Методика изучения сословной структуры Российской империи на уроках истории в общеобразовательной школе (на примере мещанства в городах Западной Сибири в 1861-1917 и.)
|
Введение 3
Глава I. Исторические аспекты изучения темы «Сословная структура Российской империи 1861-1917 г. на примере мещанства в городах Западной Сибири» 8
1.1 Историография темы «Сословная структура Российской империи 1861-1917г на примере мещанства в городах Западной Сибири». 8
1.2. Источники изучения темы «Мещанское сословие Западной Сибири в
сословной структуре Российской империи в эпоху модернизации» 22
1.3. Мещанство Западной Сибири в сословной системе Российской империи 25
Глава II. Изучение сословной структуры российской империи на уроках истории в средней школе в контексте региональной истории 37
2.1. Преподавание региональной истории в средней школе 37
2.2. Анализ учебно-методического комплекса по теме «Сословная
структура Российской империи 1861-1917г.» 45
2.3. Методика изучения сословной структуры Российской империи в эпоху модернизации на примере мещанства в Западной Сибири на уроках истории в средней школе 53
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 62
Приложение 1 68
Глава I. Исторические аспекты изучения темы «Сословная структура Российской империи 1861-1917 г. на примере мещанства в городах Западной Сибири» 8
1.1 Историография темы «Сословная структура Российской империи 1861-1917г на примере мещанства в городах Западной Сибири». 8
1.2. Источники изучения темы «Мещанское сословие Западной Сибири в
сословной структуре Российской империи в эпоху модернизации» 22
1.3. Мещанство Западной Сибири в сословной системе Российской империи 25
Глава II. Изучение сословной структуры российской империи на уроках истории в средней школе в контексте региональной истории 37
2.1. Преподавание региональной истории в средней школе 37
2.2. Анализ учебно-методического комплекса по теме «Сословная
структура Российской империи 1861-1917г.» 45
2.3. Методика изучения сословной структуры Российской империи в эпоху модернизации на примере мещанства в Западной Сибири на уроках истории в средней школе 53
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 62
Приложение 1 68
Важнейшей функцией социально-гуманитарного образования, которая находит свое отражение в документах ФГОС, является формирование гражданской идентичности школьников, ценностных ориентаций гражданина России. Этот процесс неразрывно связан формированием исторического сознания и мышления общества: главную роль при этом играет историческая память как историческое знание. В этих условиях возрастает роль и значение истории региона и исторического краеведения, позволяющего школьнику воспринимать историю не как абстрактное знание, а осознавать место своего региона в российской истории.
Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вопросов развития современного общества и участием в этих процессах отдельных слоев населения. В настоящее время весьма важным представляется всестороннее изучение деления жителей нашей страны на социальные группы на основе правовых, экономических и иных критериев. В связи с динамично развивающимся обществом не теряет остроты проблема слабого развития среднего класса в современном российском обществе. В этих условиях интересным и полезным сегодня становится изучение опыта России имперского периода, именно в этот период происходит и прогрессирующий переход от жёсткой сословной структуры общества к постепенному уравнению прав и обязанностей граждан, процесс изменения социального состава городского населения, нашедший свое отражение в идеях все сословности и бессословности.
Первостепенная задача современной школы - создать условия для развития гармоничной, разносторонней развитой личности учащегося, вовлечь каждого в активный познавательный процесс. Серьезным помощником в этом направлении современному учителю истории будет системно-деятельностный подход в обучении, разработанный на основе единства системного (авторы: Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф. и др.) и деятельностного (авторы: Выготский Л. С., Занков Л. В., Лурия А. Р., Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. И др.). Теоретико-методологических основ инновационной образовательной модели, то они разработаны отечественной психологией (психологией развития личности в образовании и продолжают разрабатываться (Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым) под руководством А.Г. Асмолова ). Пока более разработанная применительно к начальной школе данная концепция перспективна для всех учебных дисциплин средней и старшей школы.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход - это тот подход, который делает упор на психологические способности человека. Это тот результат, основанный на преобразованиях внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Современный учитель истории должен владеть современными педагогическими технологиями, активно их применять на уроках, следить за новшествами в преподавании истории, самосовершенствоваться. Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации.
Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения.
Объект изучения - процесс изучения сословной структуры Российской империи на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические возможности изучения сословной структуры Российской империи в общеобразовательной школе (на примере мещанства в городах Западной Сибири 1861-1917гг) в 8 классе.
Цель исследования - изучить методические условия, возможности изучения сословной структуры Российской империи темы на уроках истории в школе на примере изучения мещанства в городах Западной Сибири 1861- 1917 гг.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть историографию и источники изучения темы мещанства
в городах Западной Сибири 1861-1917гг.
