Введение 3
Глава 1. Процесс привлечения заключённых ГУЛАГа в РККА в годы
Великой Отечественной войны 11
1.1 Источниковая база процесса 12
1.2 Историография процесса 16
1.4 Локализация и численность 25
1.5 Организационно-правовая сторона процесса 28
1.6 Военно-организационная сторона процесса 39
Глава 2. Отражение проблемы в современном Российском художественном кинематографе 50
2.1 Кинокартины основного характера 50
2.2 Кинокартины второстепенного характера 57
Глава 3. Методические разработки для изучения процесса на уроках
истории 65
3.1 Данные диагностики 65
3.2.Проект киноклуба 72
3.3 Организация круглого стола 76
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83
Приложения 91
История Великой Отечественной войны на протяжении долгих лет оставалась и остаётся областью активного исследования среди многих зарубежных и отечественных военных историков, поскольку это историческое событие наполнено множеством различных проблемных аспектов, знание о которых во многом способно повлиять на отношение к собственному историческому прошлому среди граждан современной России. И одним из этих аспектов можно считать процесс привлечения заключённых ГУЛАГа в РККА в годы Великой Отечественной войны. Помимо этого формирование правильного представления о различных исторических процессах неразрывно связано с развитием школьного образования, что создаёт необходимость в создании разработок в области методики преподавания истории в условиях внедрения требований ФГОС.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена рядом имеющихся на сегодняшний день обстоятельств: во-первых, вопрос о возможности существования факта привлечения заключённых ГУЛАГа в РККА берёт своё начало с выходом в середине 2000-х и 2010-х годов на телеэкраны ряда кинокартин (сериал «Штрафбат» (2004), фильм «День победы» (2006), сериалы «Апостол» (2008) и «Сильнее Огня», фильм «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» (2010) и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» (2011) художественная интерпретация с искажением отдельных аспектов в которых сумела вызвать ряд общественных дискуссий среди российских историков, публицистов, а также самих непосредственных участников Великой Отечественной войны, однако, мы обращаем внимание на факт того, что дискуссии по данному вопросу продолжаются и на период 2016-2018 года, примеры которых можно обнаружить как на страницах изданий различной направленности, так и на просторах интернет- пространства; во-вторых, как показали результаты наших отдельных историографических исследований1, на период 2016-2018 гг. наблюдается факт отсутствия специальных научных трудов посвящённых изучению мобилизации лагерного людского контингента в ряды Красной армии, что создаёт объективную необходимость в проведении научноисследовательской работы в данном направлении; в-третьих, по результатам проведённого нами историко-социологического опроса в школе №10 г. Красноярска, на период октября 2018 года большая часть учащихся 9-11 классов имеет либо очень поверхностный, либо очень слабый уровень компетентности по вопросу о факте мобилизации заключённых в РККА, что в свою очередь создаёт объективную необходимость в создании специальных методических разработок для уроков истории при изучении темы Великой Отечественной войны, которые позволят предотвратить формирование искажённого представления об исследуемом нами процессе2; в-четвёртых, при проведении специальных методических разработок необходимо учитывать процесс активного внедрения требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) средней школы со стороны Министерства образования и науки РФ, что в свою очередь формирует объективную необходимость приспособить школьный курс по предмету «История», под требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Целью нашего исследования является представление современного состояния изученности проблемы привлечения заключённых ГУЛАГа в РККА в годы Великой Отечественной войны и показать возможность раскрытия проблемы при изучении данной темы в рамках школьного курса истории.
...
В процессе проведённой исследовательской работы, на основании анализа имеющихся источников и научной литературы, ориентируясь на поставленные в работе цели и задачи нами был сделать ряд выводов.
