ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1 Психологические особенности школьников 11-12 лет 6
1.2 Мотивы и мотивация школьников 11-12 лет 12
1.3 Психологическая подготовка школьников и типы нервной системы .... 19
1.4 Технико-тактическая подготовка в волейболе 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 42
2.3. Этапы исследования 43
ГЛАВА 3. РЕЗУТЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
3.1. Экспериментальная методика по психологической подготовки
обучающихся 6-х классов 44
3.2. Проверка эффективности экспериментальной программы после
эксперимента 46
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Приложение 1 53
Приложение 2 73
Приложение 3 83
Приложение 4 85
Актуальность исследования. В настоящее время реформирование системы физического воспитания в школе требует поиска и научного обоснования высокоэффективных средств и методов физического подготовки школьников. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и
морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей.
Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни, оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье детей и подростков, снижается их физическая подготовленность. Особенно сильно подвержены этим влиянием дети школьного возраста, так как именно в этот период наиболее активно идет процесс формирование основных систем организма, и неадекватное физическое развитие отрицательно сказывается на здоровье, на всю последующую жизнь.
Анализ состояния физической подготовленности детей показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, увеличилось в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек - 58,8%, недостаточная двигательная активность является причиной высокой заболеваемости детей.
Поэтому оценка эффективности физического воспитания в школе должна осуществляться с одной стороны, по состоянию здоровья учащихся, а с другой по уровню психологической подготовленности учащихся. Важное психологическое условия развития потребности в движении - это переживание чувства удовлетворенности от двигательной активности, физической нагрузки. Оно возникает вследствие неоднократного испытанного удовлетворения от самой двигательной деятельности, ее результатов и условий. Как говорил известный учёный Е.П.Ильин, «если школьнику интересно на уроках физической культуры, то у него не только углубляется интерес к любимому упражнению, но и появляется интерес к другим упражнениям, которые тоже начинают приобретать для него определённый смысл, значимость».
Возраст 11-12 лет является критическим для развития большинства психических процессов, особенно связанных с проявлением двигательной активности человека. В этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд морфологических, психологических, двигательных функций, происходит сохранение и развитие потребностей в активной деятельности.
Мотивационная сфера детей по темпам развития отстает от интеллектуальной сферы. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, ребёнок совершает множество необдуманных действий. [6]
Психологическая подготовка помогает создавать психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой стороны - позволяет противостоять неуверенность в своих силах, скованность, перевозбуждение, страх.
Исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, и решать поставленные учебные задачи.
...
1. Проведен анализ научно-методической и специальной литературы по психологической особенности школьников, формированию мотивации, а также по развитию технико-тактической подготовка в волейболе обучающихся школьного возраста.
2. Разработана методика развития способности к психологической подготовленности, основанная на формировании мотивации к занятиям по волейболу обучающихся 6-х классов на уроках физической культуры. Методика включила методические приемы, психологические техники и тексты направленных бесед (рассказов) по развитию психологической подготовки через формирование у обучающихся положительной мотивации к занятиям физической культурой, в частности к волейболу.
3. Проведен педагогический эксперимент который показал эффективность экспериментальной методики развития психологической подготовки которая выразилась в достоверном (Р<0,05) улучшении показателей контрольных нормативов в волейболе.
Применяемый нами непараметрический метод Манна-Уитни для выявления достоверности результатов технико-тактической подготовка (Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5-6 м (кол-во раз)) в волейболе показал что, обучающиеся экспериментальной группы имели достоверно (P>0,05) лучшие результаты, чем обучающиеся контрольной группы.
1. Астахова М.В., Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П. Волейбол. Учебно методическое пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки бакалавров / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - Пятигорск: СКФУ, 2014. -114 с.
2. Алхасов, Д.С. Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам: сборник учебно-методических
материалов : в 2 ч. / Д.С. Алхасов. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. -
Ч. 1. - 227 с.
3. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 174 с.
4. Беляев А.В., Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Костюков В.В., Кувшинников В.Г., Родионов А.В., Савин М.В., Топышев О.П., Волейбол 2000.- 92с.
5. Виера Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. / Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2016. - 161 с.
6. Дедулевич М.Н. Методика физического воспитания детей : учебник / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина. - Минск : РИПО, 2016. - 328 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 1-171с.
8. Гоникман Э.И. К учению о темпераментах. Расширенный взгляд - М.: Издательство «Велигор», 2010. - 224 стр.
9. Горбунов, Геннадий Дмитриевич. Психология физической
культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Физическая культура" / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. - Москва : Академия, 2014. - 267
10. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований : учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 289 с.
11. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк.- М.: Физкультура и спорт, 2008. - 190 с.
12. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Ж 51 Основы научно
методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-дений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 264с.
13. Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. -
2015. - № 22 (102). - С. 787-792.
14. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, - (Серия «Мастера психологии»). 2012. - 352 с.
15. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. 2000. - 111 с.
... всего 34 источников