Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №155098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Развитие читательского интереса детей как педагогическая проблема 6
1.2 Особенности развития читательского интереса детей среднего
дошкольного возраста 10
1.3 Методы и приемы развития читательского интереса детей среднего
дошкольного возраста 12
1.4 Изобразительная деятельность как средство развития читательского
интереса 20
Вывод по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 25
2.1. Констатирующее исследование развития читательского интереса у детей
среднего дошкольного возраста 25
2.2. Развитие читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста
посредством изобразительной деятельности 31
2.3. Контрольное исследование развития читательского интереса у детей
среднего дошкольного возраста 35
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопрос развития интереса к чтению является важным и актуальным. Педагогика считает теоретическую разработку этого вопроса и его внедрение в образовательную и воспитательную практику очень важным. Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач на этом этапе социального развития. Это связано с тем, что именно интерес ребенка к чтению дает возможность педагогу сформировать у него осознанное мировоззрение, повлиять на становление его личности, сформировать эстетические и социальные нормы. В процессе прослушивания книг дети развивают свое воображение, усваивают моральные нормы и образцы поведения. В Федеральном государственном стандарте
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) указывается, что дети должны быть приобщены к книжной культуре и детской литературе, у них должно быть сформировано базовое представление о литературе в рамках таких образовательных областей как «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие» [40].
Очень важно развивать интерес к чтению с раннего возраста. Настоящая книга должна войти в жизнь ребенка, когда у него формируется и развивается язык. Используя художественную литературу, учитель должен быть проводником в мир литературных слов, удивляясь, оценивая и сопереживая героям вместе с детьми. В книге сочетаются два вида искусства: искусство слова и изобразительное искусство, сила книги в том, что она воздействует на ребенка в двух направлениях: слуховом и зрительном. Поэтому не случаен тот факт, что изобразительная деятельность оказывает влияние на интерес ребенка к чтению.
Все вышеперечисленное определяет актуальность нашей работы.
Цель данной выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность реализованных психолого-педагогических условий для развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Объектом исследования являются особенности развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является изобразительная деятельность как средство развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста.
2. Эмпирически изучить особенности развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста;
4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста;
5. Экспериментально проверить результативность использования изобразительной деятельности как средства развития читательского интереса детей.
База исследования: средняя группа МБДОУ «Детский сад № XX».
Гипотеза: мы предполагаем, что изобразительная деятельность будет являться средством развития читательского интереса детей среднего дошкольного возраста в том случае если:
• будут проведены семинары для педагогов, направленные на обогащение их знаний по вопросам развития читательского интереса детей дошкольного возраста;
• будут учтены особенности, выявленные в процессе изучения читательского интереса детей при организации и проведении работы с детьми;
• будет разработан и реализован комплекс мероприятий по развитию читательского интереса детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста.
• Эмпирические методы: наблюдение; беседа; диагностика уровня развития читательского интереса, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты, могут быть использованы в работе педагога в дошкольной образовательной организации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, первая глава включает четыре параграфа и вывод по главе, вторая глава включает три параграфа и вывод по главе, заключение, список использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная исследовательская работа позволила нам раскрыть читательский интерес детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) как педагогическую проблему. В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Н.А. Рубакин, Х.Д. Алчевская, Л.М. Гурович, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, В.А. Левин, М.М. Рубинштейн и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по определению термина «читательский интерес» позволил нам рассматривать его как избирательное и положительное отношение личности к печатному слову, смысл и эмоциональная привлекательность которого определяются его соответствием читательским потребностям личности. Интерес к чтению следует развивать с дошкольного возраста. Это должен быть хорошо продуманный, всесторонний, многогранный и эффективный процесс преподавания и обучения. Развивающая среда, в которой живут дети, очень важна. Книги должны быть легкодоступны ребенку, чтобы он хотел с ними взаимодействовать. По этой причине важно, чтобы в каждой группе был книжный уголок с книгами.
Практическая часть работы была посвящена экспериментальной деятельности, направленной на изучение уровня читательского интереса детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении г. Красноярска. Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе посредством разработанного диагностического инструментария Л. М. Гурович был определен уровень развития читательского интереса и его компонентов у детей среднего дошкольного возраста.
Данные диагностики помогли разработать и реализовать формирующий эксперимент, направленный на развитие читательского интереса. В результате данной деятельности нам удалось расширить представления детей о книге, посредством изобразительной деятельности детьми была создана «книжка-малышка».
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития читательских интересов. Анализ результатов позволил сделать вывод о положительной динамике развития читательского интереса детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
В целом по результатам нашего исследования можно сделать вывод, что развитию читательского интереса детей в настоящее время уделяется мало времени, так как уровень читательского интереса у детей среднего дошкольной группы не соответствует возрастной норме. Большая часть детей проявляет индифферентное отношение к книге, не проявляет личных предпочтений к книгам. Большинство детей не проявляют желания выбрать книги из предложенных групп. Если при стимулировании взрослого они выбирают книгу, то не могут обосновать свой выбор. Как правило, во время чтения дети невнимательны, часто отвлекаются, не проявляют желания слушать книгу и читать дальше, не дают эмоционального отклика в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге при стимулировании вопросами взрослого.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность способствует развитию читательского интереса детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) при условии, если образовательный процесс направлен на теоретическое и практическое знакомство ребенка с книгой.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены полностью.


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников. М. Академия, 2012.
2. Алиева Т. И. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. 2009. № 5.
3. Арапова Н. А. О российских программах дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 2012. №10.
4. Афанасьева Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2. С. 36-40.
5. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2016. № 4. С. 150-153.
6. Бородина В. А. Психологические методы в изучении читательского развития // Методология исследовательской работы. 2017. № 5. С. 18-27.
7. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико­методологические аспекты: дисс. ...докт. пед. наук [Текст] / В. А. Бородина. Спб. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2007. 436 с.
8. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду: учеб. пособ. под ред. М. Мозаика- Синтез. 2015. 460 с.
9. Васюкова Н. Е. Знакомство детей с художественной литературой в системе развивающих занятий // Современный детский сад. 2010. №6. С. 29-33.
10. Винокурова Н. В. Мазуренко О. В. Роль внетекстовой информации детской книги в воспитании читательского интереса у дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 30. С. 431-435.
11. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М. Мозаика-Синтез. 2016. 80 с.
12. Гончарова Е. Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. 2005. № 12. С. 45-56.
13. Гриценко З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведения. М.Академия. 2015. 224 с.
14. Гриценко З. А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 8.
15. Гурович Л. М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб. Акцидент. 2012....43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