ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Нравственное воспитание как педагогическая категория 7
1.2. Содержание и особенности нравственного воспитания в рамках
программы «От рождения до школы» 15
1.3. Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста
средствами сказки 19
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение сформированности нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста средствами сказки 35
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Тема данной работы актуальна, так как отвечает острой потребности современного общества в воспитании молодого поколения ориентированного на самые высокие нравственные ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет
нравственного воспитания заявлен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку нравственные начала традиционно составляют духовную культуру нашего народа.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [28]. В пункте 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования установлено, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [26].
Нравственное воспитание - это процесс сложный, так как предполагает постепенное приобщение каждого ребенка к моральным ценностям общества, научение его поведению соответствующему моральным принципам, принятым в народе. В процессе воспитания у ребенка вырабатывается нравственное сознание, развитие нравственных чувств, правила и нормы поведения.
Начинать процесс нравственного воспитания нужно с самых ранних детских лет, и особенно в дошкольный период. Этот возраст выступает одним из важнейших периодов становления личности: все органы и системы ребенка созревают интенсивными темпами, наступает время, когда ребенок активно включается в социальные отношения, у него начинают формироваться базовые нравственные представления.
Пластичность нервной системы ребенка обеспечивает ему быструю обучаемость, способность осваивать человеческие отношения, разбираться в мотивах действий и поступках окружающих людей. Все это служит основой успешного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Среди множества приемов воспитания современной педагогической науки особая роль принадлежит сказке. Огромную роль в данном вопросе играют сказки. Именно в них нашли отражение нравственные традиции народа. Однако в настоящее время возможности сказки в практике работы дошкольных организаций используется недостаточно. Как правило, педагоги не используют ее воспитательный потенциал.
Анализ педагогического опыта отраженного в литературе позволил определить противоречия между необходимостью нравственного воспитания дошкольников и недостаточным использованием сказки в данном процессе. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: Каковы педагогические условия эффективного использования сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста?
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия использования сказки как средства нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия исполнения сказки как средства нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: заключается в предложении о том, что формирование нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста средствами сказки станет результативным при создании следующих психолого-педагогических условий:
1. Отбор сказок, содержащих нравственные нормы.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по сказке.
4. Организация игр-драматизаций по сюжету сказки.
5. Организация продуктивной деятельности детей по сюжету сказки.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать понятие нравственного воспитания
2. Рассмотреть содержание и особенности нравственного воспитания в рамках программы «От рождения до школы».
3. Исследовать воспитательный потенциал сказки как средства нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность
использования сказки как средства нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили труды авторов, раскрывающих вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, таких как О.С. Богданова, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугина, И.Ф. Свадковский и др. Вопросы применения сказки в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассмотрены в работах А.Я. Ветохиной, Н.В. Кондрашовой, О.М. Потаповской, Е.А. Рубец и др.
В процессе исследования использованы следующие методы.
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальные: методика «Изучение сознания нравственных норм» (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Сюжетные картинки» (Р.Р.Калинина).
3. Метод количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: дошкольная образовательная организация города Красноярска МБДОУ № ХХ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития детей.
В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 4-5 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, а также выделенные и апробированные психологопедагогические условия использования сказки в нравственном воспитании детей могут быть использованы специалистами и родителями, осуществляющими образовательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, в условиях семейного и общественного воспитания.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 32 источника, 6 приложений. Работа написана на 57 страницах. В работе содержится 8 рисунков, 5 таблиц.
Проблема влияния сказки на процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста довольно тщательно рассмотрена в отечественной литературе. Это позволило нам провести анализ методологической литературы по данной проблеме, опытноэкспериментальную работу и сделать следующие выводы.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Целью нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.
В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой цель нравственного воспитания - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Процесс нравственного воспитания дошкольников осуществляется с помощью определенных средств. В соответствии с программой «От рождения до школы» средствами нравственного воспитания выступают: художественные средства, природа, самостоятельная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда.
Особое место в ряду средств нравственного воспитания дошкольников принадлежит сказке. Воспитательная ценность сказки предусматривает активное включение детей во все виды деятельности, которые комплексно, всесторонне и гармонично влияют на детей, формируя в каждом ребенке нравственные качества. Духовные ценности, заключенные в сказке, обеспечивают глубокое осмысление каждым ребенком нравственных, моральных и этических положений.
Нами было проведено диагностическое исследование, целью которого являлось изучение уровня нравственного развития детей среднего дошкольного возраста. Для выявления уровня нравственного развития были использованы методики «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина) и «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина).
В ходе опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты: самый высокий показатель сформированности нравственных представлений пришелся на тему добро - зло: 45% детей обосновывают свой выбор, называя моральную норму. При этом их эмоциональные реакции адекватные, яркие, проявляются в мимике, активной жестикуляции.
Чуть меньше, 30% детей показали высокий результат при анализе сюжетных картинок правдивость - лживость с теми же реакциями: дети обосновывают свой выбор, называют моральную норму их эмоциональные реакции адекватные, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.
Из всех нравственных норм низкий показатель в теме щедрость - жадность 35 % детей правильно раскладывают картинки, но не могут
обосновать свои действия, эмоциональные реакции неадекватны.
В нравственных нормах щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость в каждой из этих тем 30 % детей показали очень низкий уровень, что требует индивидуальной беседы с психологом, занимающимся вопросами развития.
По результатам проведенной диагностики сделан вывод о недостаточном уровне нравственного развития детей. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа, имеющая своей целью нравственное развитие.
На основании диагностического исследования удалось выстроить этапы работы со сказкой: чтение, беседа, игра драматизация, творческая деятельность, рекомендации по чтению сказки.
Таким образом, сказка стала эффективным средством нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста, при создании следующих психолого-педагогических условий.
1. Отбор сказок, содержащих нравственные нормы.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по сказке.
4. Организация игр-драматизаций по сюжету сказки.
5. Организация продуктивной деятельности по сюжету сказки.
Таким образом, мы пришли к выводу, что наша гипотеза нашла своё подтверждение. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Аббасова Л.И. Роль народной педагогики в нравственном
воспитании детей дошкольного возраста / Л.И. Аббасова., Э.С. Кокиева // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник статей Международной научно
практической конференции (25 февраля 2018 г, г. Саратов). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 4-8.
2. Абдусаматова Н. Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, 2017. №16. С. 429-430.
3. Аникина Т.М., Сепанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М: УЦ «Перспектива», 2012. 248 с.
4. Бацких А.В. Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. № 5. С. 408-410.
5. Берзлякова М.В. Нравственное воспитание дошкольников
посредством восприятия и понимания сказки / М.В. Берзлякова., Н.Н. Кайгородова // Актуальные задачи педагогики: материалы IX
Международная научная конференция. М.: Буки-Веди, 2018. С. 12-16.
6. Богданова О.С., Л.И. Катаева. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
7. Борзиева З.М. Нравственное воспитание дошкольников, 2018. №50. С. 312-314.
8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
9. Вареца Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2014. № 4. С. 34-38.
10. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2011. 204 с.
11. Ветохина А.Я., З.С. Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: методическое пособие для педагогов. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 192 с.
12. Воронцова О.М. Базисные составляющие нравственного воспитания. Вестник Омского университета, 2014. № 1. С. 30-32.
13. Гармаева Т.В., Пестерева О.А. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы / Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2017. № 7. С. 16-24.
14. Геленда Н.О., Иванова Т.Ф., Кравченко Н.Н. Аспекты духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Международной научной конференции. Казань: Бук, 2018. С. 16-18.
15. Голоюс Е.А., Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. № 28. С. 1188-1193....33