Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы совершенствования координационных способностей, обучающихся 15 - 16 лет 5
1.1. Сущность и значение координационных способностей в управлении
движениями 5
1.2. Классификация координационных способностей 7
1.3. Задачи и основные приемы воспитания координационных
способностей 13
1.4. Физическая активность обучающихся старшего школьного возраста.. ..25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
ГЛАВА 3. Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей
обучающихся 15-16 лет средствами гимнастики 40
3.1 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
координационных способностей обучающихся 15-16 лет средствами гимнастики 40
3.2 Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений 41
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложения 49
Актуальность. Подростки имеют огромное значение для современного общества, поэтому ставится множество задач для сохранения их здоровья. Одна из основных - это всестороннее и гармоничное развитие, и, как следствие, высокий уровень здоровья и физических качеств.
В связи с этим в настоящее время методы физического воспитания обучающихся должны быть максимально эффективны, и по этой причине к ним предъявляют высокие требования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования отмечает: «Особое внимание надо обращать на развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности» [37].
Координационные способности крайне сложны в развитии ввиду своего многообразия, массы взаимосвязей между собой и с другими физическими качествами, но они позволяют открывать новые уровни развития физических качеств, т.к. позволяют открыть для себя и изучить известные движения по-новому, а также обучиться абсолютно новым двигательным действиям.
Специалисты в данной области предполагают, что нужно разработать ряд новых подходов к физическому воспитанию старших школьников.
Объект исследования: процесс физического воспитания в школе.
Предмет исследования: Средства и методы совершенствования координационных способностей у обучающихся 15-16 лет
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подобранные нами упражнения для развития координационных способностей с элементами гимнастики, применяемые на уроках физической культуры, повысят у обучающихся старших классов координационные способности
Задачи исследования
1. Провести анализ научной литературы по теме исследования;
2. Разработать и апробировать специально подобранные средства для развития координационных способностей у обучающихся 15-16 лет
3. Отследить динамику развития координационных способностей у обучающихся 15-16 лет
Практическая значимость. Методика развития координационных способностей, обучающихся 15-16 лет, основанная на использовании средств гимнастики, может быть рекомендована специалистам по физической культуре для использования на уроках, в секционной работе, спортивно¬массовой работе, в организации досуга.
Научно-методологической основой данной работы являются исследования, посвящённые развитию координационных способностей, авторами которых являются: В.И. Лях, В.Н. Болобан, Т.Т. Джамгарова, Л.А. Архипова и др.
1. При проведении анализа научно-методической литературы было выяснено, что уроки физической культуры в школе направлены на гармоничное физическое развитие и повышение уровня здоровья организма обучающихся. При этом, развитие координационных способностей является неотъемлемой частью школьной программы, но не всегда эффективно выполняется. Также было выяснено, что развитие координационных способностей положительно сказывается на развитии других физических качеств.
2. Нами был разработан комплекс упражнений направленный на совершенствование координационных способностей обучающихся 15-16 лет средствами гимнастики. Особенностью комплекса является наиболее эффективное использование гимнастических упражнений и гимнастического оборудования, повышение количества повторений и использование более сложных упражнений. Комплекс упражнений был поделен на две части: упражнения для подготовительной и заключительной частей и упражнения для основной части.
3. В ходе проверки разработанного нами комплекса упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей обучающихся 15-16 лет средствами гимнастики, выявлены достоверные различия в развитии координационных способностей у контрольной и экспериментальной групп обучающихся. Из этого следует, что применяемый нами комплекс упражнений оказался эффективным и дал положительное воздействие на развитие координационных способностей обучающихся 15-16 лет. Прирост показателей в тесте «Проба Ромберга» у экспериментальной группы составил 20%, а у контрольной группы - 2%, в тесте «Челночный бег 3х10» у экспериментальной группы - 4%, а у контрольной - 3% и в тесте «2 кувырка + бег» в экспериментальной группе - 4%, а у контрольной - 2%.
1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.
2. Архипова Л.А.,Методика преподавания физической культуры в начальной школе, 2013.
3. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. -200 с.
4. Болобан В.Н. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки /В. Болобан //Наука в олимпийском спорте, 2013. - No2. - С. 96 -102 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М, ФНС. -2010. - 490 с.
6. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки:
учебник для высших учебных заведений - М.: Советский спорт, 2009 - 328 с.
7. Гогунов Е.Н., Мартъенов Б.Н. Психология физического
воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.
8. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической
культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 освещение, 2012 -176с.
10. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) // Под общей ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 1999. -388с.
11. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы [Текст] / Е.П. Ильин Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.
12. Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.
13. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2011. - No 1. -С. 16-23.
14. Лях В.И. Физическая культура в школе. Совершенствование специфических координационных способностей, 2001, № 2
15. Лях В.И.Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физ. культуры. -2004. -No 1. -С. 48 - 50.
16. Майорова Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 14-16 лет / Л.Т. Майорова, Н.Г. Лопина. Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006
17. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999 г. - 165с.
18. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2013. - 544с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М.: ФИС, 2009. -543с.
20. Матяш, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие: / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 268 с.
21. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 7-9 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. -235с.
22. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. -Вып.1. -136 с.
23. Ножкина, Т.В. Возрастная психология: курс лекций (лекция): / Т.В. Ножкина, Т.А. Умнова; Научная книга. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2020. - 271 с.
24. Приймаков, А.А. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. [Текст] / А.А. Приймаков // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1. - С.53-59.
25. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2014.-310с.
26. Семкина А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом / А. А. - Москва: 2016. - 213с.
27. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. -Красноярск, 2006. -126 с.
28. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 1997 г. -156с.
29. Солдков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная,
возрастная: / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 7-е изд. - Москва: Спорт, 2017. - 621 с.
30. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением от 7 августа 2009 г., № 1101р / Правительство Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. - 2009. - № 10. - 1432 с.
31. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. -Омск: ОГИФК, 2001. - 46 с.
32. Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. -105с.
33. Суянгулова, Л.А. Совершенствование координационных способностей детей школьного возраста. [Текст] / Л.А. Суянгулова - Омск: ОГИФК, 2006. -38 с
34. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под.ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
35. Теория и практика физической культуры. -2005. -No3. С. 15-18.
36. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4
37. Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. - Москва: Спорт, 2016. - 281 с.
38. ФГОС основного обшего образования.
39. Щанкин, А.А. Возрастная анатомия и физиология: курс лекций: / А.А. Щанкин. - 2-е изд., стер. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 177 с.
40. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.