В области изучения истории процесса привлечения заключённых ГУЛАГа в РККА нами было установлено несколько научных утверждений, определяющих современное состояние изученности данной проблемы в рамках исторической науки. Во-первых состояние доступной на сегодняшний день базы исторических источников характеризуется фактом её ограниченности, мозаичности и противоречивости (проявляемой в качественно разном отображении представленной исторической проблемы). Во-вторых состояние историографической базы изучения процесса привлечения заключённых ГУЛАГа в РККА характеризуется фактом отображения данной исторической проблемы в работах военных историков, а также в работах исследователей системы ГУЛАГ. Анализ данных работы позволили нам установить факт отсутствия на сегодняшний день специальных научных трудов, удерживающих данную проблему в фокусе научного исследования, поскольку в имеющихся трудах основным приоритетом в исследовании является либо система организации штрафных воинских подразделений, либо второстепенные аспекты, связанные с системой ГУЛАГа. В-третьих, не смотря на наличие ряда недостатков базы исторических источников и данных историографии нами была успешно раскрыт ряд аспектов связанных как с организационно-правовой, так и военно-организационной стороной исследуемой нами исторической проблемы. Нами конкретно установлено, что в период Великой Отечественной войны в ряды Красной армии было привлечено около 1 млн. заключённых, при условии распространения данного процесса фактически на все территории СССР.
Организационно-правовая сторона характеризуется наличием ряда доказанных нами положений.
Вся система организации процесса привлечения заключённых в РККА имела под собой строго регламентированную и высокоорганизованную структуру, с содержанием в себе правил, регулирующих данный процесс;
Советским военно-политическим руководством подразумевалось, что правом на получение досрочного освобождения с последующей отправкой заключённого на фронт наделялись лишь заключённые, осужденные за малозначительные хозяйственные, должностные, имущественные и воинские преступления, отдельные исключения также могли иметься и для осужденных за контрреволюционные преступления, однако, большинство заключённых из данной категории не могла быть привлечена в ряды Красной армии. Нами было определено, что установление юридических границ малозначительности преступлений, а также раскрытие возможностей отдельных исключений можно изучить лишь при рассмотрении конкретных обстоятельство уголовного дела, что на сегодняшний день представляется невозможным.
Система государственных органов, регулирующих процесс привлечения заключённых в ряды Красной армии, подразумевала собой структуру, состоящей из четырёх уровней подчиненных друг другу органов. В состав первой группы входил Г осударственный комитет обороны (ГКО); в состав второй группы органов входил: Президиум Верховного совета СССР, Прокуратура СССР, НКВД СССР, Наркомюст СССР; в третью группы входили аналогичные органы субъектов СССР; в состав четвёртой группы входила группа органов на местах (т.е те органы, которые осуществляли практическую реализацию процесса непосредственно в самих местах лишения свободы), к их числу можно отнести специальную временную комиссию состоящей из представителя отдела НКВД, руководства лагеря или тюрьмы, а также возможно из представителя прокуратуры СССР.
Практической реализации процесса имела под собой строго организованную работу с заключёнными. Так, любой желающий заключённый имел право подать прошение о досрочном освобождении, в свою же очередь комиссия учитывала саму личность осужденного, отношение к работе, поведение в лагере и обстоятельства уголовного дела.
Не смотря на доказанный нами факт высокой степени организации процесса в ряде источников как повествовательного, так и документального характера нами было обнаружен ряд фактов, свидетельствующих о наличии злоупотреблений при применении отсрочки исполнения приговора или досрочного освобождения с последующей передачей заключённого на фронт.
Военно-организационная сторона процесса характеризуется: фактом наличия централизованной и организованной системы отправки заключённых на фронт через военно-пересыльные пункты, с предоставлением им необходимого обмундирования и поддержанием их снабжением; фактом возможности отправки заключённого не только в штрафные воинские подразделение, но также и в простые линейные соединения; фактом совершенно неоднозначной модели психологического поведения привлечённого как в самом подразделении, так и в условиях непосредственных боевых действий; наличием факта совершенно разнообразного вида контингентов, привлечённых в РККА из тюрем.
...
1. Воспоминания писателя В.В Карпова. // Труд, 2004,14 октября.
[Электронный ресурс] http://www.trud.ru/article/14102004/78534_pisatel_geroj_sovetskogo_sojuz a_byvshij_shtrafnik_.html/ (Дата обращения: 27.01.2019).
