Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения сословной структуры Российской империи на уроках истории в общеобразовательной школе (на примере мещанства в городах Западной Сибири в 1861-1917 и.)

Работа №15509

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
861
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические аспекты изучения темы «Сословная структура Российской империи 1861-1917 г. на примере мещанства в городах Западной Сибири» 8
1.1 Историография темы «Сословная структура Российской империи 1861-1917г на примере мещанства в городах Западной Сибири». 8
1.2. Источники изучения темы «Мещанское сословие Западной Сибири в
сословной структуре Российской империи в эпоху модернизации» 22
1.3. Мещанство Западной Сибири в сословной системе Российской империи 25
Глава II. Изучение сословной структуры российской империи на уроках истории в средней школе в контексте региональной истории 37
2.1. Преподавание региональной истории в средней школе 37
2.2. Анализ учебно-методического комплекса по теме «Сословная
структура Российской империи 1861-1917г.» 45
2.3. Методика изучения сословной структуры Российской империи в эпоху модернизации на примере мещанства в Западной Сибири на уроках истории в средней школе 53
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 62
Приложение 1 68


Важнейшей функцией социально-гуманитарного образования, которая находит свое отражение в документах ФГОС, является формирование гражданской идентичности школьников, ценностных ориентаций гражданина России. Этот процесс неразрывно связан формированием исторического сознания и мышления общества: главную роль при этом играет историческая память как историческое знание. В этих условиях возрастает роль и значение истории региона и исторического краеведения, позволяющего школьнику воспринимать историю не как абстрактное знание, а осознавать место своего региона в российской истории.
Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вопросов развития современного общества и участием в этих процессах отдельных слоев населения. В настоящее время весьма важным представляется всестороннее изучение деления жителей нашей страны на социальные группы на основе правовых, экономических и иных критериев. В связи с динамично развивающимся обществом не теряет остроты проблема слабого развития среднего класса в современном российском обществе. В этих условиях интересным и полезным сегодня становится изучение опыта России имперского периода, именно в этот период происходит и прогрессирующий переход от жёсткой сословной структуры общества к постепенному уравнению прав и обязанностей граждан, процесс изменения социального состава городского населения, нашедший свое отражение в идеях все сословности и бессословности.
Первостепенная задача современной школы - создать условия для развития гармоничной, разносторонней развитой личности учащегося, вовлечь каждого в активный познавательный процесс. Серьезным помощником в этом направлении современному учителю истории будет системно-деятельностный подход в обучении, разработанный на основе единства системного (авторы: Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф. и др.) и деятельностного (авторы: Выготский Л. С., Занков Л. В., Лурия А. Р., Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. И др.). Теоретико-методологических основ инновационной образовательной модели, то они разработаны отечественной психологией (психологией развития личности в образовании и продолжают разрабатываться (Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым) под руководством А.Г. Асмолова ). Пока более разработанная применительно к начальной школе данная концепция перспективна для всех учебных дисциплин средней и старшей школы.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход - это тот подход, который делает упор на психологические способности человека. Это тот результат, основанный на преобразованиях внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Современный учитель истории должен владеть современными педагогическими технологиями, активно их применять на уроках, следить за новшествами в преподавании истории, самосовершенствоваться. Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации.
Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения.
Объект изучения - процесс изучения сословной структуры Российской империи на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические возможности изучения сословной структуры Российской империи в общеобразовательной школе (на примере мещанства в городах Западной Сибири 1861-1917гг) в 8 классе.
