Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРБАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ В ГОВОРАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В 9 КЛАССЕ)

Работа №155088

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Раздел I. Языковая картина мира и концепт в лингвистических трудах (теоретическая часть) 8
1.1. Понятие языковой картины мира 9
1.2. Понятие категории оценки 11
Вывод по первой главе 20
Глава II. Вербальное выражение оценочных суждений (исследовательский раздел) 22
2.1. Выражение оценочных суждений в виде наречий 22
2.2. Выражение оценочных суждений в виде прилагательных 31
Вывод по второй главе 40
Глава III. Материалы для факультативных занятий по русскому языку «Региональный компонент на уроках русского языка» (методический раздел) 41
3.1. Программа факультативных занятий по русскому языку «Региональный компонент на уроках русского языка» 44
3.2. Конспект занятия «Выражение оценочных суждений в виде прилагательных и
наречий» 47
Вывод по третьей главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 53
Приложения 57

В последние десятилетия, как в России, так и в общемировом масштабе наблюдается возрастающий интерес к культуре, проявляющейся через язык. Языкознание и, в частности, с психолингвистика, интересуется тем, что стоит за языком и речью, то есть к самим человеком как субъектом речевой деятельности. Человек, как носитель определенного языка, рассматривается и как носитель определенной культуры.
По Ю. Д. Апресяну, «отпечатки» картины мира можно обнаружить в языке, в жестах, в изобразительном искусстве, музыке, ритуалах, этикете, вещах, мимике, в поведении людей. Картина мира формирует тип отношения человека к миру - природе, другим людям, задаёт нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к жизни [Апресян 1995].
К рассмотрению национально-культурной специфики тех или иных аспектов или фрагментов картины мира исследователи подходят с разных позиций: одни берут за исходное язык, анализируют установленные факты межъязыкового сходства или расхождений через призму языковой системности и говорят о языковой картине мира; для других исходной является культура, языковое сознание членов определенной лингвокультурной общности, а в центре внимания оказывается образ мира [Язык и картина мира 1988].
Нередки случаи, когда принципиальные различия между этими двумя подходами попросту не замечаются или когда декларируемое исследование образа мира фактически подменяется описанием языковой картины мира с позиций системы языка. Поскольку ниже речь пойдет об исследованиях, выполненных с позиций разных подходов, представляется оправданным в качестве нейтрального использовать термин «картина мира», сопровождая его уточнением «языковая» или заменяя слово «картина» на слово «образ».
Есть также немало исследований, посвященных изучению картин мира, ментальных признаков жителей отдельных регионов. Как правило, работы такого плана базируются на рассмотрении территориальных вариантов русского языка: С.М. Белякова «Образ времени в диалектной картине мира: на материале лексики и фразеологии русских старожильческих говоров юга Тюменской области» [Белякова, 2005]; С.П. Васильева «Русская топонимия Приенисейской Сибири: картина мира» [Васильева, 2005]; Н.А. Григорьева «Эмотивный фрагмент диалектной картины мира донского казачества: структурно-семантический и этнолингвокультурологический аспекты» [Григорьева, 2010]; Е.В. Жалнина «Диалектная лексика как отражение региональной антропонимической картины мира» [Жалнина, 2013]; Л.А. Инютина «История русского языка в Западной Сибири XVII - XVIII вв.: концептуализация пространства» [Инютина, 2012]; В.Ю. Краева «Диалектная фразеология русских говоров Алтая:
лингвокультурологический аспект» [Краева, 2007]; М.О. Сорокина «Лингвокультурологическое исследование поля «погода» в русских говорах Алтая: моделирование фрагмента региональной языковой картины мира»
[Сорокина, 2004]; О.А. Яговцева «Антропоцентрические метафоры в диалектной картине мира: на примере говора Исетского района Тюменской области» [Яговцева, 2006] и др.
Красноярский край входит в число немногих регионов нашей страны с незавершенным лексикографическим описанием. Однако силами красноярских ученых в ХХ-XXI вв. осуществлены работы по относительно полной лексикографической фиксации старожильческих говоров южных, северных районов Красноярского края, а также разнородных по своему составу, переселенческих по преимуществу, говоров центральных районов Красноярского края.
Актуальнось исследования заключается в том, что предложен целесообразно отобранный материал краеведческого характера для изучения раздела «Лексика» на уроках русского языка в 7 классе.
