Методика изучения темы «Изменение в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале XX вв.» в общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Характеристика источников и учебной литературы по теме: «Изменения в социальной структуре в конце XIX - начале XX в» 6
1.1. Историография и источниковая база рассматриваемого вопроса 6
1.2. Обзор учебных изданий 23
Глава 2. Методическая составляющая организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории 27
2.1. Методические рекомендации по работе с историческими источниками 27
2.2. Апробация разработанной методики самостоятельной работы учащихся с историческими источниками 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1. План-конспект 1-ого занятия по теме: «Социальное
развитие России в конце XIX - начале XX веков» 54
Приложение 2. План-конспект 2-ого занятия по теме: «Социальное
развитие России в конце XIX - начале XX веков» 57
Приложение 3. План конспект инновационного урока истории в форме
дебатов по теме: «Россия П.А. Столыпина» 60
Приложение 4. Глоссарий педагогических понятий и терминов 68
Глава 1. Характеристика источников и учебной литературы по теме: «Изменения в социальной структуре в конце XIX - начале XX в» 6
1.1. Историография и источниковая база рассматриваемого вопроса 6
1.2. Обзор учебных изданий 23
Глава 2. Методическая составляющая организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории 27
2.1. Методические рекомендации по работе с историческими источниками 27
2.2. Апробация разработанной методики самостоятельной работы учащихся с историческими источниками 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1. План-конспект 1-ого занятия по теме: «Социальное
развитие России в конце XIX - начале XX веков» 54
Приложение 2. План-конспект 2-ого занятия по теме: «Социальное
развитие России в конце XIX - начале XX веков» 57
Приложение 3. План конспект инновационного урока истории в форме
дебатов по теме: «Россия П.А. Столыпина» 60
Приложение 4. Глоссарий педагогических понятий и терминов 68
Актуальность исследования.
Практически весь ХХ век Россия находилась в постоянном поиске новых общественных форм бытия, проводила трудную работу по осуществлению социальных реформ, экспериментов, революций.
СССР в ХХ веке был единственной державой, которая могла «на равных» в течение нескольких десятилетий конкурировать с США - самой богатой страной планеты - в освоении космоса, в развитии основных направлений науки и техники, военной мощи, машиностроении, станкостроении, приборостроении и т.д. Особенностью российской истории можно считать и то, что она оказалась единственной среди великих держав, сумевшей в ХХ веке в условиях «железного занавеса» возродить свою экономику, и стать сверхдержавой в 1950-1970-ые годы. Сегодня, в начале нового тысячелетия возникла реальная опасность отката России на позиции третьестепенных государств, превращения ее в сырьевой и бесправный экономический придаток более исторически удачливых соседей.
Актуально на данный момент времени выяснить, какой Россия была на пороге прошлого столетия, в конце XIX - начале ХХ веков. Учесть все уроки прошлого, сделать необходимые выводы возможно лишь через объективное, комплексное и взвешенное освещение переломных этапов российской истории.
Особое значение следует придать изучению этого периода, так как современные школьники подвергаются влиянию всех тех, кто желает переписать историю России в свою пользу. Учащиеся должны четко понимать процессы, происходящие в обществе в этот период, и знать к каким событиям привели эти социальные изменения.
Степень изученности проблемы. Огромное внимание вопросам изменения в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале ХХ веков уделялось большим количеством историков и научных деятелей, таких как: С.И. Артемьева, М.Ф. Иванцова, В.А. Зверев, Н.Д. Кузнецов, П.И. Лященко, В.А. Скубневский, Т.Н. Соболева, Е.И. Соловьева и др. Они акцентировали внимание на социальной структуре России в конце XIX - начале XX в. Она отражала еще не завершившийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества.
Объектом исследования является процесс изучения социальной структуры российского общества в конце XIX - начале XX веков в общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются методические приемы, направленные на изучение изменений в социальной структуре российского общества на уроках истории.