Цель исследования - изучить методические условия, возможности изучения сословной структуры Российской империи темы на уроках истории в школе на примере изучения мещанства в городах Западной Сибири 1861- 1917 гг.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть историографию и источники изучения темы мещанства
в городах Западной Сибири 1861-1917гг.
2. Изучить сословную систему Российской империи, мещанство как основную социальную группу городского населения западно-сибирских городов.
3.Определить место и роль регионального компонента в изучении истории на уроке в общеобразовательной школе.
4. Рассмотреть методические рекомендации, учебно-методический комплекс технологии и приемы при изучении темы «Сибирский социум в пореформенное время».
5. Разработать в соответствии с ФГОС оптимальные условия при изучении данной темы.
Источниками являются различные законодательные акты, периодическая печать, различные статистические данные. Также при изучении данной темы можно опираться на широкую методическую литературу и законодательные акты, которые регулируют процесс обучения в общеобразовательной школе.
Степень изученности. История мещанства Западной Сибири в отечественной историографии неразрывно связана с изучением западносибирского региона в целом. Особенность Сибири как колонизуемой окраины обусловила специфику ее историографии. Центральное положение в ней занимают вопросы заселения и колонизации края. На первом плане в историографии Сибири поэтому находятся, прежде всего, проблемы ее освоения. Мещанство являлось одним из наиболее массовых сословий Российской империи. Именно мещанство являлось основным носителем городской культурной традиции. В дореволюционной России дворянство, чиновничество, интеллигенция, пренебрежительно относясь вообще ко всякой «буржуазности», в своей массе крайне отрицательно относились к мещанству. С леворадикальных позиций «мирок» мещанина отрицался как часть мира частной собственности. Антимещанская направленность дореволюционной публицистики впоследствии во многом сохранялась в советское время. В последние годы наметилась переоценка этих позиций, что проявилось как в переосмыслении социально-экономических процессов, протекавших в русском пореформенном городе, так и в изменении взглядов на мещанское сословие и его роль в обществе.
Методологическая основа тесно связана с объектом и задачами ВКР. Для решения поставленных задач были использованы, в первую очередь, общенаучные методы исследования (анализ, синтез, методы индукции и дедукции).
Практическая значимость данной Выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций преподавания данной темы на уроках истории в общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены и изучены основные источники и историография изучения темы «Мещанство в городах Западной Сибири в пореформенный период времени». Во второй главе рассмотрены региональный компонент и изучены основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс обучения в общеобразовательной школе, также рассмотрены основные педагогические технологии и приемы изучения данной темы на уроках истории в школе также был составлен план-конспект урока по данной теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение темы «Сословная структура общества» на уроках истории в общеобразовательной школе является актуальной на сегодняшний день. Сословная система российского общества является важной характеристикой дореволюционной истории России. Эта особенность, во многом, самобытность пореформенного времени прошлого страны.
Среди всех сословий мещане являлись социальной базой городского населения Российской империи. Это сословие - основа горожан страны и региона. В 1860-е гг. происходит ряд изменений в положении мещан: они освобождаются от телесных наказаний (1863), подушная подать заменяется налогом с городской недвижимости (1863, в Сибири — с 1872), отменяется круговая порука (1866). В ходе судебной реформы 1864 упраздняются сословные суды, в том числе мещанский. По Городовым положениям 1870 и 1892 мещане сохранили свое право на участие в городском самоуправлении, но их избирательные права ограничивались высоким имущественным цензом, поэтому в городских органах преобладали дворяне, купцы и почетные граждане. Таким образом, с одной стороны, мещане получили широкий доступ к государственной службе, из их среды выходили лица «свободных профессий», интеллигенция, они выступали одним из источников формирования буржуазии и пролетариата. С другой стороны, сословные права и привилегии мещанства все больше утрачивали свое значение.
Изучение данной темы на уроках истории в школе в соответствии с федеральными стандартами предоставляет широкие педагогические возможности с точки зрения методического комплекса, методических технологий и приемов.



