Совершенствование методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности
|
Введение 3
Глава1.Теоретическое обоснование развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности....9
1.1. Возрастные физиологические особенности обучающихся 14-15 лет ... 9
1.2. Тренировка как компонент развития физических качеств обучающихся
14-15 лет во внеучебной деятельности 12
1.2.1. Методические основы развития физических качеств обучающихся
14-15 лет во внеучебной деятельности 15
1.2.2. Техническая подготовка обучающихся 14-15 лет во
внеучебной деятельности (на примере игры волейбол) 15
1.2.3. Физическая подготовка обучающихся 14-15 лет во
внеучебной деятельности 18
Глава 2. Методы и организация исследования 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Результаты экспериментальной деятельности и их
обсуждение 33
3.1. Содержание внеучебных занятий по развитию физических качеств в
экспериментальной группе 33
3.2. Обсуждение полученных результатов 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 61
Глава1.Теоретическое обоснование развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности....9
1.1. Возрастные физиологические особенности обучающихся 14-15 лет ... 9
1.2. Тренировка как компонент развития физических качеств обучающихся
14-15 лет во внеучебной деятельности 12
1.2.1. Методические основы развития физических качеств обучающихся
14-15 лет во внеучебной деятельности 15
1.2.2. Техническая подготовка обучающихся 14-15 лет во
внеучебной деятельности (на примере игры волейбол) 15
1.2.3. Физическая подготовка обучающихся 14-15 лет во
внеучебной деятельности 18
Глава 2. Методы и организация исследования 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Результаты экспериментальной деятельности и их
обсуждение 33
3.1. Содержание внеучебных занятий по развитию физических качеств в
экспериментальной группе 33
3.2. Обсуждение полученных результатов 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 61
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС ВО являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Особенность внеурочной деятельности является практическая направленность, которая нацелена на совершенствование и закрепление учений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры.
Чтобы добиться совершенствования физических качеств учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации: занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, физкультурные праздники и др. Одной из таких секций в нашей школе является секция по волейболу.
Волейбол очень динамичная игра. Интенсивность игры такова, что частота сердечных сокращений достигает от 160до200 ударов в минуту и более, что относится к субмаксимальной мощности работы. Потеря в весе доходит до 2,5-3 килограммов, а продолжительность игры достигает трех часов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявление смелости и сообразительности, выносливости и высокого уровня морально-волевых качеств [4].
Поэтому для решения этого вопроса необходимо осуществлять контроль над уровнем технической подготовки обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности и методику её совершенствования, а это в свою очередь повлечет и активное развитие физических качеств, так как это все компоненты всесторонней подготовки обучающихся.
Выше перечисленное обострило проблему: каковы средства и методы развития физических качеств во внеучебной деятельности обучающихся 14¬15 лет?
Исходя из актуальности и учитывая проблему представляется возможным сформулировать тему исследования: «Совершенствование методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности »
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем подтвердить эффективность совершенствование методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Предмет исследования: методика развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования.
2. Определить уровень физических качеств у обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности и внедрить методику развития физических качеств.
3. Совершенствовать методику развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
4. Обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Гипотеза работы: физические качества обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности будут развиваться результативно, если:
- будут учитываться анатомо-физиологические особенности обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности,
- обеспечить систематическое и последовательное определение уровня физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности,
-использовать упражнения направленные на развитие физических качеств обучающихся 15-15 лет во внеучебной деятельности.
Методологическая основа исследования. В ходе анализа был изучен материал по исследуемой теме таких авторов как: А.Т. Гарипов, Ц.О. Желяков, Ж.К. Холодов, занимающихся организацией и методикой научных исследований в области физической куьтуры и спорта; труды авторов Г. И. Марковской, В.С. Кузнецов, Б.Н. Ашмарин - внесшие вклад в теорию и методику развития физических качеств обучающихся; исследователи А.В.Беляев, Л.В.Булыкина, А.А. Гладышева, Л.Г. Локшеев, Л.В. Силаева, Е.В.Фомин, - занимались изучением тактики и методики ее совершенствования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно методической литературы по пролеме исследования, формулирование выводов по теме исследования, составление списка библиографии;
Эмпирические: обощение педагогического опыта;
Интерпритационные.