Цель исследования разработать методику самостоятельной работы учащихся с историческими документами на уроках истории при изучении темы «Изменение в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале ХХ в.в.».
Исходя из выше поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) провести анализ источников и историографии изучаемого вопроса;
2) проанализировать педагогическую и методологическую литературу по вопросу исследования;
3) изучить методические рекомендации по организации самостоятельной работы с историческими источниками;
4) разработать и апробировать методику самостоятельной работы с историческими источниками на уроках истории.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
а) анализ историографии по вопросу исследования;
б) обобщение;
в) сравнение;
г) анализ исторических документов.
Практическая значимость заключается в том, что исследования могут быть использованы на уроках истории обучающего и лекционного материала.
Структура исследования включает в себя введение, заключение, список использованной литературы и приложения.
Практически весь ХХ век Россия находилась в постоянном поиске новых общественных форм бытия, проводила трудную работу по осуществлению социальных реформ, экспериментов, революций.
СССР в ХХ веке был единственной державой, которая могла «на равных» в течение нескольких десятилетий конкурировать с США - самой богатой страной планеты - в освоении космоса, в развитии основных направлений науки и техники, военной мощи, машиностроении, станкостроении, приборостроении и т.д. Особенностью российской истории можно считать и то, что она оказалась единственной среди великих держав, сумевшей в ХХ веке в условиях «железного занавеса» возродить свою экономику, и стать сверхдержавой в 1950-1970-ые годы. Сегодня, в начале нового тысячелетия возникла реальная опасность отката России на позиции третьестепенных государств, превращения ее в сырьевой и бесправный экономический придаток более исторически удачливых соседей.
Актуально на данный момент времени выяснить, какой Россия была на пороге прошлого столетия, в конце XIX - начале ХХ веков. Учесть все уроки прошлого, сделать необходимые выводы возможно лишь через объективное, комплексное и взвешенное освещение переломных этапов российской истории.
Особое значение следует придать изучению этого периода, так как современные школьники подвергаются влиянию всех тех, кто желает переписать историю России в свою пользу. Учащиеся должны четко понимать процессы, происходящие в обществе в этот период, и знать к каким событиям привели эти социальные изменения.
Степень изученности проблемы. Огромное внимание вопросам изменения в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале ХХ веков уделялось большим количеством историков и научных деятелей, таких как: С.И. Артемьева, М.Ф. Иванцова, В.А. Зверев, Н.Д. Кузнецов, П.И. Лященко, В.А. Скубневский, Т.Н. Соболева, Е.И. Соловьева и др. Они акцентировали внимание на социальной структуре России в конце XIX - начале XX в. Она отражала еще не завершившийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества.
Объектом исследования является процесс изучения социальной структуры российского общества в конце XIX - начале XX веков в общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются методические приемы, направленные на изучение изменений в социальной структуре российского общества на уроках истории.
Цель исследования разработать методику самостоятельной работы учащихся с историческими документами на уроках истории при изучении темы «Изменение в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале ХХ в.в.».
Исходя из выше поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) провести анализ источников и историографии изучаемого вопроса;
2) проанализировать педагогическую и методологическую литературу по вопросу исследования;
3) изучить методические рекомендации по организации самостоятельной работы с историческими источниками;
4) разработать и апробировать методику самостоятельной работы с историческими источниками на уроках истории.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
а) анализ историографии по вопросу исследования;
б) обобщение;
в) сравнение;
г) анализ исторических документов.
Практическая значимость заключается в том, что исследования могут быть использованы на уроках истории обучающего и лекционного материала.
Структура исследования включает в себя введение, заключение, список использованной литературы и приложения.
На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитель имеет возможность давать не просто разноплановые задания, но и дифференцировать эти задания по возможностям учащихся и их уровню усвоения знаний.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, знания, полученные самостоятельным путем, имеют более прочное основание. Кроме того, работа с «живыми» источниками способствует созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.