1. Гончаров Ю. М. Чутчев В. С. Мещанское сословие Западной Сибири второй половины XIX — начала XX в. — Барнаул, 2004.
2. Завалишин И. Описание Западной Сибири. — М., 1862.
3. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1-2. СПб., 1999.
4. Рутц, М.Г. К вопросу об особенностях социальной структуры городского населения Западной Сибири в первой половине XIX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 2000. С. 306-309.
5. Скубневский, В.А. Города Сибири пореформенного времени в освещении современной советской историографии // Вопросы историографии и источниковедения Сибири периода капитализма. Томск, 1985. С. 84-97.
6. Останина, Л.В. Мещанство Западной Сибири в конце XVIII - 60-х гг. XIX в.: Дис. ... канд. истор. наук. М., 1996. С. 4; Чутчев В.С. Мещанское сословие Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. истор. наук. Барнаул, 2004.
7. Дегальцева, Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.). Барнаул, 2002. 288 с
8. Резун Д.Я. О периодизации развития исторической урбанистики Сибири XVI- XX вв. // Городская культура Сибири: история и современность. Омск, 1997. С.
9. Захарова, В.В. Мещанское сословие пореформенной России 1998.
10. Гончаров Ю.М., Чутчев B.C. К проблеме изучения средних городских слоев Сибири второй половины XIX - начала XX в. II Известия
АГУ. 2003. № 4. С. 7-16.
11. Ивонин А.Р. Западносибирский город последней четверти XVIII - 60-х гг. XIX в. в системе региональных социально-экономических отношении. Автореферат, д.и.н. Барнаул, 2000. С. 5.
12. Горюшкин Л.М., Кудрявцев Ф.А., Тюкавкин В.Г. Изучение истории Сибири эпохи капитализма // Итоги и задачи изучения истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1971. С. 175-189.
13. Алтай: Историко -статистический сборник по вопросам экономического и политического развития Алтайского горного округа. Томск 1890.
14. Баитов , Г.Б. Очерки Барнаула. Томск, 1906.
15. Новокузнецк в прошлом и настоящем,1971; Юрасова М К. Омск. Очерки истории Города.
16. Город и деревня Сибири в досоветский период. Новосибирск 1984.
17. Анохина Н. А., Шмелева М. Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М, 1977.
18. Иванов, Л. М. О сословно-классовой структуре городов капиталистической России М., 1971 с 313-340.
19. Ерошкин, Н. П. Крепостное самодержавие и его политические институты М.,1981.
20. Сметанин, С. И. Разложение сословий и формирование классовой структуры городского населения России. М., 1978 С. 153-182.
21. Гаврилов, Н. И. Общественный быт горожан Иркутской губернии до второй половины XIX века,2002.
22. Скубневский В. А. Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половинеХ1Х-начале XX века: Население. Экономика. Барнаул, 2003.
23. Захарова, В. В. Экономическая характеристика Мещанского сословия пореформенной России. Экономическая история; Обозрение. Вып. 4; М. 2000.
24. Репина, Л. П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории. Ежедневник .1997. М. 1998.
25. Нардова, В. А. Самодержавие и Городские Думы в России в конце XIX-начале XX века. М, 1994.
26. Дмитриенко, Н. М. Сибирский город Томск в XIX -начале XX века. Управление, экономика, население. Томск. 2002.
27. 27.Богословский М.М. Указ. Соч. с. 27,30
28. Миронов, Б. Д. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное , экономическое развитие. Л, 1990.
29. Алферова, Е. Ю. Социальное развитие городов Урала в 60-90-е годы XIX века. Свердловск , 1991.
30. Скубневский В. А, Старцев А.В, Гончаров Ю.М. Купечество Алтая во второй половине XIX - начале XX века. Барнаул, 2001.
31. Мережковский, Д.С. Еще два слова о мещанстве. Новое время 1994.
32. Паршукова, Н. П. Города Сибири XVIII-XX век. Барнаул. 2001. С 157-166.
33. Араловец, Н. А. Городская семья в России. С. 68.
34. Куприянов А. И. Русский город во второй половине XIX века. Общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М, 1995. С. 128.
35. Лясоцкий, А. И. Записки старого томича. Томск 1954.с 158.
36. Вяземский, Е.Е. - Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы//Проблемы современного образования, 2012, №4;
37. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. - Национально-региональный компонент исторического образования: пособие для учителя / Е.Е Вяземский., О.Ю. Стрелова - М.: Просвещение, 2008. - 175с.
38. Мишина И.А., Цыренова М.Г. - Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории //Преподавание истории в школе, 2016, №7, с 3-12.
39. Петрович, В.Г. - Региональная история: быть или не быть? //Преподавание истории в школе, 2016, №7, с. 26-29.
40. Кузнецова, Ф.С., Программа регионального компонента по истории, Новосибирск, 2005.
41. Репина, Л.П. Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика - М.: Кругъ, 2011 - 560 с.; Концепция образовательной программы «Локальная история: компаративные подходы и методы изучения»
42. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования в России: Монография. 2012 - 138 с.
43. Алексеева, Л.В. К вопросу о национально-региональном компоненте исторического образования // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. Материалы окр. науч.-практ. конф. СПб., 2002 Вып. 5 С. 83-85.
44. Рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С. 7-8.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
46. Примерная основная образовательная программа основного общего Образования.
47. Зверев В.А., Кузнецов Ф.С. История Сибири: Хрестоматия по истории Сибири. Часть I: XVII- начало XX века. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. - 296с.
48. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] -
http://rushistory.org/proekty (дата обращения: 07.03.2016).
49. Стрелова, О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009.
50. Абдулаев, Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. - 2012.
51. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе. Ростов -на- Дону: Феникс, 2005,124с.
52. Кацва, Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: Проблемы и Перспективы// Вопросы образования. 2005. №2.с.148-163.
53. Петросова, Т. Г. Преподавание истории в школе в свете новых стандартов//Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами материалы международного заочного педагогического форума. М.,2016.с.132-136.
54. Дудина, М. Н. Необходимость и возможность перехода от традиционной методики к инновационной в преподавании истории в школе//Историко-педагогические чтения.2016 №20-1.с.39-47.
55. Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 г.
56. Меженина, О. В. Особенности экономического положения мещан в первой половине XIX в. в городах Томской губернии. NovaInfo. 2016 №45-1.
57. Валюнова,А.В. Использование материалов истории Сибири в курсе истории России 7 класса // Новации педагогики и психологии. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2 . г. Рязань, 2017.
58. Фриз, Г. Сословная парадигма и социальная история России // Американская русистика: Вехи историографии последних лет: Императорский период. Самара, 2000 С. 121-162


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