ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема изучения тревожности в психологии 8
1.2. Особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы тревожности детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Организация и методики исследования тревожности детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 23
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 39
3.2. Содержание программы психологической коррекции тревожности
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 55
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 60
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность исследования. Изучение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение ребенка на разных возрастных этапах. Актуальность изучения тревожности у детей с задержкой психического развития во многом определяется тем, что эта индивидуальная психологическая особенность, по данным наиболее авторитетных исследователей (Борякова Н.Ю., Васильева Е.Н., Защиринская О.В., Лубовский В.И., Лебедева О.В., Ульенкова У.В. и др.), является наиболее распространенной в детской популяции.
Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.
Весомый вклад в изучение проявления тревожности у старших дошкольников внесли исследования таких ученых, как Прихожан А.М., Захаров А.И., Кочубей Б.И., Новикова Е.С., Немов Р.С., Ханин Ю.Л., Мусина И.А. , Астапов В.М.
Взгляд Прихожан А. М. на причины возникновения тревожности разделяется на несколько аспектов: свойства личности - как внутренние, так и внешние. Среди внутренних факторов тревожности выделяется внутренний конфликт и эмоциональный опыт. Особое внимание уделяется внутреннему конфликту, особенно тем, что связан с отношением к себе, самооценкой и концепцией себя.
Одним из главных источников тревожности считается влияние семейного воспитания и отношений со сверстниками. Большинство ученых согласны, что особую значимость имеет взаимодействие матери с ребенком в формировании тревожности. Важно обучать детей преодолевать тревогу уже в дошкольном возрасте, когда начинается активное развитие их психики. Необходимо передавать им опыт общения с внешним миром, учитывая их возрастные особенности. Развитие базового доверия к окружающему миру играет ключевую роль в преодолении детской тревожности. В настоящее время диагностика и коррекция тревожности у детей должны стать приоритетными задачами для педагогов и родителей, поскольку иначе она может препятствовать нормальному развитию детей и стать причиной психосоматических заболеваний. Взрослея, такие дети могут испытывать трудности в самореализации из-за недостатка самостоятельности и креативности, которые ценит современное общество.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу
психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: Тревожность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: Психологическая коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Гипотеза исследования: мы полагаем, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют высокий уровень тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, оценить ее эффективность.
...
В последнее десятилетие как зарубежные, так и российские психологи стали замечать растущий интерес к проблемам повышенной тревожности у детей. Состояние тревоги является первой эмоциональной реакцией на различные стрессовые ситуации и играет важную роль в эмоциональном состоянии индивида при занятии любыми значимыми видами деятельности, особенно в естественных условиях. Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, её неготовности и страха перед трудностями. Таким образом, основной причиной развития тревоги у детей в старшем дошкольном возрасте являются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в семье.
Исследование по изучению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития производилось на базе МБДОУ «Детский сад № 231 комбинированного вида» г. Красноярска. Была сформирована группа из 20 человек. Возраст детей 6 - 7 лет. Характер дефекта (задержка психического развития психогенного происхождения).
При использовании использовались методики «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методики «Паровозик» Велиевой С.В. и методики «Рисунок несуществующего животного».
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в двух группах преобладает повышенный уровень тревожности, что выражается в проблемах во взаимоотношениях ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, из- за тревоги им тяжело адаптироваться к жизненным ситуациям. У детей сохраняется пониженное настроение, состояние тревоги, страха. Дети с повышенным уровнем тревожности выбирали, преимущественно, темные цвета (черный, серый, коричневый вагон на первую позицию). В рисунках присутствовали множественные линии, исправления и стирания линий, отмечается присутствие специфической штриховой линии, штриховки на рисунке, а также увеличение его размера. Таким образом, состояние повышенного уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития требует особого внимания и своевременной коррекции.
В ходе исследования нами была составлена программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. программа была апробирована на базе ДОУ №231 с детьми экспериментальной группы.
Цель программы: снизить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи программы:
1. Снижение эмоционального напряжения.
2. Формирование умения самостоятельно справляться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию ребенка.
3. Формирование адекватной самооценки.
4. Развитие коммуникативных навыков.
По результатам контрольного этапа эксперимента мы определили, что в контрольной группе не было зафиксировано значительных изменений в показателях уровня тревожности. Дети, по-прежнему, выбирали негативные выборки из предложенных рисунков, тревогу вызывали ситуации одевания, приема пищи в одиночестве, ситуации общения ребенок - ребенок и ребенок - взрослый. При построении поезда дети ставили на первые позиции черные, серый или коричневые вагоны, фиолетовый на вторую или третью позицию. У детей сохраняется пониженное настроение, состояние тревоги, страха и преобладание высокого уровня тревожности. Рисунки детей несут негативный характер, присутствуют зачеркивания, яркие штриховки, негативные детали, такие как клыки или шипы.
...
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
2. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., стереотипное. - Москва: Инфра-М, 2020. - 495
3. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. - Москва: Академия, 2014. - 329 с.
4. Аминов, И. И. Юридическая психология: учебное пособие / И. И. Аминов. - Москва: Юнити-Дана, 2014. - 270 с.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей / Астапов В.М.. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 160 с.
6. Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ/ Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАМН, 2000.
7. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: псхологическая
диагностика. - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 г.- 336стр.
8. Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
9. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //education.ssti.ru/ds6/stati 1 .html
10. Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
11. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Юрайт, 2014. - 445 с.
12. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 240 с.
13. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. - Москва: Юрайт, 2014. - 512 с.
14. Винникова, Е.Л., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой развития. // Дефектология. -1999. -№1. - С.18-24.
15. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973.
16. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с задержкой психического развития. Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2014 - 104с.
17. Волковская, Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития// Коррекционная педагогика. 2004, №2. 62-70 с.
18. Грибанова, Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. // Дефектология. 1986. №5. - С.13-20
... всего 96 источников