ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема внимания в психологии 8
1.2. Становление свойств произвольного внимания в младшем школьном возрасте 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы свойств произвольного внимания учащихся
младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 30
2.1. Организация, методы и методики исследования свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 30
2.2. Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 37
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 48
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 48
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств
произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 55
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Психологическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема внимания в психологии 8
1.2. Становление свойств произвольного внимания в младшем школьном возрасте 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы свойств произвольного внимания учащихся
младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 30
2.1. Организация, методы и методики исследования свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 30
2.2. Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 37
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 48
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 48
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств
произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 55
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность исследования. Произвольное внимание является важным компонентом когнитивных процессов, которые включают в себя восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто испытывают трудности в поддержании произвольного внимания.
Как показывают исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из наиболее распространенных неврологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста. Это нарушение характеризуется нарушением функций внимания, повышенной двигательной активностью и импульсивностью (Т.А. Ващенко, 2001; Р.Баркли, 2005; К. Бентон, 2002;).
Изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на сегодняшний день становится одним из самых актуальных направлений психолого-педагогических исследований.
Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто испытывают трудности в учебе, им сложно сосредоточиться на заданиях и держать внимание на протяжении длительного времени. Они также могут быть более склонны к отвлекающим факторам, таким как шум или движение в классе. Все это может привести к не успешности в образовательном процессе, а также к проблемам в поведении.
Современное изучение и коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше сосредотачиваться на учебном процессе. Кроме того, коррекция свойств произвольного внимания поможет учащимся выправить их социальные навыки, такие как способность контролировать и управлять своим поведением, что может снизить конфликты с одноклассниками и их отношения.
Психологическая коррекция свойств произвольного внимания является одним из основных подходов в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Она позволяет учить детей контролировать свое внимание, лучше сосредотачиваться на заданиях и увеличивать продолжительность концентрации внимания. Это помогает учащимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выровнять учебную деятельность и поведенческие проблемы.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и взаимодействия с окружающими учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является своевременное изучение свойств произвольного внимания, а также разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции свойств произвольного внимания младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по их своевременной коррекции.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет исследования: психологическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности являются: недостаточный для возрастной нормы объем, трудности
концентрации, распределения и переключения внимания. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на развитие свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивно сти;
...
Как показывают исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из наиболее распространенных неврологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста. Это нарушение характеризуется нарушением функций внимания, повышенной двигательной активностью и импульсивностью (Т.А. Ващенко, 2001; Р.Баркли, 2005; К. Бентон, 2002;).
Изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на сегодняшний день становится одним из самых актуальных направлений психолого-педагогических исследований.
Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто испытывают трудности в учебе, им сложно сосредоточиться на заданиях и держать внимание на протяжении длительного времени. Они также могут быть более склонны к отвлекающим факторам, таким как шум или движение в классе. Все это может привести к не успешности в образовательном процессе, а также к проблемам в поведении.
Современное изучение и коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше сосредотачиваться на учебном процессе. Кроме того, коррекция свойств произвольного внимания поможет учащимся выправить их социальные навыки, такие как способность контролировать и управлять своим поведением, что может снизить конфликты с одноклассниками и их отношения.
Психологическая коррекция свойств произвольного внимания является одним из основных подходов в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Она позволяет учить детей контролировать свое внимание, лучше сосредотачиваться на заданиях и увеличивать продолжительность концентрации внимания. Это помогает учащимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выровнять учебную деятельность и поведенческие проблемы.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и взаимодействия с окружающими учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является своевременное изучение свойств произвольного внимания, а также разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции свойств произвольного внимания младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по их своевременной коррекции.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет исследования: психологическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности являются: недостаточный для возрастной нормы объем, трудности
концентрации, распределения и переключения внимания. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на развитие свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивно сти;
...
В ходе теоретического анализа литературы установили, что дефицит внимания, гиперактивность негативно сказываются на детско-родительских взаимоотношениях, учебной деятельности, поведенческой сфере, а также на взаимоотношениях со взрослыми людьми и сверстниками, у таких детей возможно возникновение школьной дезадаптации.
Существуют определенные трудности в проведении диагностики и построении системы коррекционно-развивающего обучения и сопровождения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вызванные отсутствием единых взглядов на природу и проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди специалистов разного профиля. Это приводит к противоречивым прогнозам развития, неоднозначным подходам по коррекции и организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Исследование СДВГ у детей имеет междисциплинарный характер.
Трудности обучения, которые возникают у учеников младших классов, часто связаны с нарушением функции внимания. Нарушения внимания, в частности «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), рассматривают сегодня как одно из наиболее распространенных нервнопсихических расстройств, следствием которого являются проблемы в обучении и поведении детей младшего школьного возраста.
