Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Снижение уровня школьной тревожности учащихся 4 класса

Работа №155132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА. 5
1.1. Сущность понятия «тревожность». 5
1.2. Особенности школьной тревожности у младших школьников. 10
1.3. Психолого-педагогические условия снижения тревожности у
младших школьников. 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 24
2.1. Выявление актуального уровня школьной тревожности у младших школьников. 24
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по снижению
уровня школьной тревожности у младших школьников. 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего
эксперимента. 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемых источников. 58
Приложение 1.

Уровень тревожности в современных экологически неблагоприятных и стрессовых условиях среды является одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. Многие личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. [3]
Проблеме тревожности и путям ее коррекции были посещены работы Р.С. Немовой, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, А.М. Прихожан, В.Д. Небылициной, Е.В. Савиной, А.В. Петровского, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой и т.д.
Тревожность младших школьников, определяемая повышенным требованиям к себе, чувством беспомощности, беспокойством, выраженной потребностью в одобрении взрослых, влияет на их успеваемость, поскольку дети с высоким уровнем тревожности скованы, пугливы и напряжены, и большинство ситуаций вызывает у них страх, который мешает проявить свои способности в учебе и сосредоточиться. [12] Это состояние дезорганизует учебную деятельность. Также скорость восприятия и переработки информации [1], объем наглядно-образной памяти у детей с высоким уровнем тревожности меньше, чем у их эмоционально устойчивых сверстников. [38]
В связи с этим появилась необходимость определить какие психолого-педагогические условия помогут специалистам снизить уровень тревожности детей, а также апробировать выявленные условия в психолого-педагогической работе.
Цель исследования - определить результативность условий психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить актуальное состояние проблемы школьной тревожности младших школьников.
3. Разработать и реализовать формирующий эксперимент по внедрению психолого-педагогических условий обеспечивающих снижение уровня школьной тревожности.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты формирующего эксперимента.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности.
Предмет: условия обеспечивающие снижение уровня школьной тревожности.
Гипотеза: снижению тревожности у младших школьников будет способствовать разработанная и внедренная программа групповых занятий, проводимых с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии.
Метод исследования: Тест школьной тревожности Филлипса.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ №91.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемы источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпуская квалификационная работа отражает психолого-педагогическую работу по снижению уровня тревожности обучающихся 4-го класса.
В ходе исследования была реализованы следующие задачи:
1. Была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. Проанализировав литературу, было выяснено, тревожность - это состояние индивида, характеризующее повышенную склонность к беспокойству, переживанию, которая имеет отрицательную эмоциональную окраску, а повышенная тревожность влияет на все сферы жизни младшего школьника: морально-волевую, коммуникативную, когнитивную и аффективно-эмоциональную сферы.
Тревожность порождается и реальными неблагополучиями личности в наиболее важных областях общения и деятельности и может существовать вопреки объективно благополучному положению, которое является нарушением в развитии самооценки, следствием каких-либо личностных конфликтов и т.д.
Также тревожность как свойство личности во многом может обуславливать поведение субъекта. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. У каждого человека существует так называемая полезная тревожность, то есть некоторый свой собственный оптимальный или желанный уровень тревожности. Оценка своего состояния в этом отношении является для него некоторым существенным компонентом самовоспитании и самоконтроля.
Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Также тревожность оказывает существенное влияние на самооценку личности. Повышенный уровень тревожности у ребенка свидетельствует о его недостаточной эмоциональной приспособленности в разным условиям среды, социальным ситуациям, что порождает установку на неуверенность в себе.
В младшем школьном возрасте появляется школьная тревожность, которая понимается как некий специфический вид тревожности, который в свою очередь характерен для определенного вида ситуаций - ситуация взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы. Причинами возникновения тревожности у младших школьников могут выступать: личностные психологические черты, детско-родительские отношения и такие учебные факторы, как отношения с педагогами или одноклассниками, учебная нагрузка и так далее.
Последствия повышено тревожности для младших школьников преимущественно отрицательны: возникают болезни, нарушения психологического здоровья, снижается продуктивность учебной деятельности. Все это актуализирует проблему коррекции повышенной тревожности детей.
Можно выделить следующие способы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, арт-терапия, игровая терапия, музыкотерапия, куклотерапия и сказкотерапия.
2. Было организовано эмпирическое исследования тревожности на базе МБОУ СШ №91. В исследовании приняли участие школьники от 10 до 11 лет. Для проведения исследования был выбран «Тест школьной тревожности Филлипса».
Произведен анализ результатов исследования. По итогам диагностики были получены следующие результаты:
-у 65% испытуемых повышенный уровень тревожности, у 4% испытуемых высокий уровень тревожности, а у 31% уровень тревожности соответствует норме.
-наиболее часто встречающиеся симптомы, отражающие характер тревожности: общая школьная тревожности, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям других.
3. По результатам исследования была разработана программа по снижению уровня тревожности младших школьников, в которую входили занятия с использованием форм групповой работы, методов арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии.
4. Реализовав программу, была проведена контрольная диагностика для определения результативности программы.
Результаты контрольной диагностики:
- у 27% испытуемых повышенный уровень тревожности, у 4% испытуемых высокий уровень тревожности, а у 69% уровень тревожности соответствует норме.
-наиболее часто встречающие симптомы: общая тревожность в школе и страх ситуации проверки знаний. Количество детей, испытывающие общую тревожность снизилось с 14 до 7 детей, а страх ситуации проверки знания с 14 детей до 5.
Таким образом, гипотеза о том, что снижению школьной тревожности будут способствовать проведение групповых занятий с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, подтвердилась.



