Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Работа №155111

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема внимания в психологии 8
1.2. Становление свойств произвольного внимания в младшем школьном возрасте 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы свойств произвольного внимания учащихся
младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 30
2.1. Организация, методы и методики исследования свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 30
2.2. Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 37
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 48
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 48
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств
произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 55
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90

Актуальность исследования. Произвольное внимание является важным компонентом когнитивных процессов, которые включают в себя восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто испытывают трудности в поддержании произвольного внимания.
Как показывают исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из наиболее распространенных неврологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста. Это нарушение характеризуется нарушением функций внимания, повышенной двигательной активностью и импульсивностью (Т.А. Ващенко, 2001; Р.Баркли, 2005; К. Бентон, 2002;).
Изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на сегодняшний день становится одним из самых актуальных направлений психолого-педагогических исследований.
Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто испытывают трудности в учебе, им сложно сосредоточиться на заданиях и держать внимание на протяжении длительного времени. Они также могут быть более склонны к отвлекающим факторам, таким как шум или движение в классе. Все это может привести к не успешности в образовательном процессе, а также к проблемам в поведении.
Современное изучение и коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше сосредотачиваться на учебном процессе. Кроме того, коррекция свойств произвольного внимания поможет учащимся выправить их социальные навыки, такие как способность контролировать и управлять своим поведением, что может снизить конфликты с одноклассниками и их отношения.
Психологическая коррекция свойств произвольного внимания является одним из основных подходов в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Она позволяет учить детей контролировать свое внимание, лучше сосредотачиваться на заданиях и увеличивать продолжительность концентрации внимания. Это помогает учащимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выровнять учебную деятельность и поведенческие проблемы.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и взаимодействия с окружающими учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является своевременное изучение свойств произвольного внимания, а также разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции свойств произвольного внимания младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по их своевременной коррекции.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет исследования: психологическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности являются: недостаточный для возрастной нормы объем, трудности
концентрации, распределения и переключения внимания. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на развитие свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивно сти;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы установили, что дефицит внимания, гиперактивность негативно сказываются на детско-родительских взаимоотношениях, учебной деятельности, поведенческой сфере, а также на взаимоотношениях со взрослыми людьми и сверстниками, у таких детей возможно возникновение школьной дезадаптации.
Существуют определенные трудности в проведении диагностики и построении системы коррекционно-развивающего обучения и сопровождения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вызванные отсутствием единых взглядов на природу и проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди специалистов разного профиля. Это приводит к противоречивым прогнозам развития, неоднозначным подходам по коррекции и организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Исследование СДВГ у детей имеет междисциплинарный характер.
Трудности обучения, которые возникают у учеников младших классов, часто связаны с нарушением функции внимания. Нарушения внимания, в частности «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), рассматривают сегодня как одно из наиболее распространенных нервно­психических расстройств, следствием которого являются проблемы в обучении и поведении детей младшего школьного возраста.
Синдром дефицита внимания гиперактивности - неврологически- поведенческое расстройство развития, который начинается в детском возрасте. Возникновения симптомов СДВГ относят к началу посещения детского заведения, первые ухудшения наблюдаются в 6-7 лет, хоть тяжелую форму можно распознать еще в раннем детстве.
Актуальность данной темы вызвана взаимосвязью проблемы развития внимания школьников с успешностью обучения. Рассеянным ученикам трудно учиться в школе. Если ученик часто отвлекается на посторонние дела во время объяснения учителем материала, то это приводит к тому, что он пропускает слова учителя, не может усвоить нового материала по невнимательности. Пробелы в знаниях не позволяют рассеянному ученику понять математику, чтение, язык. Развитие внимания необходимо для успешной учебы, усвоения учащимися учебного материала.
В рамках эмпирического исследования мы провели эффективность программы развития произвольного внимания учеников начальной школы. Исследование было организовано и проведено на базе МАОУ «Лицей №7». В исследовании приняли участие учащиеся 1 - 4 классов включительно, общим количеством 45 человек в возрасте 7 - 10 лет. В комплекс
психодиагностических методик вошли: методика «Корректурная проба» Б.Бурдона (буквенный вариант), тест Пьерона-Рузера, методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
На основании проведенной работы можем говорить о том, что у большинства респондентов диагностирован недостаточный уровень развития таких основных свойств внимания, как объем и концентрация. Поэтому дальнейшая работа заключается в формировании коррекционных групп, создании и внедрении коррекционно-развивающей программы, направленной на исправление диагностированных недостатков.
Разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у учащихся 1 -4 классов, у которых по результатам диагностических исследований наблюдается низкий уровень внимания. На формирующем этапе эксперимента нами были выделены следующие направления работы: развитие объема внимания, концентрации внимания, переключения внимания. Программа состоит из 5-ти этапов, предусматривающих профилактическое и коррекционное влияние. Повторная диагностика показала эффективность программы по развитию произвольного внимания младших школьников.


1. Абдуллина, А.С. Коррекция свойств произвольного внимания у детей с СДВГ в процессе обучения: практическое руководство / А.С. Абдуллина, О.В. Масленникова. - М.: Издательство Московского психолого­социального института, 2013. - 160 с.
2. Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 2011. - 450 с.
3. Альтхерр П. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития /П. Альтхерр. - Москва : Академия, 2009. - 160 с.
4. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения - 5-е изд., стер.- М.: Издательство «Ось-89», 2007.- 272 с. (практическая психология), c.33
5. Афонин И. Н. Здоровый и счастливый ребенок / И. Н. Афонин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 165 с.
6. Ахутина Т. В. Дети с трудностями учения / Т. В. Ахутина //Начальная школа: плюс-минус, 2000. - № 12. -С. 20-25.
7. Ахутина Т. В. Нейролингвистика нормы / Т. В. Ахутина // 1 Междунар. конф. памяти А. Р. Лурия : сб. докл. - Москва, 1998. - С. 289-298.
8. Ахутина Т. В. Путешествие Бима и Бома в страну Математику : пос. по подготовке детей к школе / Т. В. Ахутина. - Москва, 1999. - 71 с.
9. Балашова Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина. - Москва : Генезис, 2010. - 123 с.
10. Баулина М. Е. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / М. Е. Баулина. -Москва : АРКТИ, 2009. - 80 с.
11. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М., 2005.
12. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
13. Брызгалов А. О. Половые различия в когерентности ЭЭГ при выполнении задачи Струпа / А.О. Брызгалов, Н.В. Вольф // Журн. высш. нервн. деят. - 2006. - Т. 56. -№ 4. - С. 464-471.
14. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. 128 с.
15. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 96 с.
16. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно­психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
17. Внимание, Память, Логика, 6-7 лет, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2015
18. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика: Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ: учебное пособие для вузов/Л.В.Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 291с.
... всего 97 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