Синдром дефицита внимания гиперактивности - неврологически- поведенческое расстройство развития, который начинается в детском возрасте. Возникновения симптомов СДВГ относят к началу посещения детского заведения, первые ухудшения наблюдаются в 6-7 лет, хоть тяжелую форму можно распознать еще в раннем детстве.
Актуальность данной темы вызвана взаимосвязью проблемы развития внимания школьников с успешностью обучения. Рассеянным ученикам трудно учиться в школе. Если ученик часто отвлекается на посторонние дела во время объяснения учителем материала, то это приводит к тому, что он пропускает слова учителя, не может усвоить нового материала по невнимательности. Пробелы в знаниях не позволяют рассеянному ученику понять математику, чтение, язык. Развитие внимания необходимо для успешной учебы, усвоения учащимися учебного материала.
В рамках эмпирического исследования мы провели эффективность программы развития произвольного внимания учеников начальной школы. Исследование было организовано и проведено на базе МАОУ «Лицей №7». В исследовании приняли участие учащиеся 1 - 4 классов включительно, общим количеством 45 человек в возрасте 7 - 10 лет. В комплекс
психодиагностических методик вошли: методика «Корректурная проба» Б.Бурдона (буквенный вариант), тест Пьерона-Рузера, методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
На основании проведенной работы можем говорить о том, что у большинства респондентов диагностирован недостаточный уровень развития таких основных свойств внимания, как объем и концентрация. Поэтому дальнейшая работа заключается в формировании коррекционных групп, создании и внедрении коррекционно-развивающей программы, направленной на исправление диагностированных недостатков.
Разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у учащихся 1 -4 классов, у которых по результатам диагностических исследований наблюдается низкий уровень внимания. На формирующем этапе эксперимента нами были выделены следующие направления работы: развитие объема внимания, концентрации внимания, переключения внимания. Программа состоит из 5-ти этапов, предусматривающих профилактическое и коррекционное влияние. Повторная диагностика показала эффективность программы по развитию произвольного внимания младших школьников.
Существуют определенные трудности в проведении диагностики и построении системы коррекционно-развивающего обучения и сопровождения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вызванные отсутствием единых взглядов на природу и проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди специалистов разного профиля. Это приводит к противоречивым прогнозам развития, неоднозначным подходам по коррекции и организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Исследование СДВГ у детей имеет междисциплинарный характер.
Трудности обучения, которые возникают у учеников младших классов, часто связаны с нарушением функции внимания. Нарушения внимания, в частности «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), рассматривают сегодня как одно из наиболее распространенных нервнопсихических расстройств, следствием которого являются проблемы в обучении и поведении детей младшего школьного возраста.
Синдром дефицита внимания гиперактивности - неврологически- поведенческое расстройство развития, который начинается в детском возрасте. Возникновения симптомов СДВГ относят к началу посещения детского заведения, первые ухудшения наблюдаются в 6-7 лет, хоть тяжелую форму можно распознать еще в раннем детстве.
Актуальность данной темы вызвана взаимосвязью проблемы развития внимания школьников с успешностью обучения. Рассеянным ученикам трудно учиться в школе. Если ученик часто отвлекается на посторонние дела во время объяснения учителем материала, то это приводит к тому, что он пропускает слова учителя, не может усвоить нового материала по невнимательности. Пробелы в знаниях не позволяют рассеянному ученику понять математику, чтение, язык. Развитие внимания необходимо для успешной учебы, усвоения учащимися учебного материала.
В рамках эмпирического исследования мы провели эффективность программы развития произвольного внимания учеников начальной школы. Исследование было организовано и проведено на базе МАОУ «Лицей №7». В исследовании приняли участие учащиеся 1 - 4 классов включительно, общим количеством 45 человек в возрасте 7 - 10 лет. В комплекс
психодиагностических методик вошли: методика «Корректурная проба» Б.Бурдона (буквенный вариант), тест Пьерона-Рузера, методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
На основании проведенной работы можем говорить о том, что у большинства респондентов диагностирован недостаточный уровень развития таких основных свойств внимания, как объем и концентрация. Поэтому дальнейшая работа заключается в формировании коррекционных групп, создании и внедрении коррекционно-развивающей программы, направленной на исправление диагностированных недостатков.
Разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у учащихся 1 -4 классов, у которых по результатам диагностических исследований наблюдается низкий уровень внимания. На формирующем этапе эксперимента нами были выделены следующие направления работы: развитие объема внимания, концентрации внимания, переключения внимания. Программа состоит из 5-ти этапов, предусматривающих профилактическое и коррекционное влияние. Повторная диагностика показала эффективность программы по развитию произвольного внимания младших школьников.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И
ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - Психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Диагностика и развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем познавательной активности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022





