации [1], объем наглядно-образной памяти у детей с высоким уровнем тревожности меньше, чем у их эмоционально устойчивых сверстников. [38]
В связи с этим появилась необходимость определить какие психолого-педагогические условия помогут специалистам снизить уровень тревожности детей, а также апробировать выявленные условия в психолого-педагогической работе.
Цель исследования - определить результативность условий психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить актуальное состояние проблемы школьной тревожности младших школьников.
3. Разработать и реализовать формирующий эксперимент по внедрению психолого-педагогических условий обеспечивающих снижение уровня школьной тревожности.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты формирующего эксперимента.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности.
Предмет: условия обеспечивающие снижение уровня школьной тревожности.
Гипотеза: снижению тревожности у младших школьников будет способствовать разработанная и внедренная программа групповых занятий, проводимых с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии.
Метод исследования: Тест школьной тревожности Филлипса.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ №91.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемы источников и приложения.
Проблеме тревожности и путям ее коррекции были посещены работы Р.С. Немовой, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, А.М. Прихожан, В.Д. Небылициной, Е.В. Савиной, А.В. Петровского, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой и т.д.
Тревожность младших школьников, определяемая повышенным требованиям к себе, чувством беспомощности, беспокойством, выраженной потребностью в одобрении взрослых, влияет на их успеваемость, поскольку дети с высоким уровнем тревожности скованы, пугливы и напряжены, и большинство ситуаций вызывает у них страх, который мешает проявить свои способности в учебе и сосредоточиться. [12] Это состояние дезорганизует учебную деятельность. Также скорость восприятия и переработки информации [1], объем наглядно-образной памяти у детей с высоким уровнем тревожности меньше, чем у их эмоционально устойчивых сверстников. [38]
В связи с этим появилась необходимость определить какие психолого-педагогические условия помогут специалистам снизить уровень тревожности детей, а также апробировать выявленные условия в психолого-педагогической работе.
Цель исследования - определить результативность условий психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить актуальное состояние проблемы школьной тревожности младших школьников.
3. Разработать и реализовать формирующий эксперимент по внедрению психолого-педагогических условий обеспечивающих снижение уровня школьной тревожности.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты формирующего эксперимента.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности.
Предмет: условия обеспечивающие снижение уровня школьной тревожности.
Гипотеза: снижению тревожности у младших школьников будет способствовать разработанная и внедренная программа групповых занятий, проводимых с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии.
Метод исследования: Тест школьной тревожности Филлипса.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ №91.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемы источников и приложения.
Данная выпуская квалификационная работа отражает психолого-педагогическую работу по снижению уровня тревожности обучающихся 4-го класса.
В ходе исследования была реализованы следующие задачи:
1. Была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. Проанализировав литературу, было выяснено, тревожность - это состояние индивида, характеризующее повышенную склонность к беспокойству, переживанию, которая имеет отрицательную эмоциональную окраску, а повышенная тревожность влияет на все сферы жизни младшего школьника: морально-волевую, коммуникативную, когнитивную и аффективно-эмоциональную сферы.
Тревожность порождается и реальными неблагополучиями личности в наиболее важных областях общения и деятельности и может существовать вопреки объективно благополучному положению, которое является нарушением в развитии самооценки, следствием каких-либо личностных конфликтов и т.д.
Также тревожность как свойство личности во многом может обуславливать поведение субъекта. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. У каждого человека существует так называемая полезная тревожность, то есть некоторый свой собственный оптимальный или желанный уровень тревожности. Оценка своего состояния в этом отношении является для него некоторым существенным компонентом самовоспитании и самоконтроля.
Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Также тревожность оказывает существенное влияние на самооценку личности. Повышенный уровень тревожности у ребенка свидетельствует о его недостаточной эмоциональной приспособленности в разным условиям среды, социальным ситуациям, что порождает установку на неуверенность в себе.
В младшем школьном возрасте появляется школьная тревожность, которая понимается как некий специфический вид тревожности, который в свою очередь характерен для определенного вида ситуаций - ситуация взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы. Причинами возникновения тревожности у младших школьников могут выступать: личностные психологические черты, детско-родительские отношения и такие учебные факторы, как отношения с педагогами или одноклассниками, учебная нагрузка и так далее.
Последствия повышено тревожности для младших школьников преимущественно отрицательны: возникают болезни, нарушения психологического здоровья, снижается продуктивность учебной деятельности. Все это актуализирует проблему коррекции повышенной тревожности детей.
Можно выделить следующие способы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, арт-терапия, игровая терапия, музыкотерапия, куклотерапия и сказкотерапия.
