Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме разработки психологопедагогических условий развития спортивных способностей воспитанников
ДЮСШ 7
1.1 .Развитие спортивных способностей 7
1.2. Психологические особенности регуляции двигательных действий 19
1.3. Психолого-педагогические условия развития спортивных способностей
воспитанников ДЮСШ 29
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная проверка психолого-педагогических условий развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ 40
2.1. Методы и организация и исследования 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Основания разработки и реализации психолого-педагогических
условий развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ 47
2.4. Анализ и интерпретация результатов после реализации программы ..56
Выводы по Главе 2 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 76
Актуальность. В современном мире спорт играет важную роль в формировании личности. Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач, это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие в жизненных ситуациях, тем самым готовя его к будущей взрослой жизни. Отметим, что важнейшим компонентом развития спортивной деятельности является организация детско-юношеского спорта.
Таким образом, занятия спортом требуют от молодого человека, воспитанника ДЮСШ, проявления определённых способностей и определённых задатков, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Для спортивной деятельности это имеет решающее значение, поскольку определяет достижение высоких результатов, для которых в определённых спортивных дисциплинах практикуются трёх- и четырёхразовые тренировочные занятия в день.
Всё это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности юного спортсмена. И вот здесь, поскольку мы имеем в виду воспитанников подросткового возраста, выявляется главное, на наш взгляд, противоречие между высокими требованиями к психическим качествам и свойствам личности воспитанника и невысокими показателями по спортивным достижениям.
Таким образом, всё вышесказанное обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования «Психолого-педагогические условия развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ» и определяет необходимость обращения к изучению и развитию спортивных способностей в рамках ДЮСШ.
Цель работы: разработать и проверить эффективность психологопедагогических условий, способствующих развитию спортивных способностей воспитанников ДЮСШ.
Объект исследования: развитие спортивных способностей.
Предмет: психолого-педагогические условия развития спортивных
способностей воспитанников ДЮСШ.
Гипотеза: условия, направленные на развития навыков саморегуляции в виде идеомоторной тренировки, основанной на представлении движений, способствуют развитию спортивных способностей воспитанников ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической, психологопедагогической, спортивной, спортивно-психологической литературой по проблеме исследования.
2. Выделить психолого-педагогические условия развития спортивных способностей.
3. Разработать и реализовать психолого-педагогические условия,
направленные на развитие спортивных способностей воспитанников ДЮСШ.
4. Определить эффективность психолого-педагогических условий.
Теоретические и методологические основы исследования. В своей
С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); в саморегуляции и волевой саморегуляции (М.И. Еникеев, В.А. Иванников,
В. А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.) и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы: понятийно-терминологический анализ психологической, психолого-педагогической, спортивной и спортивнопсихологической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы.
2. Эмпирические методы исследования опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных результатов
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - декабрь 2014 г.) - анализ научной литературы по проблеме исследования; определение понятийного аппарата исследования; объекта, предмета, цели и гипотезы исследования; постановка задач и подбор методов исследования.
II этап (январь - февраль 2015 г.) - сбор эмпирических данных с помощью тестирования воспитанников ДЮСШ, позволяющего определить уровни волевой саморегуляции. Разработка программы мероприятий по созданию психолого-педагогических условий развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ.
III этап (с февраля по март 2015 г.) - организация и проведение психологопедагогического эксперимента, в рамках которого была апробирована программа по созданию психолого-педагогических условий развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ.
IV этап (с марта по май 2015 г.) - проведение сравнительного анализа результатов исследования воспитанников ДЮСШ, интерпретация полученных в результате анализа данных диагностики, разработка методических рекомендаций для тренеров по оптимизации развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость: материалы данного выпускного
квалификационного исследования могут быть использованы тренерами ДЮСШ по созданию психолого-педагогических условий развития спортивных способностей воспитанников в виде специально организованных занятий, в том числе по организации идеомоторной тренировки с юными спортсменами.
База исследования: Эмпирическое исследование осуществлялось в период с сентября 2014 года по май 2015 года на базе ДЮСШ г.Уяра (Уярский район Красноярского края). В экспериментальной работе принимали участие воспитанники, посещающие секцию каратэ, в возрасте 12-15 лет в количестве 30 человек, из которых были созданы экспериментальная и контрольная группы.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций. Текст работы содержит 8 рисунков и 9 таблиц. Библиографический список состоит из 59 источников
Теоретические и экспериментальные аспекты проблемы спортивных способностей рассматриваются различными исследователями. Под спортивными способностями понимается система индивидуальных психических и биологических свойств, отвечающих требованиям данного вида и обеспечивающую возможность успешного осуществления той или иной деятельности. Данные способности опираются, в первую очередь, на психомоторные способности, связанные с осуществлением движения.