1. Артёмова Т. А., Ковалёва А. В. Психологические и психофизиологические особенности высоко тревожных детей младшего школьного возраста // Школа здоровья. - 1998. - Т 5. № 3-4. - С. 148-159.
2. Бадоева С.А. Тревожность как негативный фактор в процессе обучения младших школьников // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. - 2015. - С. 72-77.
3. Белов В.Г., Коротенкова Р.Г., Гурьева М.А., Павловская А.В. Психологический особенности тревожности у учащихся младших классов // Ученые записки. - 2011. - № 10(80). - С. 36 - 41.
4. Беляева Е.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста //Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 1 (4). - С. 85-88.
5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 480 с.
6. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. - 2008. - № 5. - 79 с.
7. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л: Медицина, 1990. - 129 с.
8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. - 1247 с.
9. Грибанов А. В., Кожевникова И. С., Джос Ю. С., Нехорошкова А. Н. Спонтанная и вызванная электрическая активность головного мозга при высоком уровне тревожности // Экология человека. - 2013. - № 1. - С. 39-47.
10. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 4 (82). - С. 56 - 59.
11. Денисова А.А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе // Психология.
- 2011. - С. 83 - 91.
12. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - 1982. - № 3
13. Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 7/2. - С. 42 - 46.
14. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. - 412 с.
15. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. М.: А-Приор, 2010. - 160 с.
16. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
17. Ключко О. И. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / под ред. О. И. Ключко, Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 156 с.
18. Котова О.Ю. Тревожность у младших школьников //Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.- практ. Конф. - 2014. - С. 77-78.
19. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость. - М., 1988. - 80 с.
20. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. -
448с.
21. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 1-10.
22. Лошкарева О.Н. Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у современных детей дошкольного возраста // Альманах мировой науки. -
2015. - № 2-3 (2). - С. 115-116.
23. Луговская, А. Ребенок без проблем! /А Лиговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
24. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. - 202 с.
25. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 1988. - №2
26. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.
27. Манохина О.А. Психологическая коррекция школьной тревожности при переходе учащихся из начального в среднее звено школы // Социальная политика и социология. - 2010. - № 10 (64). - С.232-236.
28. Немов Р С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно - психологическое исследование с элементами математической статистики - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
29. Нехорошкова А. Н, Грибанов А. В., Депутат И. C. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник САФУ Серия : Медико-биологические науки. - 2013. - № 1. - С. 46-54.
30. Нехорошкова А. Н, Грибанов А. В., Депутат И. C. Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей. Архангельск : ИД САФУ, 2014. - 142 с.
31. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В., Джос Ю. С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. - 2014. - №6. - С. 47 - 53.
32. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.
33. Нечаенко И.Я. Тревожность у детей младшего школьного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 7-10. - С. 102-105.
34. Овчарова Р В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 240 с.
35. Петров А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т 10. - С. 266-270.
36. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2008. - 501 с.
37. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности.// Психологическая наука и образование. - 1998, №2. - 39 с.
38. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная
динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1996.
39. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и
школьный возраст. - СПБ: Питер, 2009. - 192 с.
40. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и
школьный возраст. - СПБ: Питер, 2007, - 197 с.
41. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф.
Гребень. Минск: Соврем. шк., 2007. - 496с.
42. Психология и педагогика: учебник для бакалавров /под ред. П.И. Пидкасистого. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 724 с.
43. Ратанова Т.А. Школьная тревожность как фактор когнитивных особенностей младших школьников // Человеческий капитал. - 2016. - № 1 (85). - С. 50-58.
44. Рендрет, Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. / Г. Л. Лендрет - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 365с.
45. Ротенберг, В.С. Мозг, обучение, здоровье /В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 198 с.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2008 - 712 с.
47. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание, 1996 г. - №4. - 11 c.
48. Сидоров К.Р. , Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. - 2013. - № 1. С. 3-5.
49. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №2. - С. 42 - 52.
50. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. - М: Педагогика - Пресс, 1995 г. - 168 с.
51. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. // Семья и школа. - 1994 г. - №1. - 138c.
52. Сушкова Ф. // Воспитание школьников : теоретический и научно - методический журнал : издается с 1966 года / Ред. Л.В. Кузнецова, Г.С. Семенов. - 2006. - №9. - 80 с.
53. Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Астапова. - Москва : Per Se, 2011. - 239 с.
54. Учимся общаться с ребёнком: руководство для воспитателя д/с. Петровский В,А., A.M. Виноградова, К.Н.Поливанова, М.Л.Кларина, Л.П.Стребелева, Г.А.Цукерман. -М.: Просвещение, 1993. - 191с.
55. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М: Наука, 1989. - 456 с.
56. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 464 с.
57. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с.
58. Чистякова М. В. Психогимнастика. - М., 1990. - 128 с.
59. Шехмаметьева Э.Р Игротерапия как средство коррекции тревожности младших школьников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 287-295.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