2. Было организовано эмпирическое исследования тревожности на базе МБОУ СШ №91. В исследовании приняли участие школьники от 10 до 11 лет. Для проведения исследования был выбран «Тест школьной тревожности Филлипса».
Произведен анализ результатов исследования. По итогам диагностики были получены следующие результаты:
-у 65% испытуемых повышенный уровень тревожности, у 4% испытуемых высокий уровень тревожности, а у 31% уровень тревожности соответствует норме.
-наиболее часто встречающиеся симптомы, отражающие характер тревожности: общая школьная тревожности, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям других.
3. По результатам исследования была разработана программа по снижению уровня тревожности младших школьников, в которую входили занятия с использованием форм групповой работы, методов арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии.
4. Реализовав программу, была проведена контрольная диагностика для определения результативности программы.
Результаты контрольной диагностики:
- у 27% испытуемых повышенный уровень тревожности, у 4% испытуемых высокий уровень тревожности, а у 69% уровень тревожности соответствует норме.
-наиболее часто встречающие симптомы: общая тревожность в школе и страх ситуации проверки знаний. Количество детей, испытывающие общую тревожность снизилось с 14 до 7 детей, а страх ситуации проверки знания с 14 детей до 5.
Таким образом, гипотеза о том, что снижению школьной тревожности будут способствовать проведение групповых занятий с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, подтвердилась.
В ходе исследования была реализованы следующие задачи:
1. Была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. Проанализировав литературу, было выяснено, тревожность - это состояние индивида, характеризующее повышенную склонность к беспокойству, переживанию, которая имеет отрицательную эмоциональную окраску, а повышенная тревожность влияет на все сферы жизни младшего школьника: морально-волевую, коммуникативную, когнитивную и аффективно-эмоциональную сферы.
Тревожность порождается и реальными неблагополучиями личности в наиболее важных областях общения и деятельности и может существовать вопреки объективно благополучному положению, которое является нарушением в развитии самооценки, следствием каких-либо личностных конфликтов и т.д.
Также тревожность как свойство личности во многом может обуславливать поведение субъекта. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. У каждого человека существует так называемая полезная тревожность, то есть некоторый свой собственный оптимальный или желанный уровень тревожности. Оценка своего состояния в этом отношении является для него некоторым существенным компонентом самовоспитании и самоконтроля.
Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Также тревожность оказывает существенное влияние на самооценку личности. Повышенный уровень тревожности у ребенка свидетельствует о его недостаточной эмоциональной приспособленности в разным условиям среды, социальным ситуациям, что порождает установку на неуверенность в себе.
В младшем школьном возрасте появляется школьная тревожность, которая понимается как некий специфический вид тревожности, который в свою очередь характерен для определенного вида ситуаций - ситуация взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы. Причинами возникновения тревожности у младших школьников могут выступать: личностные психологические черты, детско-родительские отношения и такие учебные факторы, как отношения с педагогами или одноклассниками, учебная нагрузка и так далее.
Последствия повышено тревожности для младших школьников преимущественно отрицательны: возникают болезни, нарушения психологического здоровья, снижается продуктивность учебной деятельности. Все это актуализирует проблему коррекции повышенной тревожности детей.
Можно выделить следующие способы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, арт-терапия, игровая терапия, музыкотерапия, куклотерапия и сказкотерапия.
2. Было организовано эмпирическое исследования тревожности на базе МБОУ СШ №91. В исследовании приняли участие школьники от 10 до 11 лет. Для проведения исследования был выбран «Тест школьной тревожности Филлипса».
Произведен анализ результатов исследования. По итогам диагностики были получены следующие результаты:
-у 65% испытуемых повышенный уровень тревожности, у 4% испытуемых высокий уровень тревожности, а у 31% уровень тревожности соответствует норме.
-наиболее часто встречающиеся симптомы, отражающие характер тревожности: общая школьная тревожности, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям других.
3. По результатам исследования была разработана программа по снижению уровня тревожности младших школьников, в которую входили занятия с использованием форм групповой работы, методов арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии.
4. Реализовав программу, была проведена контрольная диагностика для определения результативности программы.
Результаты контрольной диагностики:
- у 27% испытуемых повышенный уровень тревожности, у 4% испытуемых высокий уровень тревожности, а у 69% уровень тревожности соответствует норме.
-наиболее часто встречающие симптомы: общая тревожность в школе и страх ситуации проверки знаний. Количество детей, испытывающие общую тревожность снизилось с 14 до 7 детей, а страх ситуации проверки знания с 14 детей до 5.
Таким образом, гипотеза о том, что снижению школьной тревожности будут способствовать проведение групповых занятий с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, подтвердилась.
Подобные работы
- Снижение уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса в
условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АРТТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Работа учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ школьников
ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017