2. Воспоминания рядового отдельного штрафного батальона С. Басова. // Дайнес В.О. - Штрафбаты выйграли войну? Мифы и правда о штрафниках Красной Армии. - М.: Яуза: Эксмо, 2011 г. с. 187.
3. Воспоминания командира 163-й ОШР 51-й армии в 1944-1945 гг. Е.А. Гольбрайха. // Дайнес В.О. - Штрафбаты выйграли войну? Мифы и правда о штрафниках Красной Армии. - М.: Яуза: Эксмо, 2011 г. с. 188.
4. Воспоминания бывшего командира взвода 322-й ОШР 28-й армии М.Г. Ключко. // Савчин Д. Штрафники не кричали «Ура!» // Зеркало недели. 2000. № 20 (293). 20-26 мая.
5. Воспоминания бывшего командира 192-й ОШР 13-й армии 1-го Украинского фронта И.Н. Третьякова // Дайнес В.О. - Штрафбаты выйграли войну? Мифы и правда о штрафниках Красной Армии. - М.: Яуза: Эксмо, 2011 г. с. с. 188-189.
6. Воспоминания бывшего командира ОШР 47-й армии Н.И. Смирнова // Дайнес В.О. - Штрафбаты выйграли войну? Мифы и правда о штрафниках Красной Армии. - М.: Яуза: Эксмо, 2011 г. с. 189.
7. Воспоминания бывшего рядового отдельной штрафной роты в составе 2-го украинского фронта Н.В Малыгина. // Першанин В. - Штрафники, разведчики, пехота. С 239-240.
8. Воспоминания заслуженного деятеля искусств, кандидата искусствоведения И.П Горина // Дайнес В.О. - Штрафбаты выйграли войну? Мифы и правда о штрафниках Красной Армии. - М.: Яуза: Эксмо, 2011 г. с. 194.
9. Воспоминания бывшего командира отдельного штрафного батальона В.Е Копылова // Дайнес В.О. - Штрафбаты выйграли войну? Мифы и правда о штрафниках Красной Армии. - М.: Яуза: Эксмо, 2011 г. с. 192.
10. Воспоминания бывшего заместителя командира отдельной армейской 257-й штрафной роты Д.В Дебольсокого. // Штрафники в боях на Брянщине Воспоминания замкомандира штрафной роты "Аргументы и Факты" № 51 16/12/2008.
11. Воспоминания Никанорова Г.Г.
[Электронный ресурс] // иКЬ:ййр://ростовгород.рф/Ы81оп-аЬс/5085-не- nuzhno-perepisyvat-istoriyu-2?showall - (Дата обращения 05.01.2019).
12. Воспоминания бывшего военнослужащего 11-й АОШР В. И
Ханцевича. // «Мне довелось служить в штрафной роте...» [Электронный ресурс] // URL: http://nvo.ng.ru/notes/2008-05-
16/8_ww.html?inru (Дата обращения 05.01.2019).
13. Государственный Комитет Обороны Постановление № ГОКО-1575сс от 11 апреля 1942 г. «Вопросы НКО» [Электронный ресурс] // URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/PostanovGKO/194204/gko_1575.html
- (Дата обращения 25.12.2018).
14. Государственный Комитет Обороны Постановление № ГОКО-2100сс от 26 июля 1942 г. «Вопросы НКО». // Горьков Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945). Цифры, документы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 514—520.
15. Государственный Комитет Обороны Постановление № ГОКО-2640сс от 20 декабря 1942 г. «Об обеспечении людскими ресурсами нужд Красной Армии». [Электронный ресурс] // URL: http://www.soldat.ru/do c/gko/text/2640.html - (Дата обращения 11.03.2017).
16. Государственный Комитет Обороны Постановление № ГОКО-2807сс от 30 января 1943 г. Москва, Кремль «Об укомплектовании стрелковых дивизий и бригад, выводимых с фронтов, и пополнении соединений и частей Юго-Западного и Южного фронтов» [Электронный ресурс] // URL:http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Postan ovGKO/194301/gko_2807.html - (Дата обращения 11.03.2017).
... всего 62 источников