Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 7
1.2. Развитие слухового восприятия в онтогенезе 14
1.3. Особенности слухового восприятия у детей с ОНР 24
1.4. Обзор методик логопедической работы по развитию слухового
восприятия 30
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ.
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 40
2.2. Анализ констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по развитию фонетического слуха у детей
5-6 лет с ОНР III уровня 54
Заключение 60
Список литературы 62
Актуальность исследования определяется тем, что общее недоразвитие речи часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. В связи с этим необходимо правильно понимать структуру ОНР, причин, лежащих в его основе, чтобы выбрать наиболее эффективные приемы коррекции первичных и вторичных нарушений, а также своевременного предупреждения возможных осложнений в процессе школьного обучения.
Звуковая сторона речи является одной из обязательных компонентов речевой системы, который нарушен у ребенка, имеющего общее недоразвитие речи. Именно эта сторона речи, ее особенность, механизм нарушения очень важны в контексте нашей работы.
Проблема исследования общего недоразвития речи раскрывается в трудах многих авторов (Р.И. Лалаева, Т.В. Туманова, Н.В. Серебрякова, Л.Г. Парамонова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, М.Е. Хватцев и др.). Но, к настоящему времени, проблема повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста с ОНР является недостаточно изученной в свете процесса образования.
Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.
Особенно, потребность в развитии речевого слуха стоит одной из главных задач в работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи, а также другие патологии в речевом развитии.
По мнению Т.В. Волосовец термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно.
На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи (В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.). Однако, при всем разнообразии диагностических методик, направленных на изучение речевого слуха, нет достаточно разработанной диагностической методики по изучению сформированности речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи. К тому же, методическая литература по изучению и развитию фонетического слуха в настоящее время весьма ограничена и встречается в единичных случаях. Может быть, это объясняется тем, что нарушения фонематического слуха отражается на письме (в виде смешений и замен), а нарушение фонетического слуха на ошибки в письме не влияет. Тем не менее, изучение данной проблемы, применительно к детям с ОНР, актуально.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос - каковы проявления нарушений фонетического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня?
Объект - звуковая сторона речи.
Предмет - особенности фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
...
У нормально развивающегося ребенка в процессе онтогенеза активно развивается слуховое восприятие речи (речевой слух, состоящий из фонетического и фонематического слуха). В контексте нашей работы под фонетическим слухом следует понимать тонкий, систематизированный слух, осуществляющий контроль непрерывного потока слогов в речи и направленный на различение правильного звучания фонемы от искаженного аналога. А под фонематическим слухом - тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова;
Фонетический и фонематический слух осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, что крайне важно, в дальнейшем, при обучении грамоте. Способность дифференцировать в собственной речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка (фонетический слух) может быть использовано для характеристики процесса порождения речи. При нарушении речевого фонематического слуха и фонетического слуха у ребенка возникает нарушение звукопроизношения;
С целью выявления особенностей и механизмов нарушения
фонетического слуха у детей 5-6 лет с ОНР III уровня был организован констатирующий эксперимент. Данный эксперимент проводился в течение ноября 2014г. на базе «МБДОУ №330 комбинированного вида». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли 10 детей из старшей группы компенсирующего вида. Их них: 50% испытуемых (5 человек) - девочки и 50% испытуемых (5 человек) - мальчики. Констатирующий эксперимент включал две серии заданий: 1) Обследование
звукопроизношения; 2) Обследование фонетического слуха.
При анализе констатирующего эксперимента было выделено две группы детей:
1 группа - дети с сохранным фонетическим слухом, у которых 60
нарушение звукопроизношения по типу искажений не повлияли на нарушение фонетического слуха (20% испытуемых (2 чел.)).
2 группа - дети с нарушенным фонетическим слухом, у которых наблюдается тенденция к прямой зависимости между уровнем сформированности звукопроизношения по типу искажений и уровнем сформированности фонетического слуха (80% испытуемых (8 чел.)).
Также, анализируя результаты констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что 70% испытуемым (7 чел.) необходимо разработать комплекс игр и упражнений, направленные на различение правильного варианта звука [Р] от искаженного горлового. Также подобный комплекс игр и упражнений на различение правильного звука [С] от искаженного межзубного нужно разработать 10% испытуемым (1 чел.)
В рамках 3 задачи нами выделены основные направления логопедической работы по развитию фонетического слуха у детей 5-6 лет с ОНР III уровня:
1 направление - Развитие навыка различение правильно произносимого звука [Р] от его искаженного аналога в чужой речи и в своей;
2 направление - Развитие навыка различение правильно произносимого звука [C] от его искаженного аналога в чужой речи и в своей.
Таким образом, цель и задачи реализованы, гипотеза доказана.
Список литературы
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.: ил.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М. : АСТ, 2006.
3. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их
отражение на письме: автореферат диссертации кандидата
психологических наук:19.00.01. М.: 2011.
4. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. - 91с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с тяжелыми нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно- метод. пособ. / Г.А. Волкова. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003. - 144 с.
6. Волковская Т.Н. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста. / Т.Н. Волковская //Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов. под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М. : Академия, 2003. - 320 с.
7. Вьюгина, Н.А. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи / Н. А. Вьюгина // Логопед : науч.-метод. журн. - 2013. - N 2. - С. 102-107.
8. Гаязова, Г.А. Особенности сенсорного развития дошкольников с ОНР / Г. А. Гаязова, Р. М. Султанова, И. Ш. Шавалиева // Логопед : науч.-метод. журн. - 2014. - N 2. - С. 96-52.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008.
10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и
обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М., «Владос», 2001.
11. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 262-264.
12. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с
нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической
конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 - 70-83 с.
13. Григорьева И.А. Автоматизация звуков: традиционные и
инновационные технологии / И. А. Григорьева, Н. П. Задумова // Логопед : науч.-метод. журн. - 2012. - N 9. - С. 20-26.
14. Григорьева Л.В. Педагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе: диссертация.кандидата педагогических наук: 13.00.03. Тверь, 2013.
15. Егорова И.В. Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания: Диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03 СПб.: 2005.
... всего 52 источников