2. Изучить сословную систему Российской империи, мещанство как основную социальную группу городского населения западно-сибирских городов.
3.Определить место и роль регионального компонента в изучении истории на уроке в общеобразовательной школе.
4. Рассмотреть методические рекомендации, учебно-методический комплекс технологии и приемы при изучении темы «Сибирский социум в пореформенное время».
5. Разработать в соответствии с ФГОС оптимальные условия при изучении данной темы.
Источниками являются различные законодательные акты, периодическая печать, различные статистические данные. Также при изучении данной темы можно опираться на широкую методическую литературу и законодательные акты, которые регулируют процесс обучения в общеобразовательной школе.
Степень изученности. История мещанства Западной Сибири в отечественной историографии неразрывно связана с изучением западносибирского региона в целом. Особенность Сибири как колонизуемой окраины обусловила специфику ее историографии. Центральное положение в ней занимают вопросы заселения и колонизации края. На первом плане в историографии Сибири поэтому находятся, прежде всего, проблемы ее освоения. Мещанство являлось одним из наиболее массовых сословий Российской империи. Именно мещанство являлось основным носителем городской культурной традиции. В дореволюционной России дворянство, чиновничество, интеллигенция, пренебрежительно относясь вообще ко всякой «буржуазности», в своей массе крайне отрицательно относились к мещанству. С леворадикальных позиций «мирок» мещанина отрицался как часть мира частной собственности. Антимещанская направленность дореволюционной публицистики впоследствии во многом сохранялась в советское время. В последние годы наметилась переоценка этих позиций, что проявилось как в переосмыслении социально-экономических процессов, протекавших в русском пореформенном городе, так и в изменении взглядов на мещанское сословие и его роль в обществе.
Методологическая основа тесно связана с объектом и задачами ВКР. Для решения поставленных задач были использованы, в первую очередь, общенаучные методы исследования (анализ, синтез, методы индукции и дедукции).
Практическая значимость данной Выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций преподавания данной темы на уроках истории в общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены и изучены основные источники и историография изучения темы «Мещанство в городах Западной Сибири в пореформенный период времени». Во второй главе рассмотрены региональный компонент и изучены основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс обучения в общеобразовательной школе, также рассмотрены основные педагогические технологии и приемы изучения данной темы на уроках истории в школе также был составлен план-конспект урока по данной теме.
Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вопросов развития современного общества и участием в этих процессах отдельных слоев населения. В настоящее время весьма важным представляется всестороннее изучение деления жителей нашей страны на социальные группы на основе правовых, экономических и иных критериев. В связи с динамично развивающимся обществом не теряет остроты проблема слабого развития среднего класса в современном российском обществе. В этих условиях интересным и полезным сегодня становится изучение опыта России имперского периода, именно в этот период происходит и прогрессирующий переход от жёсткой сословной структуры общества к постепенному уравнению прав и обязанностей граждан, процесс изменения социального состава городского населения, нашедший свое отражение в идеях все сословности и бессословности.
Первостепенная задача современной школы - создать условия для развития гармоничной, разносторонней развитой личности учащегося, вовлечь каждого в активный познавательный процесс. Серьезным помощником в этом направлении современному учителю истории будет системно-деятельностный подход в обучении, разработанный на основе единства системного (авторы: Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф. и др.) и деятельностного (авторы: Выготский Л. С., Занков Л. В., Лурия А. Р., Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. И др.). Теоретико-методологических основ инновационной образовательной модели, то они разработаны отечественной психологией (психологией развития личности в образовании и продолжают разрабатываться (Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым) под руководством А.Г. Асмолова ). Пока более разработанная применительно к начальной школе данная концепция перспективна для всех учебных дисциплин средней и старшей школы.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход - это тот подход, который делает упор на психологические способности человека. Это тот результат, основанный на преобразованиях внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Современный учитель истории должен владеть современными педагогическими технологиями, активно их применять на уроках, следить за новшествами в преподавании истории, самосовершенствоваться. Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации.
Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения.
Объект изучения - процесс изучения сословной структуры Российской империи на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические возможности изучения сословной структуры Российской империи в общеобразовательной школе (на примере мещанства в городах Западной Сибири 1861-1917гг) в 8 классе.
Цель исследования - изучить методические условия, возможности изучения сословной структуры Российской империи темы на уроках истории в школе на примере изучения мещанства в городах Западной Сибири 1861- 1917 гг.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть историографию и источники изучения темы мещанства
в городах Западной Сибири 1861-1917гг.
2. Изучить сословную систему Российской империи, мещанство как основную социальную группу городского населения западно-сибирских городов.
3.Определить место и роль регионального компонента в изучении истории на уроке в общеобразовательной школе.
