ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика воображения как психического процесса 6
1.2. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте 11
1.3. Характеристика педагогических средств развития воображения
детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация исследования особенностей воображения детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Результаты исследования особенностей воображения детей
старшего дошкольного возраста 32
2.3. Разработка педагогических условий развития воображения детей
старшего дошкольного возраста 40
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 47
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением становится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития воображения дошкольников является актуальной тем, что данный психический процесс считается важным компонентом любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом. В последнее время часто ставится вопрос о роли воображения в общем умственном развитии ребенка, а также об определении сущности механизмов воображения.
Психолого-педагогическая литература показывает разные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного подхода, среди которых Ж. Пиаже, З. Фрейд, указывают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур. Одновременно с этим, механизмы воображения оказываются обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками, в частности зависят от развития интеллекта и личности ребенка.
Представители другого подхода, Р. Арнхейм, К. Коффка, говорят о том, что генезис воображения напрямую зависит от хода биологического созревания индивида. К таким механизмам воображения в первую очередь относятся составляющие внешних и внутренних факторов.
Еще один подход, представителями которого являются А. Бэн, Т. Рибо, говорят о том, что развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта, которые необходимо рассматривать как трансформацию данного опыта.
Отечественные психологи указывают в своих исследованиях, что развитие воображения у дошкольников занимает важное место. Такие авторы как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка.
Актуален в связи с этим становится поиск эффективных средств и методов для развития воображения старших дошкольников. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Мы полагаем, что такими возможностями обладает работа со сказкой.
Целью исследования: разработать педагогические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
2. Изучить методы развития воображения в дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать педагогические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте в работе со сказкой.
4. Организовать исследование развития воображения детей
старшего дошкольного возраста.
5. Разработать педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: педагогическая работа по развитию
воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при создании следующих педагогических условий:
1. Поэтапная работа с трансформацией сказки, интегрирующей разные виды творческой деятельности детей.
2. Организация совместной творческой деятельности детей,
актуализирующей характеристики воображения.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение психологопедагогической литературы по проблеме особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Эмпирические методы: методики «Соответствия», «Странная картинка», «Сказка про чернильницу», «Как спасти зайку», «День рождения гномика», «Ссора», «Девочка или мальчик?».
Исследование проводилось на базе МКДОУ «Колосок». Количество участников исследования - 20 воспитанников старшей группы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. О воображении впервые говорят при изучении детей дошкольного возраста. Воображение сопровождает многие виды детской деятельности, имея большое значение для познавательного, социально-коммуникативного развития дошкольника. Воображение в дошкольном возрасте имеет свои особенности, как положительно отличающие его от воображения взрослого человека (например, яркость образов), так и «негативно» (воображению дошкольника не хватает произвольности, творческости, точности образов и пр.). Последние особенности видятся нам закономерными: воображение развивается на протяжении взросления ребенка.
В целях развития творческого воображения дошкольников используются, как правило, занятия изобразительным искусством, конструированием, музыкой и пр. Огромное значение для развития фантазии дошкольников имеет игра, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Также богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка: зачастую сказка требует от дошкольников особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного языка, понимание внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.
Чтобы работа над сказкой решала задачу развития воображения дошкольников, необходимо придерживать ряда психолого-педагогических условий:
1. Поэтапная работа с трансформацией сказки, интегрирующей разные виды творческой деятельности детей.
2. Организация совместной творческой деятельности детей, актуализирующей характеристики воображения.
Данное предположение было положено в основу гипотезы данного исследования.
На первом (констатирующем) этапе проверки гипотезы исследования нами организовано исследование особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОО «Колосок». Количество участников исследования - 20 воспитанников
старшей группы. При проведении диагностического исследования особенностей воображения мы использовали методики В.Т. Кудрявцева: «Соответствия», «Странная картинка», «Сказка про чернильницу», «Как спасти зайку», «День рождения гномика», «Ссора», «Девочка или мальчик?».
Результаты диагностики таковы, что всего 5 % старших дошкольников (1 ребенок) обладает высоким уровнем развития воображения; у 75 %
дошкольников (15 детей) выявлен средний уровень развития воображения; 20 % старших дошкольников (4 ребенка) обладают низким уровнем развития воображения. В выборке старших дошкольников преобладает средний уровень развития воображения - такие дети плохо понимают, что значит придумывать, им трудно дается выполнение задания, отсутствует способность оригинально мыслить, нет желания выполнять задания, и выполнены они лишь формально.
Результаты констатирующего этапа исследования стали основанием для разработки и апробации программы развития воображения детей старшего дошкольного возраста - в качестве основного средства нами выбран метод сказки. На подготовительном этапе программы мы обогатили предметно-развивающую среду группы - создали уголок «В гостях у сказки», подобрали сказки для работы со старшими дошкольниками, подготовили практический материал: наглядно-дидактические пособия, иллюстрации и пр. На основном этапе мы организовали совместную работу с детьми со сказкой: прочтение, обсуждение, постановка проблемного вопроса по сказке; использовали традиционные и нетрадиционные формы работы со сказкой.
После мы организовали работу по коллективному придумыванию сказки, а на заключительном этапе - инсценировали ее.
Формирующая работа со старшими дошкольниками, таким образом, была, с одной стороны, систематичной и алгоритмичной (мы достаточно подробно проработали три русских народных сказки), с другой - очень разноплановой, воздействующей на различные творческие способности, относящиеся к воображению. Мы заметили, что по мере вовлеченности детей в работу им становилось легче продуцировать образы, развитие сюжетов и пр., что, вероятно, говорит о развитии воображения детей. Оценить эффективность проведенной работы мы смогли посредством проведения контрольного этапа исследования.
Диагностика на контрольном этапе исследования показала, что повысилась численность детей с высоким уровнем развития воображения и снизилась (более того - свелась к нулю) численность детей с низким уровнем развития воображения. Таким образом, работа над сказкой является эффективным средством развития воображения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Поэтапная работа с трансформацией сказки, интегрирующей разные виды творческой деятельности детей.
2. Организация совместной творческой деятельности детей,
актуализирующей характеристики воображения.
Гипотеза исследования доказана.
1. Арамовская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 18-23.
2. Белкина В.Н., Сивкова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 95-98.
3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления
дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 92 с.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., 1983.205 с.
5. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М., 2015. 142 с.
6. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 2017. 98 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М., 2015. 358 с.
8. Долгова А.А., Попова И.А. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. 2016. С. 236-239.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: пособие для
педагогов дошкольных учреждений. М.: Знание, 1986. 96 с.
10. Дьяченко О.М. Об активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 2017. № 1. С.36-39.
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. 2018. № 6. С.30-33.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 2014. 412 с.
13. Еременко Е.Н. Развитие процесса воображения школьника как основы преобразующей деятельности // Начальная школа. 2017. № 9. С. 2326.
14. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 288 с.
15. Жирикова Д.А., Апшева С.Ю. Развитие воображения детей дошкольного возраста с помощью сказки // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 27. С. 95-100....53