ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ
1.1. История развития фитнеса
1.2. Фитнес-аэробика как вид спорта
1.3. Влияние фитнес-аэробики на мышечную систему
1.4. Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями
1.5. Анатомо-физиологические и психологические
особенности детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Организация исследований
2.2. Методы исследований
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ
3.1. Выявление точки зрения учителей физической культуры на использование в учебном процессе упражнений для развития координации (методом анкетирования)
3.2. Выявление роли и места воспитания координационных способностей в рамках урока физической культуры
3.3. Совершенствование координационных способностей детей младшего школьного возраста посредством применения разработанного комплекса упражнений из фитнес-аэробики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
По мере развития общества в России физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей. Но огромное количество людей все ещё не занимаются спортом и физкультурой, ведут малоподвижный образ жизни, из-за которого развивается и прогрессирует огромное количество болезней и имеют вредные привычки. Наше молодое поколение так же обладает слабым здоровьем, проводя много часов за партой, компьютером и телефоном [16].
Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма [55].
Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный командный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики. Своеобразие фитнес-аэробики определяется органичным соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. Фитнес-аэробика доступна людям различного возраста и пола, особо популярна среди детей, подростков и молодёжи [18].
Соревнования по фитнес-аэробике проводятся по трём дисциплинам:
• классическая аэробика;
• степ-аэробика;
• хип-хоп-аэробика.
Фитнес-аэробика - достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид спорта. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела и позиций [19].
В связи с этим становится актуальна проблема в совершенствовании координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики.
Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях [11].
Понятие «фитнес» уже прочно вошло в нашу жизнь, созданы фитнес - клубы, издаются журналы, проводятся фитнес турниры. Фитнес стал образом жизни, ведущим к физическому и ментальному здоровью человека. Фитнес включает в себя и занятия в тренажерном зале, и аэробику, и правильное питание - одним словом, фитнесс - это образ жизни, который принято называть «здоровым» [8].
Оздоровительный эффект фитнес-аэробики связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно¬рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний [26].
Занимаясь фитнес-аэробикой, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил и энергии [33].
Объектом данного исследования является учебный процесс обучающихся младших классов на уроках физической культуры.
Предметом исследования является комплекс упражнений для совершенствования координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики.
Цель данной работы: разработать и проверить комплекс упражнений для совершенствования координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес- аэробики.
Задачи:
1. Проанализировать существующую методическую литературу по данной теме.
2. С помощью метода анкетирования, выяснить, насколько данная тема актуальна.
3. С помощью педагогического наблюдения выявить роль и место воспитания координационных способностей в рамках урока физической культуры.
4. Разработать и обосновать комплекс упражнений на степ-платформе для совершенствования координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры.
5. Определить результативность разработанного комплекса упражнений для совершенствования координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики в опытно-экспериментальной работе.
Научная новизна заключается во внедрении в учебный процесс комплекса упражнений на степ-платформе для совершенствования координационных способностей.
Гипотеза: мы предположили, что разработанный комплекс упражнений способствует совершенствованию координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики, если он включает упражнения на степ-платформе с добавлением поворотов, усложненных комбинацией рук и ног, сопровождается увеличением темпа музыки.
Для проверки эффективности разработанного комплекса упражнений на степ-платформе для совершенствования координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики был проведён сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.
На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
В ходе изучения научно-методической литературы по данному направлению работы установлено, что вопросы физической подготовки детей младшего школьного возраста требуют своего дальнейшего обоснования.
Учителя убеждены, что фитнес-аэробика способствует развитию координации детей, базовые упражнения аэробики и упражнения на степ - платформе используют большинство учителей по физической культуре для развития координации и хотят, чтобы данный вид спорта был включен в школьную программу по физической культуре.
Воспитанию координационных способностей детей уделяется недостаточное количество времени, упражнения на степ-платформе у детей вызывает особый интерес, они внимательно слушают и повторяют с удовольствием все упражнения за учителем, но данная программа применяется очень редко на уроках физической культуры. Такие уроки надо проводить с детьми как можно чаще, они дают им эмоциональную разгрузку и развитие координации совершенствуется на много быстрее.
В данной работе разработан и проверен комплекс упражнений на степ- платформе для совершенствования координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики.
В результате проведённого исследования, произошёл прирост показателей физических качеств, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, но в экспериментальной группе показатели прироста были выше, что и подтвердило выдвигаемую нами гипотезу.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 304 с.
3. Ахундов Р. А. Исследование двигательной активности учащихся начальной школы / Р. А. Ахундов. - М.: Педагогика, 2010. - 134 с.
