Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения темы «Изменение в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале XX вв.» в общеобразовательной школе

Работа №15512

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
682
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика источников и учебной литературы по теме: «Изменения в социальной структуре в конце XIX - начале XX в» 6
1.1. Историография и источниковая база рассматриваемого вопроса 6
1.2. Обзор учебных изданий 23
Глава 2. Методическая составляющая организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории 27
2.1. Методические рекомендации по работе с историческими источниками 27
2.2. Апробация разработанной методики самостоятельной работы учащихся с историческими источниками 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1. План-конспект 1-ого занятия по теме: «Социальное
развитие России в конце XIX - начале XX веков» 54
Приложение 2. План-конспект 2-ого занятия по теме: «Социальное
развитие России в конце XIX - начале XX веков» 57
Приложение 3. План конспект инновационного урока истории в форме
дебатов по теме: «Россия П.А. Столыпина» 60
Приложение 4. Глоссарий педагогических понятий и терминов 68


Актуальность исследования.
Практически весь ХХ век Россия находилась в постоянном поиске новых общественных форм бытия, проводила трудную работу по осуществлению социальных реформ, экспериментов, революций.
СССР в ХХ веке был единственной державой, которая могла «на равных» в течение нескольких десятилетий конкурировать с США - самой богатой страной планеты - в освоении космоса, в развитии основных направлений науки и техники, военной мощи, машиностроении, станкостроении, приборостроении и т.д. Особенностью российской истории можно считать и то, что она оказалась единственной среди великих держав, сумевшей в ХХ веке в условиях «железного занавеса» возродить свою экономику, и стать сверхдержавой в 1950-1970-ые годы. Сегодня, в начале нового тысячелетия возникла реальная опасность отката России на позиции третьестепенных государств, превращения ее в сырьевой и бесправный экономический придаток более исторически удачливых соседей.
Актуально на данный момент времени выяснить, какой Россия была на пороге прошлого столетия, в конце XIX - начале ХХ веков. Учесть все уроки прошлого, сделать необходимые выводы возможно лишь через объективное, комплексное и взвешенное освещение переломных этапов российской истории.
Особое значение следует придать изучению этого периода, так как современные школьники подвергаются влиянию всех тех, кто желает переписать историю России в свою пользу. Учащиеся должны четко понимать процессы, происходящие в обществе в этот период, и знать к каким событиям привели эти социальные изменения.
Степень изученности проблемы. Огромное внимание вопросам изменения в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале ХХ веков уделялось большим количеством историков и научных деятелей, таких как: С.И. Артемьева, М.Ф. Иванцова, В.А. Зверев, Н.Д. Кузнецов, П.И. Лященко, В.А. Скубневский, Т.Н. Соболева, Е.И. Соловьева и др. Они акцентировали внимание на социальной структуре России в конце XIX - начале XX в. Она отражала еще не завершившийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества.
Объектом исследования является процесс изучения социальной структуры российского общества в конце XIX - начале XX веков в общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются методические приемы, направленные на изучение изменений в социальной структуре российского общества на уроках истории.
Цель исследования разработать методику самостоятельной работы учащихся с историческими документами на уроках истории при изучении темы «Изменение в социальной структуре российского общества в конце XIX - начале ХХ в.в.».
Исходя из выше поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) провести анализ источников и историографии изучаемого вопроса;
2) проанализировать педагогическую и методологическую литературу по вопросу исследования;
3) изучить методические рекомендации по организации самостоятельной работы с историческими источниками;
4) разработать и апробировать методику самостоятельной работы с историческими источниками на уроках истории.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
а) анализ историографии по вопросу исследования;
б) обобщение;
в) сравнение;
г) анализ исторических документов. 
Практическая значимость заключается в том, что исследования могут быть использованы на уроках истории обучающего и лекционного материала.
Структура исследования включает в себя введение, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитель имеет возможность давать не просто разноплановые задания, но и дифференцировать эти задания по возможностям учащихся и их уровню усвоения знаний.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, знания, полученные самостоятельным путем, имеют более прочное основание. Кроме того, работа с «живыми» источниками способствует созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.
Для того, чтобы учащиеся более эффективно смогли усвоить материал, нами было принято решение использовать на уроках исторические документы, так как работа с документом сближает учащихся с изучаемым событием, а также создает особый эмоциональный фон восприятия. Благодаря применению на уроках исторических документов учащиеся имеют возможность проявить свое собственное отношение к исследуемой проблеме.
Особо хочется подчеркнуть проведенный нами урок-дебатов по теме «Россия П.А. Столыпина», в ходе которого учащиеся самостоятельно работали с историческими документами, готовились к дебатам, и на уроке отстаивали свою точку зрения.
При помощи использования на уроках фрагментов исторических документов связанных с эпохой деятельности П.А. Столыпины, учащиеся не только смогли сделать выводы о проведении аграрной реформы, но и смогли проследить происходящие изменения в социальной структуре российского общества той эпохи».