Для того, чтобы учащиеся более эффективно смогли усвоить материал, нами было принято решение использовать на уроках исторические документы, так как работа с документом сближает учащихся с изучаемым событием, а также создает особый эмоциональный фон восприятия. Благодаря применению на уроках исторических документов учащиеся имеют возможность проявить свое собственное отношение к исследуемой проблеме.
Особо хочется подчеркнуть проведенный нами урок-дебатов по теме «Россия П.А. Столыпина», в ходе которого учащиеся самостоятельно работали с историческими документами, готовились к дебатам, и на уроке отстаивали свою точку зрения.
При помощи использования на уроках фрагментов исторических документов связанных с эпохой деятельности П.А. Столыпины, учащиеся не только смогли сделать выводы о проведении аграрной реформы, но и смогли проследить происходящие изменения в социальной структуре российского общества той эпохи».
Изучение социального устройства через самостоятельную работу с историческими источниками позволяет развивать у учащихся компетенции, которые предусмотрены новыми образовательными стандартами. В ходе разработанных нами уроков у учащихся развивались такие умения как: анализ, умение формулировать проблему, умение постановки вопросов, умение выражать свои мысли, выдвижение гипотез и их обоснование, смысловое чтение, структурирование знаний. Кроме того, именно самостоятельная работа способствует развитию таких умений как планирование и целеполагание.
Таким образом, методика, предполагающая самостоятельную работу с историческими источниками, дает более прочные знания по теме. Помимо этого, анализ исторических источников формирует многие учебные компетенции, которые предусмотрены образовательными и историко-культурными стандартами.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, знания, полученные самостоятельным путем, имеют более прочное основание. Кроме того, работа с «живыми» источниками способствует созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.
Для того, чтобы учащиеся более эффективно смогли усвоить материал, нами было принято решение использовать на уроках исторические документы, так как работа с документом сближает учащихся с изучаемым событием, а также создает особый эмоциональный фон восприятия. Благодаря применению на уроках исторических документов учащиеся имеют возможность проявить свое собственное отношение к исследуемой проблеме.
Особо хочется подчеркнуть проведенный нами урок-дебатов по теме «Россия П.А. Столыпина», в ходе которого учащиеся самостоятельно работали с историческими документами, готовились к дебатам, и на уроке отстаивали свою точку зрения.
При помощи использования на уроках фрагментов исторических документов связанных с эпохой деятельности П.А. Столыпины, учащиеся не только смогли сделать выводы о проведении аграрной реформы, но и смогли проследить происходящие изменения в социальной структуре российского общества той эпохи».
Изучение социального устройства через самостоятельную работу с историческими источниками позволяет развивать у учащихся компетенции, которые предусмотрены новыми образовательными стандартами. В ходе разработанных нами уроков у учащихся развивались такие умения как: анализ, умение формулировать проблему, умение постановки вопросов, умение выражать свои мысли, выдвижение гипотез и их обоснование, смысловое чтение, структурирование знаний. Кроме того, именно самостоятельная работа способствует развитию таких умений как планирование и целеполагание.
Таким образом, методика, предполагающая самостоятельную работу с историческими источниками, дает более прочные знания по теме. Помимо этого, анализ исторических источников формирует многие учебные компетенции, которые предусмотрены образовательными и историко-культурными стандартами.
Подобные работы
- Методика изучения темы «Развитие железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- начале XX вв.» на уроках истории в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Историческое образование в России во второй
половине XIX - начале XX в.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Особенности изучения темы местного самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., в рамках элективного курса в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере изучения купечества Алтая во второй половине XIX в.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся начальных классов средством модульной системы экспериментов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Школьное историческое образование в России в XVIII - начале ХХ вв
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Методика изучения сословной структуры Российской империи на уроках истории в общеобразовательной школе (на примере мещанства в городах Западной Сибири в 1861-1917 и.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ТАТАРСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ДЖАДИДИЗМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СЛУШАТЕЛЬНИЦЫ ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1903 – 1917)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