4. Рассмотреть методические рекомендации, учебно-методический комплекс технологии и приемы при изучении темы «Сибирский социум в пореформенное время».
5. Разработать в соответствии с ФГОС оптимальные условия при изучении данной темы.
Источниками являются различные законодательные акты, периодическая печать, различные статистические данные. Также при изучении данной темы можно опираться на широкую методическую литературу и законодательные акты, которые регулируют процесс обучения в общеобразовательной школе.
Степень изученности. История мещанства Западной Сибири в отечественной историографии неразрывно связана с изучением западносибирского региона в целом. Особенность Сибири как колонизуемой окраины обусловила специфику ее историографии. Центральное положение в ней занимают вопросы заселения и колонизации края. На первом плане в историографии Сибири поэтому находятся, прежде всего, проблемы ее освоения. Мещанство являлось одним из наиболее массовых сословий Российской империи. Именно мещанство являлось основным носителем городской культурной традиции. В дореволюционной России дворянство, чиновничество, интеллигенция, пренебрежительно относясь вообще ко всякой «буржуазности», в своей массе крайне отрицательно относились к мещанству. С леворадикальных позиций «мирок» мещанина отрицался как часть мира частной собственности. Антимещанская направленность дореволюционной публицистики впоследствии во многом сохранялась в советское время. В последние годы наметилась переоценка этих позиций, что проявилось как в переосмыслении социально-экономических процессов, протекавших в русском пореформенном городе, так и в изменении взглядов на мещанское сословие и его роль в обществе.
Методологическая основа тесно связана с объектом и задачами ВКР. Для решения поставленных задач были использованы, в первую очередь, общенаучные методы исследования (анализ, синтез, методы индукции и дедукции).
Практическая значимость данной Выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций преподавания данной темы на уроках истории в общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены и изучены основные источники и историография изучения темы «Мещанство в городах Западной Сибири в пореформенный период времени». Во второй главе рассмотрены региональный компонент и изучены основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс обучения в общеобразовательной школе, также рассмотрены основные педагогические технологии и приемы изучения данной темы на уроках истории в школе также был составлен план-конспект урока по данной теме.
Изучение темы «Сословная структура общества» на уроках истории в общеобразовательной школе является актуальной на сегодняшний день. Сословная система российского общества является важной характеристикой дореволюционной истории России. Эта особенность, во многом, самобытность пореформенного времени прошлого страны.
Среди всех сословий мещане являлись социальной базой городского населения Российской империи. Это сословие - основа горожан страны и региона. В 1860-е гг. происходит ряд изменений в положении мещан: они освобождаются от телесных наказаний (1863), подушная подать заменяется налогом с городской недвижимости (1863, в Сибири — с 1872), отменяется круговая порука (1866). В ходе судебной реформы 1864 упраздняются сословные суды, в том числе мещанский. По Городовым положениям 1870 и 1892 мещане сохранили свое право на участие в городском самоуправлении, но их избирательные права ограничивались высоким имущественным цензом, поэтому в городских органах преобладали дворяне, купцы и почетные граждане. Таким образом, с одной стороны, мещане получили широкий доступ к государственной службе, из их среды выходили лица «свободных профессий», интеллигенция, они выступали одним из источников формирования буржуазии и пролетариата. С другой стороны, сословные права и привилегии мещанства все больше утрачивали свое значение.
Изучение данной темы на уроках истории в школе в соответствии с федеральными стандартами предоставляет широкие педагогические возможности с точки зрения методического комплекса, методических технологий и приемов.
Среди всех сословий мещане являлись социальной базой городского населения Российской империи. Это сословие - основа горожан страны и региона. В 1860-е гг. происходит ряд изменений в положении мещан: они освобождаются от телесных наказаний (1863), подушная подать заменяется налогом с городской недвижимости (1863, в Сибири — с 1872), отменяется круговая порука (1866). В ходе судебной реформы 1864 упраздняются сословные суды, в том числе мещанский. По Городовым положениям 1870 и 1892 мещане сохранили свое право на участие в городском самоуправлении, но их избирательные права ограничивались высоким имущественным цензом, поэтому в городских органах преобладали дворяне, купцы и почетные граждане. Таким образом, с одной стороны, мещане получили широкий доступ к государственной службе, из их среды выходили лица «свободных профессий», интеллигенция, они выступали одним из источников формирования буржуазии и пролетариата. С другой стороны, сословные права и привилегии мещанства все больше утрачивали свое значение.
Изучение данной темы на уроках истории в школе в соответствии с федеральными стандартами предоставляет широкие педагогические возможности с точки зрения методического комплекса, методических технологий и приемов.