Изучение социального устройства через самостоятельную работу с историческими источниками позволяет развивать у учащихся компетенции, которые предусмотрены новыми образовательными стандартами. В ходе разработанных нами уроков у учащихся развивались такие умения как: анализ, умение формулировать проблему, умение постановки вопросов, умение выражать свои мысли, выдвижение гипотез и их обоснование, смысловое чтение, структурирование знаний. Кроме того, именно самостоятельная работа способствует развитию таких умений как планирование и целеполагание.
Таким образом, методика, предполагающая самостоятельную работу с историческими источниками, дает более прочные знания по теме. Помимо этого, анализ исторических источников формирует многие учебные компетенции, которые предусмотрены образовательными и историко-культурными стандартами.



1. Актуальные проблемы методики обучения [Текст] / Под ред. А. Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 1984. - 247 с.
2. Александров, В. А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма [Текст] / В. А. Александров // История СССР. -1981. - № 3. - С.78.
3. Артемьева, С. И. История России 1900-1917 гг. Социально-экономический аспект [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С. И. Артемьева, М. Ф. Иванцова. - Бийск, 2000. - 96 с.
4. Басик, Н. Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания [Текст] / Н. Б. Басик // Обществознание в школе. - 1999. - № 4. - С. 47-49.
5. Бирюков, С. А. Работа с архивными документами на уроках истории [Текст] /C. А. Бирюков // Методика. - 2002. - № 2. - С. 29-31.
6. Битюков, Г. А. Проблемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения [Текст] /Г. А. Битюков // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 5. - С. 52-53.
7. Вагин, А. А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах [Текст]: методическое пособие / А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1959. - 106 с.
8. Верт, Н. История Советского государства: 1900-1991 [Текст]: учебное пособие / Н. Верт. - М.: Норма, 1998. - 309 с.
9. Водарский, Я. Е. Население России за 400 лет (XVI - начало XX в.) [Текст]: учебник / Я. Е. Водарский. - М.: Просвещение, 1973. - 160 с.
10. Воейков, Л. Сборник материалов для описания Тамбовской губернии [Текст]: сборник / Л. Воейков. - СПб.: Питер, 1872. - 574 с.
11. Волкогонов, Д. А. Семь вождей [Текст]: учебное пособие / Д. А. Волкогонов. - М.: АО «Издательство «Новости», 2005. - 307 с.
12. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории [Текст]:
учебник для ВУЗов / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
13. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства [Текст]: методическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2000. - 87 с.
14. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе [Текст]: учебно-методическое пособие / П. В. Гора. - М.: Педагогика, 1988. - 274 с.
15. Горская, Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма: (Итоги и проблемы изучения) [Текст] / Под ред. Н. А. Горской. - М.: Наука, 1994. - 214 с.
16. Данилов, А. А. История России. XX - начало XXI века [Текст]: учебник для 9 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - М.: Просвещение, 2003. - 400 с.
17. Дякин, В. Сорок потерянных лет [Текст] / В. Дякин // Знание - сила. - 1991. - № 2. - С. 11-12.
18. Дякин, В. Слишком запоздалая реформа [Текст] / В. Дякин // Знание - сила. - 1991. - № 2. - С. 15-16.
19. Зверев, В. А. Людность семейного домохозяйства у русского и аборигенного крестьянства Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. [Текст] / В. А. Зверев // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. - 1996. - № 42. - С. 30-35.
20. История России с древнейших времен до конца XIX в. [Текст] /
Под ред. В. А. Скубневского, Т. Н. Соболевой. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. - 341 с.
21. История России IX-ХХ вв. [Текст] / Под ред. М. М. Шумилова. - СПб.: Питер, 1996. - 401 с.
22. История России: 1861-1917 [Текст] / Под ред. В. В. Шелохаева. - М.: Сфера, 1996. - 238 с.
23. История СССР: 1861-1917 [Текст] / Под ред. Н. Д. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1984. - 365 с.
24. Ковальченко, И. Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) [Текст] / И. Д. Ковальченко // История СССР. - 1991. - № 2. - С. 8-9.
25. Клокман, Ю. Р. Социально-экономическая история русского города. Вторая половина XVIII в. [Текст]: учебное пособие / Ю. Р. Клокман. - М.: Наука, 1967. - 335 с.
26. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории [Текст]: Пособие для учителя / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1982. - 298 с.
27. Лисова, К. Использование документов на уроках истории [Текст] / К. Лисова // Народное образование. - 2001. - № 5. - С. 9-14.
28. Лященко, П. И. История народного хозяйства СССР [Текст]: учебное пособие / П. И. Лященко. - М.: Просвещение, 2004. - 238 с.
29. Манданова, Е. С. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся основной школы [Текст]: методическое пособие / Е. С. Манданова. - М.: ПроСофт-М, 2014. - 104 с.
30. Милюков, П. Из воспоминаний Витте и Столыпина [Текст] / П. Милюков // Знание-сила. - 1991. - № 2. - С. 20-22.
