ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 9
1.1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации 9
1.2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях 27
1.3. Основные характеристики психического развития детей
младшего школьного возраста 35
1.4. Предпосылки и особенности конфликтного поведения
младших школьников 44
1.5. Роль духовно-нравственного воспитания младших школьников
в формировании системы отношений с окружающими, стратегий поведения 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 67
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 69
2.1. Описание методик исследования и групп испытуемых 69
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 74
2.3. Статистическая обработка данных 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Одной из наиболее серьезных и обсуждаемых проблем, связанных с системой образования в настоящее время, является вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения. В федеральной программе развития образования указано, что «духовнонравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной картины мира, интеграцию личности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина» (Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования. 2005 г, ст.14). Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания, которое рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном и гражданском становлении.
Одним из условий успешной реализации воспитательного процесса является внедрение личностно-ориентированной модели воспитания в педагогическую практику. В содержательном плане это означает
действительное обращение к учащемуся как к полноправному субъекту учебно-воспитательного процесса, реальный отказ от той системы
взаимоотношений педагога с учащимися, при которой последние выступают лишь как в той или иной степени управляемый объект приложения профессиональных усилий учителя. В этих условиях немаловажным, а нередко и решающим фактором, от которого зависит успех этих усилий, является способность педагога прогнозировать и психологически грамотно предупреждать возникновение и развитие острых конфликтных ситуаций, которые могут перерасти в деструктивные по своему характеру 3
межличностные столкновения. Физические и психические особенности развития детей младшего школьного возраста представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов и требуют пристального внимания педагогов. Учитывая эти особенности, необходимо помогать ребенку подняться на следующую ступень развития. Освоение различных норм общения и взаимодействия с окружающими людьми в этом возрасте играет очень важную роль, поскольку станет основой для решения любых сложных ситуаций и коммуникативных задач в будущем.
Нравственные критерии, которые лежат в основе гуманистического мировоззрения и будут определять выбор конструктивных моделей поведения, формируются именно в период активного освоения социального пространства младшим школьником. В настоящее время в сфере образования обозначилось противоречие между возросшей потребностью общества в формировании у подрастающего поколения основ нравственного мировоззрения, регулирующего функционирование индивида в социуме, и недостаточным обеспечением этого процесса в образовательной и воспитательной деятельности современных образовательных организаций. В этой связи будут актуальными исследования, изучающие различные подходы в системе воспитания для создания условий, влияющих на построение конструктивных отношений между детьми в процессе взаимодействия.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать ключевую проблему данного исследования, которая заключается в изучении стратегий поведения в конфликтных ситуациях младших школьников, углубленно изучающих этические традиции отечественной культуры в образовательной организации. Отмеченная проблема определяет актуальность темы нашего исследования: «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях младших
школьников православной гимназии».
Исходя из вышеизложенного, были определены цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования - изучение предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях детьми младшего школьного возраста, обучающимися в православной гимназии.
Объект исследования - стратегии поведения детей младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования - выбор детьми младшего школьного возраста стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: дети младшего школьного возраста,
обучающиеся в православной гимназии, выбирают преимущественно продуктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили нам определить задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучить подходы к развитию образовательных систем с национально-культурным, православным компонентом образования.
3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.
4. Сделать сравнительный анализ выбираемых стратегий поведения испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, понимание сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения является целью многих исследователей (В.О.Агеева,
A. А.Бодалев, Н.В.Гришина, Н.И.Леонов). Достаточно давно привлекает внимание многих авторов проблематика межличностного конфликта (А.В.Дмитриев, В.В.Дружинин, А.Г.Здравомыслов, Д.С.Конторов,
B. Н.Кудрявцев). В то же время не весь комплекс вопросов, связанных с этой проблематикой, рассмотрен. Изучение конфликтных ситуаций с точки зрения их объективной и субъективной природы, мотивов и непосредственных причин, характере протекания в различных возрастных группах представляет интерес для исследователя. Важным является вопрос о факторах, влияющих на выбор тех или иных стратегий в различных конфликтных ситуациях, в которые вовлечены дети, находящиеся на стадии социализации в школьном коллективе.
Теоретическим фундаментом исследования стали сочинения мыслителей, отражающие этическую концепцию православия; работы философов, историков, ученых, социологов, занимавшихся изучением проблем этики и нравственного сознания. Изучение православной культуры и включение в процесс образования нравственных основ для успешной реализации воспитательного процесса рассматривали такие философы, как Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин. Внедрение личностно
ориентированной модели воспитания, опирающейся на историко-культурные традиции отечественного образования, в педагогическую практику исследовали такие современные ученые, как Н.М.Белых, А.Н.Джуринский, Е.Л.Немировский, И.А.Соловков, Е.Шестун.