Теоретическая значимость. Изученные средства и приемы внесут вклад в теорию и методику физического воспитания и занятий внеучебной деятельностью в раздел развития физических качеств и всесторонней подготовки обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности, что позволит расширить средства физического воспитания, повлечет совершенствование физических качеств обучающихся.
Практическая значимость полученные результаты экспериментальной работы позволят использовать апробированную методику развития физических качеств, которую можно будет использовать при занятиях любыми спортивными играми и внедрять во внеурочную деятельность. А так же использовать изученные средства и методы на занятиях физической культурой при совершенствовании физических качеств и в процессе всестороннего развития учащихся общеобразовательных школ.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (апрель - май 2019г)
На первом этапе было проведено теоретическое исследование по проблеме совершенствования методики развития физических качеств учащихся в возрасте от 14 до 15 лет во внеурочной деятельности по данным научно¬методической литературы и с использованием информационных ресурсов, выбор направления работы, определение понятийного аппарата, выдвижение рабочей гипотезы, постановка цели, задач работы, конкретизация методов исследования путем изучение практического опыта.
На этом этапе нами осуществлялся также предварительный педагогический эксперимент.
Второй этап - (сентябрь 2019г.-март 2020г.)
Чтобы осуществить данный этап эксперимента нами был осуществлён сбор основных данных педагогического исследования, который проводился в два этапа:
а) период предварительного эксперимента.
Проводился в общеобразовательной школе в МКОУ Лугавская СОШ №19 с.Лугавское Минусинского района и был направлен на решение следующих задач: корректировка и уточнение методики проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на совершенствование развития физических качеств; систематизация программного материала разрабатываемой методики.
б) период основного педагогического эксперимента.
Проводился общеобразовательной школе МКОУ Лугавская СОШ №19 с. Лугавское Минусинского района. В проведении педагогического эксперимента участвовало 16 учащихся. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Контрольная группа включала 8 учащихся. Экспериментальная группа была составлена также из 8 учащихся.
По завершении эксперимента состав этих групп не изменился. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. На данном этапе проводился сбор экспериментальных данных об эффективности проводимого исследования.
Третий этап (апрель 2020г.)
На этом этапе был проведен анализ полученных экспериментальных данных, научно-литературное оформление дипломной работы, составление методических рекомендаций для учителей-практиков и тренеров ДЮСШ, внедрение и апробация результатов проделанной работы в практику воспитательного процесса по развитию физических качеств у обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав с теоретическим обзором темы исследования, заключения, практических рекомендаций и библиографического списка насчитывающего 41 источник отечественной литературы, приложения. Работа сопровождается наглядным материалом в виде 4 рисунков и 9 таблиц.
Особенность внеурочной деятельности является практическая направленность, которая нацелена на совершенствование и закрепление учений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры.
Чтобы добиться совершенствования физических качеств учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации: занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, физкультурные праздники и др. Одной из таких секций в нашей школе является секция по волейболу.
Волейбол очень динамичная игра. Интенсивность игры такова, что частота сердечных сокращений достигает от 160до200 ударов в минуту и более, что относится к субмаксимальной мощности работы. Потеря в весе доходит до 2,5-3 килограммов, а продолжительность игры достигает трех часов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявление смелости и сообразительности, выносливости и высокого уровня морально-волевых качеств [4].
Поэтому для решения этого вопроса необходимо осуществлять контроль над уровнем технической подготовки обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности и методику её совершенствования, а это в свою очередь повлечет и активное развитие физических качеств, так как это все компоненты всесторонней подготовки обучающихся.
Выше перечисленное обострило проблему: каковы средства и методы развития физических качеств во внеучебной деятельности обучающихся 14¬15 лет?
Исходя из актуальности и учитывая проблему представляется возможным сформулировать тему исследования: «Совершенствование методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности »
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем подтвердить эффективность совершенствование методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Предмет исследования: методика развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования.