31. Миронов, Б. Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие [Текст]: учебное пособие / Б. Н. Миронов. - Л.: Наука, 1990. - 271 с.
32. Миронов, Б. Н. Спорные и малоизученные вопросы истории русского позднефеодального города в современной советской историографии [Текст]: сборник научных статей / Б. Н. Миронов. - СПб.: СПГУ, 1983. - С.165-187.
33. Отечественная история. XX - начало XXI веков [Текст] / Под ред. А. В. Ушакова. - М.: ИД ФОРУМ, 2011. - 277 с.
34. Отечественная история XX век [Текст] / Под ред. В. Н. Разгона. -Барнаул: Азбука, 2010. - 406 с.
35. Памятная книжка Российской промышленности на 1843 год [Текст] / Под ред. А. Петрова. - М.: Просвещение,1843. - 33 с.
36. Программа реформ П. А. Столыпина. [Текст]: документы и материалы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. - 301 с.
37. Пушкарев, Л. Н. Исторический источник: основные подходы к классификации [Текст]: учебное пособие /Л. Н. Пушкарёв. - М.: Современное историческое образование, 2000. - 77 с.
38. Рабинович, М. Г. Городское жилище восточных славян [Текст] / М. Г. Рабинович // Традиционное жилище народов России: XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1997. - С. 79-103.
39. Румянцев, В. Я. Работа с историческими источниками [Текст] / В. Я. Румянцев // ПИШ. - 2003. - № 3. - С. 44.
40. Рындзюнский, П. Г. Городское гражданство дореформенной России [Текст]: учебное пособие / П. Г. Рындзюнский. - М.: Академия наук СССР, 1958. - 90 с.
41. Саплина, Е. В. Как сделать эффективным урок истории [Текст] / Е. В. Саплина // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 4. - С. 45-46.
42. Сахаров, А. Н. Русская деревня XVII века. По материалам патриаршего хозяйства [Текст]: сборник статистических материалов / А. Н.Сахаров. - М.: Наука, 1966. - 124 с.
43. Семенникова, Л. И. Цивилизация в истории человечества [Текст]: учебное пособие / Л. И. Семеникова. - Брянск: Курсив, 1998. - 138 с.
44. Семенов, П. П. Географическо-статистический словарь Российской империи [Текст]: словарь / П. П. Семенов. - СПб.: Питер, 1867. - 621 с.
45. Семенов-Тян-Шанский, В. П. Город и деревня в Европейской России [Текст]: очерк по экономической географии с 16 картами и картограммами / В. П. Семенов-Тян-Шанский. - М., 1910. - 44 с.
46. Скубневский, В. А. Развитие капитализма в пореформенной России (60-90-е годы) [Текст]: учебное пособие / В. А. Скубневский // История России с древнейших времен до конца XIX в. - Барнаул, 1999. - 140 с.
47. Соловьева, Е. И. Аренда в крестьянском хозяйстве Сибири во второй половине Х1Хв. [Текст]: учебник / Е. И. Соловьева // Крестьянство Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. - Новосибирск, 1979. - 94 с.
48. Статистический временник Российской Империи [Текст]: статистический сборник. - СПб., 1866. - 74 с.
49. Сборник сведений по Европейской России за 1882 год [Текст]: статистический сборник. - СПб.: Типография Министерства внутренних дел,
1884. - 69 с.
50. Статистические таблицы Российской Империи, за 1856-й год, составленные и изданные, по распоряжению Министра внутренних дел, Статистическим Отделом Центрального статистического Комитета [Текст]: сборник. - СПб., 1858. - 58 с.
51. Статистические таблицы Российской Империи, издаваемые, по распоряжению Министра внутренних дел, Центральным статистическим комитетом. Выпуск второй. Наличное население Империи за 1858 год. (С картою населенности Европейской России) [Текст] / Под ред. А. Бущена. - СПб., 1863. - 64 с.
52. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Т. Студеникин. - М.: Владос,2004. - 240 с.
53. Тимошина, Т. М. Экономическая история России. [Текст]: учебник / Т. М. Тимошина. - М.: Норма, 2009. - 477 с.
54. Тимошина, Т. М. Экономическая история России [Текст] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. - М.: Просвещение, 2000. - 361 с.
55. ФГОС основного общего образования - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
56. Харламова, Е. В. Работы с источниками на уроках истории [Текст] / Е. В. Харламова, Т. И. Ильина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 1. - С. 33-35.
57. Щербина, Ф. А. Крестьянские бюджеты [Текст]: учебное пособие / Ф. А. Щербина. - Воронеж: Вольн. экон. о-во, 1900. - 730 с.
58. Щетинов, Ю. А. История России ХХ век [Текст]: учебник / Ю. А. Щетинов. - М.: Сфера, 1999. - 255 с.
59. Экономическая история России [Текст] / Под ред. Н. Воеводина, А. Дусенбаев. - М.: Сфера, 2010. - 320 с.
60. Энциклопедический словарь [Текст]: словарь / Под общ. ред. В. В. Журавлева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 871 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