ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА НАЧАЛЬНАОЙ 5
ПОДГОТОВКИ В БОЛЬШОМ ТЕННИСЕ
1.1 Характеристика тенниса как вида спорта 6
1.2 Техника и тактика игры в теннис 15
1.3 Особенности физического развитие теннисистов 22
1.4 Педагогическое мастерство тренера 25
1.5 Методика обучения игры в теннис 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 42
2.1 Организация исследования 42
2.2 Методы исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность: рост спортивных результатов в любом виде спорта зависит от эффективности системы многолетней подготовки спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки, состоящий из нескольких этапов, определяющими уровень спортивного совершенствования.
На этапе начальной спортивной подготовки в большом теннисе главной задачей является обучение базовым элементам техники и тактики игры, как основы будущих достижений. Организация учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки должна строиться с учетом закономерностей формирования организма ребенка, а также с учетом его возрастных интересов. Известно, что основным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра, а также начинает проявляться соперничество между собой: кто быстрее, сильнее и т.д. Поэтому тема «Совершенствование базовых технических элементов теннисистов 6-7 лет посредством соревновательного и игрового метода» является актуальной.
Объект исследования: тренировочный процесс в большом теннисе.
Предмет исследования: обучение базовым техническим элементам в большом теннисе игроков 6-7 лет.
Цель: совершенствование методики обучения теннисистов 6-7 лет базовым элементам игры посредством соревновательного и игрового метода.
Задачи:
• Провести анализ научно-методической литературы и выявить особенности начальной подготовки в большом теннисе.
• Установить последовательность обучения базовым техническим элементам в группах начальной подготовки.
• Разработать комплекс упражнений и заданий, с использованием соревновательного и игрового метода, который позволит повысить эффективность обучения базовым техническим элементам игры в большой теннис.
• Определить эффективность разработанного комплекса упражнений.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в учебно-тренировочный процесс теннисистов 6-7 лет игрового и соревновательного метода позволит повысить эффективность обучения базовым техническим элементам.
Научная новизна: экспериментальным путем обоснована эффективность использования игрового и соревновательного метода в тренировочном процессе теннисистов 6-7 лет, доказана эффективность его использования в совершенствовании базовых технических элементов.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса упражнений и заданий, применяемых соревновательным и игровым методом, применение которого позволяет более эффективно и в короткие сроки обучить детей базовым техническим элементам.
Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка теннисиста предусматривает овладение основным арсеналом тактических действий, позволяющим игрокам максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, уровень развития специальных качеств и способностей, психические возможности и теоретические знания.
Организм детей 6-7 лет характеризуется высокой пластичностью при целенаправленном развивающем воздействии на физические качества, однако биологически организм предрасположен к развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей.
В ходе проведения анкетирования установлено, что обучение игре в большой теннис в группах начальной подготовки начитается с обучения базовым техническим элементам: ударам справа и слева по отскочившему мячу, ударам справа и слева с лета, «смеш» и подаче. По мнению респондентов, наиболее изученными являются удары справа и слева по отскочившему мячу (74%), чуть менее изученными являются удары справа (72%) и слева (71%) с лета. Далее по мере изученности ударов идут «смеш» - 70% и подача 68%.
В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что у детей в группах начальной подготовки достаточно быстро формируется умение выполнять движение «в общих чертах», таким образом, по полученным результатам процесс разучивания составляет 36% от общего количества тренировочных занятий, а процесс совершенствования базовых технических элементов - 64%. Так же нами была выявлена проблема рассеянного внимания детей на тренировках по теннису и отсутствия их интереса к планомерному сосредоточенному совершенствованию технических действий, что связано с небольшой долей присутствия игры и соответственно присущего ей фактора удовольствия при совершенствовании умений в большом теннисе.
На основании данных, полученных при анализе литературных источников, проведения анкетирования и педагогического эксперимента , нами был разработан комплекс упражнений и заданий, с использованием соревновательного и игрового метода, который позволил повысить эффективность обучения базовым техническим элементам игры в большой теннис.
