ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие агрессии в современной психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.... 16
1.3. Возможности театрализованной деятельности в снижении агрессии.. 23
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СНИЖЕНИИ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Организация и методики исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Программа снижения агрессии младших школьников 39
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Приложение 67
Проблема агрессии, агрессивного поведения является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Почти каждый день в газетах и журналах, по радио и телевидению сообщается об агрессивных проявлениях. На общем фоне роста агрессии наблюдается всплеск детской агрессивности.
В западной психологии тема агрессии и агрессивности часто находится в поле зрения педагогов и психологов. Существует много теоретических концепций, которые объясняют эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования. Нужно отметить, что сама по себе тема «детской агрессии» долго была закрыта потому и не получила должной разработки в отечественной психологии.
Как показал анализ литературы, зарубежные психологи (А. Бандура, А. Басе, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, Д. Доллард, Д. Зильманн, К. Лоренц, Г. Паренс, С. Фешбах, 3. Фрейд, Э. Фромм, X. Хекхаузен и др.) интенсивно исследовали феномен агрессии, её виды и причины возникновения на протяжении более чем столетия. В отечественной психологии данную проблематику рассматривается в работах Н.Д. Левитова, П.А. Ковалёв, Е.Е. Копчёнова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьёва, И.А. Фурманов и др.
В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детских субкультурах и семьях. Кроме семьи, одним из факторов детской агрессивности рассматривается школа, которая влияет на агрессивное поведение детей.
Традиционно сложилось в психологической науке так, что изучение агрессии и агрессивного поведения рассматривалось на выборке подростков и взрослых (Бандура А., Реан А.А., Ковалев П.А., Уолтер Р., Ярмолинко Г.П. и др.). Между тем, все возрастающее внимание к изучению данной проблемы является доказательством того, что необходимо обследовать и младшие возрастные группы. Наличие работ говорит о том, что различные проявления агрессии все же могут иметь место в детском возрасте.
Большими возможностями психолого-педагогической коррекции, по мнению многих ученых и практиков, обладает театрализованная деятельность. В ее практико-теоретическое осмысление внесли немалый вклад крупнейшие педагоги советского периода: С.М.Бонди, О.С.Кель, Л.С.Макаренко, В.П.Сорока-Росинский, К.П.Спасская, Б.А.Сухомлинский, В.П.Терский, С.Т.Шацкий и др., успешно использовавшие те или иные виды театрализованной деятельности в работе с детьми. Большое внимание ей уделяли отечественные психологи: Н.Л.Белопольская, Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, Э.В.Ильенков, Г.Н.Кудина, А.Н.Леонтьев, И.Я.Медведева, Я.З.Неверович, З.Н.Новлянская, Т.Л.Шишова и многие другие.
Вместе с тем, проблема использования театрализованной деятельности как средства снижения агрессии младших школьников в психолого-педагогических исследованиях практически не рассматривается.
Цель исследования - изучение возможностей театрализованной деятельности в снижении агрессии младших школьников
Объект исследования - агрессия младших школьников.
Предмет исследования - театрализованная деятельность, как средство снижения агрессии у младших школьников
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов в зарубежной и отечественной психологии к изучению проблемы агрессии.
2. Рассмотреть особенности агрессии в младшем школьном возрасте.
3. Изучить коррекционные возможности театрализованной деятельности в снижении агрессии.
4. Эмпирическим путем выявить особенности агрессии младших школьников.
5. Разработать программу театрализованной деятельности по снижению агрессии младших школьников и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что театрализованная деятельность способствует снижению агрессивного поведения младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе теоретический метод исследования - критический анализ литературы по теме исследования, экспериментальные: тестирование, метод опроса.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по первой проблеме выявил значительное разнообразие подходов как к определению агрессии, так и к выделению её видов, а также разнообразие теорий, объясняющих ее происхождение у человека.
Под агрессией понимается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы. Агрессивное поведение же представляет собой серию агрессивных действий.
Выделены четыре признака, по которым можно судить о наличии или отсутствии агрессивного акта: агрессия есть целенаправленное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, в качестве которых могут выступать люди, животные и неодушевлённые предметы. Для систематизации существующих классификаций агрессии были выделены 4 критерия, лежащие в их основе: цель, форма проявления, интенсивность, направленность агрессии. Эти критерии позволяют увидеть интересующий нас феномен с различных сторон.
С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счёт роста «социализированных» форм, таких как соперничество и оскорбление.
В начальных классах у агрессивных детей присутствует повышенная аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, что в сочетании с такими личностными особенностями как повышенная обидчивость, сензитивность, ранимость нередко приводит к различным конфликтам с физической агрессией к другим детям.