Психомоторные способности рассматриваются как моторный компонент двигательных способностей, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений. В связи с этим важную роль в развитии психомоторный способностей играет построение программы движения, вопросы саморегуляции и волевой регуляции.
Анализируя психологические особенности регуляции двигательных действий, нами было выделено, что механизмы формирования двигательного навыка основываются на двух источниках информации: общей программы и информационной модели.
На наш взгляд, волю можно рассматривать как смыслы, которые человек вкладывает в свои действия. Концепция В.И.Иванникова рассматривает становление волевой регуляции в рамках мотивационной сферы. Волевая регуляция является произвольным изменением побуждения к действию, механизм волевой регуляции - намеренное изменение смысла действия. Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека и состоит из трёх блоков: побудительного, исполнительного и результативного.
Основываясь на теоретическом анализе, мы выявили, что в процессе занятий развивается волевая регуляции в рамках мотивационного подхода, заключающийся в намеренном изменении смысла действий через реальное изменение ситуации, создание дополнительного смысла и привлечение воображаемой ситуации. Воля развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий. Это развивает в спортсмене многие другие важные личностные качества, способствующие развитию спортивных способностей. Для формирования этих личностных качеств в основу психолого-педагогических условий должно быть положено воспитание у юных спортсменов как активной установки на развитие саморегуляции.
Этому способствуют методы психологической саморегуляции, которые направлены на формирование адекватных психических состояний за счёт использования внутренних резервов организма. Спортсмен осваивает приёмы произвольного изменения своего состояния путём применения нервномышечной релаксации, аутогенной и идеомоторной тренировок. Суть идеомоторного принципа построения движений заключается в умении непосредственно перед выполнением движения представить его и облечь в точную словесную формулировку. Идеомоторная тренировка как специфический метод психологической саморегуляции является эффективным способом научения спортсменов новым двигательным навыкам.
Исследование проходило на базе ДЮСШ г.Уяра (Уярский район Красноярского края). В экспериментальной работе принимали участие воспитанники в возрасте 12-15 лет в количестве 30 человек, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы. С экспериментальной группой был организован формирующий эксперимент по созданию психологопедагогических условий развития спортивных способностей воспитанников ДЮСШ в виде специально организованных занятий, на которых подросткам можно было дать представление о видах психологической саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная и идеомоторная тренировки) и сформировать навыки пользования ими.
После проведения занятий была проведена повторная диагностика воспитанников ДЮСШ экспериментальной и контрольной групп. Сравнение выборок показало, что воспитанники из экспериментальной группы, в отличие от контрольной, показали положительную динамику. Анализируемые результаты после проведенного исследования показали, что после проведения формирующего эксперимента при сравнении экспериментальной и контрольной групп определены статистически достоверные различия на уровне 95%. Это означает, что уровень волевой саморегуляции и уровень общей саморегуляции более выражены в экспериментальной группе, чем в группе контрольной группе.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Издательство «Мысль»,
2011. - 229 с.
2. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. - М: Студия «Негоциант», 2013. - 127 с.
3. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 2012. - 184 с.
4. Ахатов А.М., Кузнецов А.С. Основные направления отбора и ориентации, используемые в детско-юношеском спорте. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2010. - 156 с.
5. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология». - Адыгейское книжное издательство «Майкоп», 2014. - 244 с.
6. Богомолов Б.Н. Большая медицинская энциклопедия. - Издательство: АСТ, Астрель, 2011. - 736 с.
7. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - 2014. - С. 119124. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841119.htm (дата обращения:
21.11.2014) .
8. Бондаренко Е.В. Особенности развития психомоторных способностей учащихся, занимающихся спортом [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. - 2010. - № 2. - URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 21.11.2014).
9. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 127 с.
10. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе. - М.: Изд-во УРАО, 2011. - 168 с.
11. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
12. Волевые качества [Электронный ресурс] // Теория и методика
физического воспитания и спорта. - URL:
http://www.fizkulturaisport.ru/psixologiya/volya/143-volevye-kachestva.html (дата обращения: 21.11.2014).
13. Волевая регуляция [Электронный ресурс] // Энциклопедия Экономиста. - URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/volevaya-regulyaciya.html (дата обращения: 21.11.2014).
14. Воля как психическое явление [Электронный ресурс] // Теория и методика
физического воспитания и спорта. - URL:
http://www.fizkulturaisport.ru/psixologiya/volya/144-volya-kak-psixicheskoe- yavlenie.html (дата обращения: 21.11.2014).
15. Воспитание воли, волевая подготовка спортсменов [Электронный ресурс] // Теория и методика физического воспитания и спорта. - URL: http://www.fizkulturaisport.ru/psixologiya/volya/293-vospitanie-voli-volevaya- podgotovka-sportsmenov.html (дата обращения: 21.11.2014)....59