В контрольной группе по итогам проведения педагогического эксперимента прирост результатов в 4 контрольных упражнениях оказался не достоверным, достоверный прирост оказался только в одном контрольном упражнении «Игра на корзине». В экспериментальной группе достоверный прирост результатов оказался в 4 контрольных упражнениях, в одном контрольном упражнении прирост результатов не достоверен «Упражнения с заданием». Полученные результаты говорят об эффективности использования игрового и соревновательного метода для обучения базовым элементам большого тенниса.
На основании полученных данных в ходе работы можно дать следующие практические рекомендации:
1. При занятиях с детьми необходимо возможно больше разнообразить упражнения, чтобы поочередно вовлекать в работу различные мышечные группы. Такое переключение работы с одних мышечных групп на другие дает возможность мышцам быстро восстанавливать работоспособность.
2. С детьми этого возраста материал лучше усваивается, если 30—40 процентов от тренировочного времени используется на подвижные игры. При этом ребенку создаются условия постепенного перехода от игр, к которым он привык в дошкольном возрасте, к более определенным, регламентированным упражнениям для обучения теннису, где требуются точные формы выполнения движений.
3. Начальный период освоения техники следует рассматривать как фундамент
дальнейшего совершенствования юного теннисиста, поэтому на начальный этап обучения тренер должен обращать особое внимание.
Приступая к начальному обучению технике тенниса, целесообразно сначала научить учащихся обращаться с теннисным мячом без ракетки, используя для этого специальные упражнения.
1. Васильев, В. С чего начинается российский теннис? С зимы без кортов / В.С. Васильев // Спортивная жизнь России. - 2009г. - №12. - С. 10-13.
2. Портных, И. Спортивные игры и методика преподавания / И. Портных. - 1989г. - С. 219.
3. Корх, А. Я. Тренер: деятельность и личность / А.Я. Корх. Учебное пособие. - 2000г. - С. 120.
4. Иванова, Т. С. Основы подготовки юных теннисистов. Разминка, скоростная и скоростно-силовая физическая подготовка / Т.С. Иванова. - 2000г. - С. 71.
5. Холодков, Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов. - 2000г. - С. 480.
6. Фоменко, Б. И. Теннис. Сборник / Б.И. Фоменко. - 1988г. - С. 112.
7. Иванова, Т. С. Путь к мастерству / Иванова Т.С. - 1993г. - С. 145.
8. Всеволодов, И. В., Голенко В. А., Горелов В. А., Жихарева О. И., Скородумова А. П. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва И.В. Всеволодов. - 2005г. - С. 137.
9. Лот, Ж.-П. Теннис за 3 дня / Ж. Лот. - 1984г. - С. 96.
10. Шаповалова, О. Теннис для начинающих / О. Шаповадлова. - 2002г. - С. 384.
11. Тарпищев, Ш. А. Самый долгий матч / Ш.А. Тарпишев. - 1999г. - С. 384.
12. Боллетьери, Н. Теннисная академия / Н. Боллетьери. - 2003г. - С. 448.
13. Гороховский, В. Л., Романовский В. Е. Большой теннис для всех и каждого / В.Л. Гороховский. - 2004г. - С. 352.
14. Гогунов, Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта Е.Н. Гогунов. - 2003г. - С. 288.
15. Попкова, Н. В. Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе учета особенностей телосложения / Попкова Н.В. // Теория и практика физической культуры. - 2010г. - №5. - С. 36-38.
16. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. - 2009г. - С. 448.
17. Сизов, Л. Краснояры в спорте / Л. Сизов. - 2003г. - С. 179.
18. Портнов, Ю. М., Железняк Ю. Д. Спортивные игры. Техника, тактика обучения / Ю.М. Портнов. - 2001г. - С. 520.
19. Братья Вильфрид и Стефан Тафернеры Теннис для начинающих. - 2001г. - С. 208.
20. Южный, М. М., Голенко В. А. Интерактивные технологии в совершенствовании тактики игры в теннис / М.М. Южный // Теория и практика физической культуры. - 2010г. - №3. - С. 66-70.
21. Лутков, В. В. Олимпийское движение и профессиональный спорт (на примере тенниса) / В.В. Лутков // Теория и практика физической культуры. - 2001г. - №7. - С. 30-31.