В качестве теоретико-методологической основы исследования
были использованы:
• положения о сущности конфликта, причинах его возникновения и возможных путей разрешения (В.О.Агеева, А.А.Бодалев, Н.В.Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Леонов,);
- тенденции развития образовательных систем в условиях гуманизации с опорой на принципы историко-культурного развития (В.А.Караковский, А.Н.Тубельский, Т.И.Шамова, Е.Я.Ямбург и др.);
• идеи становления общеобразовательной школы с национально- культурным компонентом образования (М.М.Безрушех, С.Ф.Иванова, О.И.Лазаренко, О.С. Орлов, А.В.Ястребов и др.);....
В современной отечественной концепции образования особое внимание уделяется созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении и нравственном становлении. В диссертационном исследовании осуществлено обобщение взглядов на обновленное содержания общего социально-гуманитарного образования, о роли духовнонравственного потенциала православной культуры в системе образования. Особое внимание должно быть уделено развитию младших школьников, так как младший школьный возраст является важным периодом становления новой внутренней позиции ребенка, освоения им нравственных норм и правил взаимодействия, включения в социальное пространство и осознание себя его частью. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников обусловлен многими факторами и носит длительный характер. Развитие социальных качеств личности, позволяющей строить конструктивные отношения с окружающими, должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы в начальной школе, требующее пристального внимания педагогов.
Результаты экспериментального исследования показали, что систематическое изучение младшими школьниками основ отечественной культуры и нравственных традиций формирует такие качества личности, которые обуславливают стремление к взаимному согласию, сотрудничеству, примирению в конфликтных ситуациях, способность уступить. Сформированные в результате духовно-воспитательного воздействия качества обуславливают принципы построения взаимоотношений между младшими школьниками. В межличностных конфликтах учащиеся чаще выбирают модели поведения, направленные на соблюдение этических принципов, утверждающих уважение к личности другого человека, стремление помочь ему в трудной ситуации, объединиться для решения какой-то задачи.
Таким образом, отечественная культура, вобравшая в себя многовековое духовное наследие, может выступать основой нравственного воспитания современного младшего школьника. Эффективность формирования духовно-нравственных качеств младших школьников существенно повышается, если содержание образования ориентировано на возвращение к нравственным ценностям православия и формирование таких качеств, как доброта, великодушие, достоинство, уважительность, сострадание, терпение, мужество. Полученные результаты исследования способствуют дальнейшей разработке новых подходов, включению нравственных основ отечественной и православной культуры в образовательный и воспитательный процесс для улучшения межличностного общения младших школьников, применения сотруднических моделей в процессе взаимодействия, решения задач по предупреждению конфликтного поведения.
На основании анализа теоретического материала и полученных эмпирических данных разработаны рекомендации для классных
руководителей по созданию оптимальных условий для развития у младших школьников навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. развития учащихся. Такими условиями выступают: восстановление
приоритетов духовно-нравственного воспитания младших школьников в соответствии с фундаментальными принципами отечественной педагогики; органичное включение основ духовной культуры в различные школьные предметы; разработка системы воспитательной работы, базирующейся на традициях отечественной, православной культуры; проведение мероприятий, посвященных важным событиям духовно-культурной жизни.
Важным условием осуществления такого подхода является объединение усилий, организация совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся для создания оптимального психологического микроклимата в образовательной организации, основанного на нравственноэтических принципах.
Таким образом, приобщение к духовно-нравственным ценностям отечественной, православной культуры влияет на выбор детьми конструктивных, сотруднических стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях, и это дает возможность рассматривать духовнонравственное воспитание в системе образования как ресурс позитивного педагогического влияния, посредством которого будет формироваться личность, способная к сотрудничеству, построению гармоничных отношений.
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. Санкт- Петербург: Питер, 2004. 215 с.
2. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России // Духовно-нравственные проблемы воспитания. - М.: Русское слово, 1996. С. 4-19.
3. Андреев В.И. Конфликтология. М.: Педагогика, 2007. 314 с.
4. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Народное образование, 1995. 284 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 255 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: векторы новой парадигмы. М.: Мир, 2009. 170 с.
7. Анжарова А.И. Конфликтное взаимодействие детей. М.: Педагогическое сообщество России, 1983. 263 с.
8. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1975. №10. С. 25-30.
9. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Народное образование, 2004. 342 с.
10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2003. 203 с.
11. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии. СПб: Речь, 2005. 218 с.
12. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского
образования. М.: Русское слово, 1996. 224 с.
13. Булавкина Л.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания в
современном образовании» // Материалы XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». 2017. [Электронный ресурс] [дата обрашения 27.10.2017]
14. Вейт М.А., Вейт С.М. Современные тенденции развития образования в России // Теория и практика образования. История и современность. Вып. 1. Липецк, 1997. С. 3-11.
15. Владимиров А. О новых подходах к преподаванию духовнонравственных дисциплин: Мат. докл. восьмых Междунар. Рождеств. чтен. М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. С. 189— 194....78