Театрально-игровая деятельность является для детей младшего школьного возраста пространством выражения эмоций. Именно театрально-игровая деятельность объединяет детей, даёт понятие о чувстве партнёрства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя, создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и решает конфликтные ситуации через игру.
Таким образом, театрализованные игры обеспечивают отработку навыков общения в конфликтных ситуациях, способствуют формированию таких качеств, как доверие, умение владеть собой; снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими; повышают самооценку.
Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами. Театрализованная деятельность позволяет справиться с психологическими проблемами детей, такими как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, агрессивность, неадекватная самооценка, нарушения поведения и другими.
Таким образом, театрально-игровая деятельность является средством снижения агрессии у младших школьников, что подтверждается проведенным экспериментальным исследованием.
На контрольном этапе в экспериментальной группе произошло снижение уровня агрессивности и преобладающим является низкий уровень.
По методике Басса-Дарки произошло снижение агрессивных проявлений по факторам: «косвенная агрессия», «раздражительность», «вербальная агрессия».
Общая динамика изменения данных в экспериментальной группе свидетельствует о стремлении показателей к оптимальным, об увеличении вариабильности способов отреагирования на ситуацию.
1. Агишева О.Н., Суздалева А.М. Коррекция агрессивного поведения у младших школьников.// Вопросы науки и образования: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 11-13.
2. Агрессия у детей и младших школьников : учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 стр.
3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание.
2009. № 4. С. 24.
4. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях : пособие для воспитателей ДОО, психологов и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
5. Ануфриенко Е.В., Моисеенко Т.И. Театрализованная деятельность как основной фактор коррекции детской агрессии.// Материалы 66-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 3 частях. 2016. С. 7-11.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. СПб., 2009
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. - 2004
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
9. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 108-111.
10. Гаспарова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. - 1998.- № 8. С. 99- 105.
11. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии. - М., 2008
12. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М.: НИИ художественного воспитания, 1990. - 87с.
13. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. - 1990.-№ 1.-С. 20-27.
14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб., 2011.
15. Картушкина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых, «Творческий центр», М., 2005. - 127с.
16. Ковалёв П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996.
17. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: « Школьная пресса», 2003.- 96с
18. Копчёнова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности. - М., 2010.
19. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под. ред. Г. Кумариной. - М: Академия, 2010. - 320 с.
20. Крег Д., Кратгфильд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992. № 1—2.
21. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М.:Эксмо , 2009.- 176 с.
22. Куличик К.Г. Теоретические аспекты изучения проблемы агрессивного поведения младших школьников.// Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара “Ломоносовские чтения на Алтае” в 6 частях. Под редакцией Родионова Е.Д.. Барнаул, 2013. - С. 156¬160.
23. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1992. - № 6. - С. 168-173
24. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло». - М., 2004
25. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в школе : учебно-методическое пособие. Н. Новгород : Бумеранг, 2006. 125 с.
26. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 1997 - №5. - С. 28-33.
27. Наследов А.Д. Психология общения младших школьников: психодиагностика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. - 266 с.
28. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 61-68.
29. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
30. Першина Т.В. Снижение рисков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.15. - С. 471-475. - URL: ййр://е-сопсер1.ги/2016/86998.й1ш.
31. Поваляева М.А., Чебанян Г.Г. Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов, Коллективная монография/, Под общ. Ред. М.А.Поваляевой/- Ростов на - Дону, 2002,с.128-131.
32. Пономарева В.С. Роль театрализованной деятельности в коррекции агрессивного поведения у детей.// Научное отражение. 2017. № 1 (5). С. 16-18.
33. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 2010
34. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
35. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной
зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81-87.
36. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного
поведения детей: учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2010. 128 с.
37. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1995.
38. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного по-ведения одростков и условия его коррекции. М., 1996
39. Славина Л. С. Трудные дети. М., 1998.
40. Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии. - 2012. -№1.-С. 17
41. Соловьёва С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1995. - № 3. - С. 13-19.
42. Сорокина В. В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии.- 2003.- № 3. С. 43—52.
43. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции . - М.., 2009
44. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998.
45. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция : учебное пособие. Ярославль : Академия развития, 2008. 160 с.
46. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. - М., 2003
47. Чинкина Н.Ш., Багманов М.Р. Театрализовано-игровая деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс [Электронный ресурс]: http://school2100.eom/upload/iblock/b35/b352b705a3e6c3dedd435849c0e03d1f.p df
48. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М. : ВЛАДОС, 2003. 160 с