22. Казаков, С. В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник / С.В. Казаков. - 2004г. - С. 448.
23. Преображенская, Л. Д., Баширова Г. Ф. Как воспитать теннисную звезду: Беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису / Л. Д. Преображенской. - 2006г. - С. 100.
24. Харченко, Н. Д. Теннис - 21. Точность, стабильность / Н.Д. Харченко. - 2006г. - С. 224.
25. Рябинина, С. К. Настольный теннис для начинающих: Учеб. Пособие / С.К. Рябинина. - 2003г. - С. 88.
26. Журавлева, А. С ракеткой и без нее. Уроки тенниса в начальной школе / А.С. Журавлева // Спорт в школе. - 2012г. - № 4. - С. 20-21.
27. Мельникова, Т. В. Физическая культура. Скоростно-силовая подготовка в спортивных играх: учебное пособие для студентов всех специальностей очной формы обучения / Т.В. Мельникова. - 2012г. - С. 64.
28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. - М.: академия, 2008. - 479 с.
29. Фоменко Б. И. Ежегодник. - 1985г. - С. 79.
30. Веневцева, С. И. Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: Материалы III Российской научно-практической конференции. - 2006г. - С. 292.
31. Зайцева, Л. С. Основы тенниса / Л.С. Зайцева. - 1980г. - С. 152.
32. Белиц-Гейман С. П. Теннис. Учебник для институтов физ. культуры. - 1977г. - С. 224.
33. Кремнев, И. Большой теннис / И. Кремнев. - 2007г. - С. 182.
34. Максимов, Н. Ф. Теннис. Серия «Школа» / Н.Ф. Максимов. - 1998г. - С. 80.
35. Сав, С. Теннис: техника и тактические приемы. 185 упражнений / С. Сав. - 2007г. - С. 386.
36. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [ Текст ]: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
37. Фоменко, Б. Российский теннис. Энциклопедия / Б. Фоменко. - 1999г. - С. 448.
38. Янчук, В. Н. 12 уроков тенниса / В.Н. Янчук. - 1999г. - С. 30.
39. Голенко, В. А., Скородумова А. П., Тарпищев Ш. А. Азбука тенниса / В.А. Голенко. - 1999г. - С. 128.
40. Гущина, Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося / Т.Н. Гущина // Педагогика. Научно-теоретический журнал российской академии образования. - 2012г. - №2. - С. 50-57.
41. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. - 2010г. - С. 160.
42. Егоров, А. Г., Пегов В. А. Физическое воспитание и спорт: проблемы гуманизации / А.Г. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 1994г. - №3-4. - С. 33-35.
43. Никитюк, Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста / Б.А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. - 1994г. - №7. - С. 5-7.
44. Дикунов, А. М. структура педагогического мастерства / А.М. Дикунов // Теория и практика физической культуры. - 1994г. - №12. - С. 14-16.
45. Парамонов, Р. В., Седов К. М. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие и физическую подготовленность девочек 4-5 лет / Р.В. Парамонов // Теория и практика физической культуры. - 1995г. - №11. - С. 43-44.
46. Седов, К. М. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к физическому воспитанию мальчиков 4-5 лет / К.М. Седов // Теория и практика физической культуры. - 1996г. - №1. - С. 14-15.
47. Набокова, Ш. К. Влияние подвижных игр на некоторые психофизиологические особенности детей шестилетнего возраста / Ш.Набокова // Теория и практика физической культуры. - 1996г. - №3. - С. 54-55.
48. Неверкович, С. Д., Родионов А. В., Стамбулова Н. В. Европейский взгляд на спортивную психологию / С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. - 1996г. - №7. - С. 62-63.
49. Королева, Т. П. Возможности деятельностного подхода в психологической подготовки спортсмена / Т.П. Королева // Теория и практика физической культуры. - 1996г. - №8. - С. 40-47.
50. Харитонова, Л. Г. Комплексные исследования процесса адаптации организма детей и подростков к физическим нагрузкам / Л.Г. Харитонова // Теория и практика физической культуры. - 1996г. - №12. - С. 18-23.