2. Определить уровень физических качеств у обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности и внедрить методику развития физических качеств.
3. Совершенствовать методику развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
4. Обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики развития физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности.
Гипотеза работы: физические качества обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности будут развиваться результативно, если:
- будут учитываться анатомо-физиологические особенности обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности,
- обеспечить систематическое и последовательное определение уровня физических качеств обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности,
-использовать упражнения направленные на развитие физических качеств обучающихся 15-15 лет во внеучебной деятельности.
Методологическая основа исследования. В ходе анализа был изучен материал по исследуемой теме таких авторов как: А.Т. Гарипов, Ц.О. Желяков, Ж.К. Холодов, занимающихся организацией и методикой научных исследований в области физической куьтуры и спорта; труды авторов Г. И. Марковской, В.С. Кузнецов, Б.Н. Ашмарин - внесшие вклад в теорию и методику развития физических качеств обучающихся; исследователи А.В.Беляев, Л.В.Булыкина, А.А. Гладышева, Л.Г. Локшеев, Л.В. Силаева, Е.В.Фомин, - занимались изучением тактики и методики ее совершенствования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно методической литературы по пролеме исследования, формулирование выводов по теме исследования, составление списка библиографии;
Эмпирические: обощение педагогического опыта;
Интерпритационные.
Теоретическая значимость. Изученные средства и приемы внесут вклад в теорию и методику физического воспитания и занятий внеучебной деятельностью в раздел развития физических качеств и всесторонней подготовки обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности, что позволит расширить средства физического воспитания, повлечет совершенствование физических качеств обучающихся.
Практическая значимость полученные результаты экспериментальной работы позволят использовать апробированную методику развития физических качеств, которую можно будет использовать при занятиях любыми спортивными играми и внедрять во внеурочную деятельность. А так же использовать изученные средства и методы на занятиях физической культурой при совершенствовании физических качеств и в процессе всестороннего развития учащихся общеобразовательных школ.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (апрель - май 2019г)
На первом этапе было проведено теоретическое исследование по проблеме совершенствования методики развития физических качеств учащихся в возрасте от 14 до 15 лет во внеурочной деятельности по данным научно¬методической литературы и с использованием информационных ресурсов, выбор направления работы, определение понятийного аппарата, выдвижение рабочей гипотезы, постановка цели, задач работы, конкретизация методов исследования путем изучение практического опыта.
На этом этапе нами осуществлялся также предварительный педагогический эксперимент.
Второй этап - (сентябрь 2019г.-март 2020г.)
Чтобы осуществить данный этап эксперимента нами был осуществлён сбор основных данных педагогического исследования, который проводился в два этапа:
а) период предварительного эксперимента.
Проводился в общеобразовательной школе в МКОУ Лугавская СОШ №19 с.Лугавское Минусинского района и был направлен на решение следующих задач: корректировка и уточнение методики проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на совершенствование развития физических качеств; систематизация программного материала разрабатываемой методики.
б) период основного педагогического эксперимента.
Проводился общеобразовательной школе МКОУ Лугавская СОШ №19 с. Лугавское Минусинского района. В проведении педагогического эксперимента участвовало 16 учащихся. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Контрольная группа включала 8 учащихся. Экспериментальная группа была составлена также из 8 учащихся.
По завершении эксперимента состав этих групп не изменился. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. На данном этапе проводился сбор экспериментальных данных об эффективности проводимого исследования.
Третий этап (апрель 2020г.)
На этом этапе был проведен анализ полученных экспериментальных данных, научно-литературное оформление дипломной работы, составление методических рекомендаций для учителей-практиков и тренеров ДЮСШ, внедрение и апробация результатов проделанной работы в практику воспитательного процесса по развитию физических качеств у обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав с теоретическим обзором темы исследования, заключения, практических рекомендаций и библиографического списка насчитывающего 41 источник отечественной литературы, приложения. Работа сопровождается наглядным материалом в виде 4 рисунков и 9 таблиц.