Цель работы - выявление вербальных выражений оценочных суждений в говорах Красноярского края.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
• актуализировать понятия языковой картины мира применительно к данному исследованию;
• определить понятие «оценка» с лингвистической точки зрения
• проанализировать оценочные суждения в говорах Красноярского края.
Объектом исследования являются оценочные суждения.
Предметом исследования - вербальные выражения оценочных суждений в говорах Красноярского края.
Полученные результаты могут найти применение в преподавании теоретических и специальных курсов по русскому языку, психолингвистике, лексикологии, лингвокультурологии, в практике преподавания иностранных языков, а также для разработки тематики дипломных и курсовых работ.
Методами данного исследования являются общенаучные методы бора, описания и анализа, а также семантического анализа текста.
Материалами работы послужили следующие источники: «Словарь русских говоров центральных районов Красноярского края» (СЦГ); Картотека русских говоров северных, центральных и южных районов Красноярского края, хранящаяся в Региональном лингвистическом центре Приенисейской Сибири ФГБОУ ВО «КГПУ им. В.П. Астафьева»; Лексические единицы данных источников отражают особенности диалектной речи второй половины ХХ - нач. XXI вв.
Структура работы включает введение (исследовательская, методологическая и методическая база работы); теоретический раздел ("Языковая картина мира и понятие категории оценки в лингвистических трудах"); исследовательский раздел ("Вербальное выражение оценочных суждений"), методологическая часть (Материалы для факультативных занятий по русскому языку «Региональный компонент в русском языке»), заключение (выводы); список использованных источников; приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе лингвистического анализа в рамках выпускной квалификационной работы мы выявили и сопоставили наречия и прилагательные, выражающие оценочные суждения, а также на основе исследования составили урок для факультативных занятий по русскому языку в 7 классе
Сформулируем основные выводы:
1. В языке отражается взаимодействие человека и действительности в разных аспектах, одним из которых является оценочный: человек выражает субъективное отношение к окружающему миру. Человек вкладывает в высказывание личностное восприятие действительности, тем самым оценивая то, о чём говорит.
2. Проанализировав оценочные наречия и прилагательные, мы пришли к выводу о том, что в центральных говорах Красноярского края преобладают слова с отрицательной (негативной) характеристикой.
Наречия: всего примеров - 93 среди которых положительных - 29,
отрицательных - 46, слов зависящих от контекста - 18.
Прилагательные: всего примеров - 49 среди которых положительных - 19, отрицательных - 30.
3. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно­исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Таким образом, представляется целесообразным вводить элективный курс по ознакомлению с региональными говорами в программу обучения, поскольку это не только обогащает словарный запас учащихся характерной областной лексикой, но и раскрывает перед ними быт и культуру русского народа.


1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995.
2. Арутюнова Н. Д. Логические теории значения // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976.
3. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). - М., 2002. - 384 с.
4. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997.
5. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. С.: 18-36
6. Бондарко A.B. О грамматике функционально-семантических полей И. Известия АН СССР. - 1984. - № 6. - С. 492 - 503.
7. Васильев А.Д., Тимченко А.Г. Вербальные воплощения семиотических оппозиций в лексике русских говоров Красноярского края: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.
8. Вежбицкая А., Язык. Культура. Познание. / Перевод с английского, ответственный редактор М.А. Кронгауз, вступительная статья
Е. В. Падучевой - М.: Русские словари, 1996 - 412 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове)/ Под ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
10. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М., 2002. - 280 с.
11. Востоков А. X. Русская грамматика. - М.: Университетская типография, 1845.-162 с.
12. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.
13. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. - 397с.; Копыленко М.М. Основы этнолингвистики. - Алматы, 1997. - 178 с.
14. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Изд. 5-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. - 368 с.
15. Ивин A.A. Основания логики оценок. - М.: 1970. - 230 с....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