51. Горбачева, В. В. Методологические исследования и социально - психологические механизмы самоопределения личности тренера / В.В. Горбачева // Теория и практика физической культуры. - 1997г. - №5. - С. 47-50.
52. Жуков, О. Ф. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / О.Ф. Жуков // Теория и практика физической культуры. - 2009г. - №4. - С. 50.
53. Фавлеев, Н. Ш. Формирование компетентности у педагогов по физической культуре и спорту на основе педагогических технологий, адекватных современной гуманитарной образовательной парадигме / Н.Ш. Фавлеев // Теория и практика физической культуры. - 2009г. - №5. - С. 88-91.
54. Юров, И. А. Психологическое сопровождение в спорте / И.А. Юров // Теория и практика физической культуры. - 2009г. - №6. - С. 75-76.
55. Прокофьева, В. Н., Кузнецов В. И., Кореневская А. А. Физическая подготовленность и соматические особенности организма детей дошкольного возраста / В.Н. Прокофьева // Теория и практика физической культуры. - 2009г. - №8. - С. 59-63.
56. Бикмухаметов, Р.К. Педагогические основы личностно-профессионального развития педагога по физической культуре / Р.К. Бикмухаметов// Теория и практика физической культуры. - 2009г. - №10. - С. 37-38.
57. Бикмухаметов, Р. К. Уровни личностно-профессионального развития педагога по физической культуре/ Р.К. Бикмухаметов// Теория и практика физической культуры. - 2009г. - №12. - С. 81-82.
58. Олдржих, М., Шафаржик В. Начальная школа тенниса / М. Олдридж. - 1993г. - С. 191.
59. Кондратьева, Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах / Г. Кондратьева. - 1975г. - С. 160.
60. Белиц-Гейман С. П. Теннис для родителей и детей. - 1988г. - С. 224.
61. Климович, Л. С. 100 уроков тенниса / Л.С. Климович. - 2010г. - С. 218.
62. Агеева, Г. Ф. Психофизическое состояние детей дошкольного возраста в процессе освоения инновационной программы / Г.Ф. Агеева. - 2010г. - №6. - С. 92.
63. Якубовский, В. С., Иванова Т. С., Якубовский Г. С. Адаптационные изменения в детском теннисе по программе международной теннисной ассоциации ITF «10 и младше» (аналитический обзор) / В.С. Якубовский // Теория и практика физической культуры. - 2012г. - №9. - С. 94-100.
64. Железняк, Ю. Д., Савин В. П., Лесаков А. В. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. высших пед. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк. - 2002г. - С. 520.
65. Шварц Бретт К. Теннис для всех. Национальная теннисная рейтинговая программа. - 2006г. - С. 271.
66. Спасский, О. Д. Мой Кафельников / О.Д. Спасский. - 2000г. - С. 208.
67. Тарпищев Ш. А. Первый сет. - 2008г. - С. 688.
68. Тарпищев, Ш. А., Спасский О. Д. Корт зовет / Ш.А. Тарпищев. - 1988г. - С. 223.
69. Корбут, Е. Тактика тенниса / Е. Корбут. - 1966г. - С. 112.
70. Новиков, А. Б., Кукушкин В. В. Большой теннис, или Четыре теннисных туза / А.Б. Новиков. - 1990г. - С. 192.
71. Наумов, Р.О. Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет / Р.О. Наумов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - №7. - С. 67-70.
72. Запорожнова, А.А. Обоснование показателей контроля
психофизиологического состояния теннисистов 12-15 лет / А.А. Запорожнова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №7. - С. 121-125.
73. Пулатов, А.А. Эффективность совершенствования двигательных функций у юных теннисистов с использованием специальных направленных упражнений / А.А. Пулатов // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 65-69.
74. Пулатов, Ш.А. Роль учета уровня и динамики развития скоростно-силовых качеств при занятиях теннисом / Ш.А. Пулатов // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 75-79.
75. Лобода, С.В. Влияние тренировочных нагрузок по программе ДЮСШ на показатели физических качеств юных теннисистов 6-8 лет / С.В. Лобода // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - №4. - С. 96-99.