4. Бутин И. М. Развитие физических способностей / И. М. Бутин, А. Д. Викулов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 250 с.
5. Глахан Л. М. Две стороны одной монеты / Л. М. Глахан // Сила и красота. - 2000. - № 10. - С.76-80.
6. Гогунов Е. H., Мартьянов Б. Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 264 с.
7. Головина Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников / Л. Л. Головина. - М.: Педагогика, 2010. - 197 с.
8. Гордеев Г. В. Аэробика. Фитнес. Шейпинг. - М.: Вече, 2001. - С. 61-80.
9. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - М.: Педагогика, 2010. - 88 с.
10. Дубровский В.И., Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Владос-пресс, 2002. - С. 381-382.
11. Закарьян Л. Х., Савенко А. Л. Фитнес - путь к совершенству. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 101-104.
12. Карманова, Л. В. Физическая культура младшего школьника / под ред. Л. В. Кармановой, В. Н. Шебеко. - Минск: Полымя, 2010. - 282 с.
13. Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания /Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. - М.: Владос-пресс, 2010. - 271 с.
14. Косачева Н. В. Физический потенциал детей младшего школьного возраста, начинающих заниматься фитнесом / Н. В. Косачева, Е. Е. Биндусов. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - С. 43-45.
15. Крючек Е. С. Аэробика: содержание и методика
оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие для высшей школы. - М.: Терра-спорт, 2001. - 234 с.
16. Купер К. Новая аэробика / К. Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 124 с.
17. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2003 г. - 464 с.
18. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика: Теория и методика. - Т.
I. - М.: ФАР. 2002, - 221 с.
19. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика: Теория и методика. - Т. I I. - М.: ФАР. 2002, - 221 с.
20. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
21. Лях В. И. Координационные способности школьников // Теория и практика физической культуры. №1. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 24 с.
22. Лях В. И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе, №2. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 714 с.
23. Максименко A. M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 165 с.
24. Матвеев А. П. Физическая культура 1-4 классы / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2009. - 32 с.
25. Медина Е.Н. Правила здоровой жизни //Архитектура тела и развитие силы. - 2005. - № 4. - С. 19-22.
26. Мельникова Т. И., Морозова Л. В., Пилина И. Б. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и силовая аэробика: учеб. Пособие / Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. - СПб: ИПЦСЗИУ - фил. РАНХиГС, 2015. - 216 с.
27. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М.: Владос-пресс, 2010. - 248 с.
28. Начинская С. В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
29. Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 354 с.
30. Новикова Л. А. Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами фитнеса / Л. А. Новикова. - М.: Педагогика, 2010. - 24 с.
31. Одинцова И. Б. Аэробика и фитнес. - М.: Эксмо, 2002. - 384 с.
32. Одинцова И. Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста / И. Б. Одинцова - М.: Эксмо, 2010. - 160 с.
33. Пономарёва Г. Н. Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов международной научно-практической конференции / под ред. Г. Н. Пономарёва, Е. Г. Сайкиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 292 с.
34. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка / М. А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 256 с.
35. Сайкина Е. Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 297 с.
36. Сайкина Е. Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 301 с.
37. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 169 с.
38. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 350 с.
39. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
40. Сулейманов И. И. Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. - Омск: СибГАФК, 1999. - 128 с.
41. Суслов Ф. П. Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 105 с.
42. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей младшего школьного возраста : метод. рекомендации / Т. А. Тарасова. - М.: Сфера, 2011. - 186 с.
43. Теория и методика физического воспитания / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
44. Теория и методика физической культуры / од ред. Л. П.
Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 543 с.
45. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ж. К. Холодова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 479 с.
46. Теория и методика физического воспитания. Общие основы теории и методики физического воспитания / под ред. Т. Ю. Круцевич. - Киев.: Олимпийская литература, 2003. - 422 с.
47. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя / под ред. В. И. Кирпичева. - М.: Педагогика, 2002. - 186 с.
48. Физкультура и спорт: Учебник / С. М. Новиков. - М.: Просвещение, 2003. - 345 с.
49. Фитнес и ваше здоровье: Учебник / Л. В. Антонова. - М.: Просвещение, 2008. - 475 с.
50. Харре Л. В. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 107 с.
51. Хоули Э. Т., Френкс Д. С. Оздоровительный фитнес: Пер. с анг. - А. А. Яценко. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - С. 214-218.
52. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 348 с.
53. Шенфилд Б. Фитнес для красивого тела. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 355 с.
54. Шипилина И. А. Аэробика / Серия «Только для женщин». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224 с.
55. Шихи К.К. Фитнес - терапия. - М.: Терра-спорт, 2001. - 324 с.