1. В результате изучения научно-методической литературы и школьного физического воспитания, было установлено, что волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям, быстроте мышления и физическим возможностям занимающихся. Спортивная игра волейбол является средством физического воспитания она очень эффективна и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания школьников и в нашей великой России. Исходя из многочисленных исследований, проведенных области волейбола, был сделан вывод о том, что уровень спортивного мастерства обучающихся 14-15 лет во внеучебной деятельности напрямую зависит от уровня развития физических качеств. Поэтому главная задача подготовки в волейболе - развивать физические качества.
2. В результате педагогического эксперимента, определены эффективные компоненты нагрузок (продолжительность выполнения упражнений, количество повторений, интервалы и характер отдыха), направленных на развитие силы, быстроты, координации движений и выносливости, целесообразные для применения средства физической подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности.
3. Педагогический эксперимент показал, что предложенная методика развития физических качеств эффективнее и в результате эксперимента нами были получены следующие результаты:
- в прыжках с места в ЭГ - 7,5 %, а в КГ - 4,1 %, а при бросках набивного мяча; в ЭГ - 20,5%, в КГ - 6,5%
- в беге на 30 метров в ЭГ 10,4%, а в КГ - 3,8%; - в челночном беге мы получили в ЭГ - 5,1 %, а в КГ -2,4%.
- сгибание рук в упоре мы получили процент изменения в ЭГ -21,7%, а в КГ - 10,5%,
- динамометрия кисти средние показатели за проявленные двумя руками - в ЭГ мы получили -11,5%, а в КГ - 6,7%.
- тест Купера (12 минутный бег) - в ЭГ мы получили прирост в 10,2%, а в КГ - 3,1%;
- в беге на 800 метров прирост составил, в ЭГ - 18,2 %, в КГ - 13,9%.
В целом педагогический эксперимент показал, что предложенная нами усовершенствованная методика планирования и контроля физических нагрузок наиболее эффективна по сравнению с традиционной методикой.
Результаты контрольных испытаний показывают, что улучшение достоверно согласно динамики развития показателей физической подготовленности, соответственно нам удалось достичь поставленной цели и подтвердить рабочую гипотезу.
2. В результате педагогического эксперимента, определены эффективные компоненты нагрузок (продолжительность выполнения упражнений, количество повторений, интервалы и характер отдыха), направленных на развитие силы, быстроты, координации движений и выносливости, целесообразные для применения средства физической подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности.
3. Педагогический эксперимент показал, что предложенная методика развития физических качеств эффективнее и в результате эксперимента нами были получены следующие результаты:
- в прыжках с места в ЭГ - 7,5 %, а в КГ - 4,1 %, а при бросках набивного мяча; в ЭГ - 20,5%, в КГ - 6,5%
- в беге на 30 метров в ЭГ 10,4%, а в КГ - 3,8%; - в челночном беге мы получили в ЭГ - 5,1 %, а в КГ -2,4%.
- сгибание рук в упоре мы получили процент изменения в ЭГ -21,7%, а в КГ - 10,5%,
- динамометрия кисти средние показатели за проявленные двумя руками - в ЭГ мы получили -11,5%, а в КГ - 6,7%.
- тест Купера (12 минутный бег) - в ЭГ мы получили прирост в 10,2%, а в КГ - 3,1%;
- в беге на 800 метров прирост составил, в ЭГ - 18,2 %, в КГ - 13,9%.
В целом педагогический эксперимент показал, что предложенная нами усовершенствованная методика планирования и контроля физических нагрузок наиболее эффективна по сравнению с традиционной методикой.
Результаты контрольных испытаний показывают, что улучшение достоверно согласно динамики развития показателей физической подготовленности, соответственно нам удалось достичь поставленной цели и подтвердить рабочую гипотезу.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Круговая тренировка как средство развития силовых способностей
обучающихся 13-15 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Физическая подготовка обучающихся 12-13 лет на внеучебных занятиях по легкой атлетике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Средства и методы развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БАСКЕТБОЛУ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Обучение техническим приёмам в волейболе школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности средствами подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - Развитие быстроты обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021