76. Зюзь, В.Н. Оптимизация технико-тактической подготовки юных теннисистов на этапе специализированной базовой подготовки / В.Н. Зюзь // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №10. - С. 125-129.
77. Ахмеров, В.Э. Анализ эффективности действий юных теннисистов в ситуациях разной критичности / В.Э. Ахмеров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №3. - С. 34-37.
78. Филимонова, Е.В. Специальная подготовленность теннисистов 12-14 лет при игре на кортах с разным типом покрытий / Е.В. Филимонова // Фундаментальные исследования. - 2014. - №8-7. - С. 89-92.
79. Ургапов, А.В. Основные подходы к формированию целевой точности передвижения и ударов у юных теннисистов / А.В. Ургапов // Известия Тульского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 131-134.
80. Иванова, Г.П. Трехуровневая система начальной подготовки детей в теннисе / Г.П. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №6. - С. 62¬65.
81. Емшанова, Ю.А. Особенности стилевой саморегуляции теннисистов на этапе специализированной базовой подготовки / Ю.А. Емшанова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №3. - С. 76-80.
82. Шестаков, М.П. Контроль и развитие координационных способностей теннисистов / М.П. Шестакова // Известия Южного федерального университета. - 2008. - №6. - С. 93-97.
83. Лазарчук, О.В. Уровень технического мастерства юных теннисистов первого года обучения / О.В. Лазарчук // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - №6. - С. 115-119.
84. Лепеко, Д.А. Сравнительный анализ физической подготовленности 14-15 летних теннисистов (мальчики) / Д.А. Лепеко // Физическое воспитание студентов. - 2011. - №2. - С. 61-63.
85. Плотный, А.Р. Саморегуляция действий теннисистов высокой квалификации на основе тренинга / А.Р. Плотный // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №2. - С.91-94.
86. Варинов, В.В. Специфика спортивной подготовленности юных теннисистов с различным типом вегетативной регуляции / В.В. Варинов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №5. - С. 78-82.
87. Ибраимова, М.В. Критерии физической подготовленности теннисисток в возрасте 12-15 лет / М.В. Ибраимова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - №8. - С. 56-59.
88. Серова, Л.К. Типы направленности общения тренеров со спортсменами / Л.К. Серова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №2. - С. 67-71.
89. Курмаева, Е.В. Особенности методик обучения теннису детей 5-6 лет на начальном этапе / Е.В. Курмаева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - №6. - С. 92-95.
90. Бабий, В.Г. Влияние систематических занятий большим теннисом на уровень физической работоспособности и функционального состояния организма мальчиков и девочек 12-14 лет / В.Г. Бабий // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - №3. - С. 121-125.
91. Воронцова, О.И. Анализ эффективности действия «подача» в большом теннисе при помощи системы захвата и анализа движения / О.И. Воронцова // Материалы vi международной научно-практической конференции «медицина: актуальные вопросы и тенденции развития». - 2015.
92. Пикалова А.В. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2004. - 24 с.
93. Луценко, Н.С. Комплексная методика подготовки шестилетних детей к активным занятиям теннисом / Н.С. Луценко. - Белгород 2010. - 24 с.
94. Жупанова, Е.В. Определение психологической напряженности теннисного матча / Е.В. Жупанова // Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. - 2006. - №11. - С. 87-92.
95. Ахмеров, В.Э. Сравнительная характеристика эффективности различных правил окончания в теннисе / В.Э. Ахмеров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №7. - С. 92-95.
96. Гамалий, В.В. Биомеханические аспекты реализации ударных действий в теннисе / В.В. Гамалий // Вестник спортивной науки. - 2013. - №6. - С. 82-87.
97. Иванова, Т.С. Отбор перспективных юных теннисистов и индивидуализация их спортивной подготовки / Т.С. Иванова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №7.- С. 76-79.
98. Борисова, О.В. Теннис как вид спортивно-коммерческой деятельности / О.В. Борисова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - №3. - С. 45-49.
99. Шекиб, Ж. Темп ударов в современном теннисе / Ж.Шекиб // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №7. - С. 92-98.
100. Нуреева, Д.Н. Метафора в терминологии тенниса / Д.Н. Нуреева// Филология и культура. - 2011. - №23. - С. 15-19.